Структура доходов и расходов Государственного бюджета. Бюджетная классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 06:45, контрольная работа

Описание работы

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицимт (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицитом (или дефицит бюджета).

Цель курсовой работы - исследовать состав и структуру доходов и расходов государственного бюджета.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Бюджет.
Сущность бюджет……………………………………………4


Функции бюджета…………………………………………...5


Глава 2. Государственные доходы и расходы.



2.1 Сущность государственных доходов и расходов………………9



2.2 Классификация государственных доходов и расходов ………17

Глава 3. Бюджетная классификация Республики Казахстан …………….21

Заключение …………………………………………………………………..22

Глоссарий ……………………………………………………………………23

Список используемой литературы …………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

      Диалектика расходов аналогична рассмотренной в понятии «доходы». Кроме того, она состоит и в том, что понятие «расходы» имеет двойной смысл:

1. Использование  денежных средств по их целевому  назначению, то есть непосредственную  трату денежных средств в процессе обмена. В этом случае в состав расходов включаются расходы предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, населения, осуществляемые за счет конечных доходов, а валовой общественный продукт распадается на три фонда: фонд возмещения, фонд накопления, фонд потребления.

2. От фактического  расходования средств в процессе  обмена следует отличать расходы  распределительного характера, которые  формируются посредством финансов: при использовании общегосударственных  фондов и распределении фондов предприятий по их целевому назначению; денежные расходы служат основой формирования конечных доходов всех субъектов хозяйствования.

     Эти два аспекта отражают противоречивость и сложность понятия «расходы» при его трансформации в понятие «затраты»: если «расходы» предполагают окончательную трату, потребление (в противоположность «доходу»), то «затраты» означают издержки «в зачет», наперед, в ожидании будущих дохода или прибыли.

     Положение государственных расходов среди других категорий определяется значением государственной собственности и ролью государства в современных условиях. Государство является собственником средств производства, выступает организатором производственного процесса, участвует в создании и распределении валового общественного продукта и в соответствии со своими функциями и задачами через систему государственных расходов удовлетворяет значительную часть общественных потребностей. Хотя доля государственного сектора в экономике республики за период реформирования резко снизилась, но даже с выполнением программы разгосударствления и приватизации эта доля останется в пределах 30-40% (с учетом природных ресурсов), что соответствует развитым рыночным отношениям. Поэтому категория «государственные расходы» отражает устойчивые экономические отношения и сохраняет свое значение в перспективе.

        Роль государственных расходов определяется тем, что преобладающая их часть направляется для производства или обеспечения общественными товарами, благами и услугами населения страны. Расходы на социально-культурные цели, оборону, охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственных инфраструктурных предприятий и организаций призваны удовлетворить общие потребности населения в дополнение к обеспечению рыночными товарами и услугами со стороны как государственного, так и рыночного секторов экономики.

      Организация государственных расходов достигается посредством их прогнозирования, а также установления строгого порядка их финансирования и использования средств. Поэтому одним из принципов организации государственных расходов является плановость. Государство участвует в распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, экономическими районами в целях сбалансированного развития национального хозяйства и повышения социального уровня жизни народа. Основным методом планирования государственных расходов является балансовый метод.

      Целевой характер финансирования государственных расходов предполагает использование государственных средств на строго определенные мероприятия. Этим обеспечивается достижение пропорций в развитии отдельных отраслей национального хозяйства и регионов, выделение средств в первую очередь на развитие наиболее перспективных и прогрессивных отраслей, определяющих научно-технический прогресс и решение важнейших социальных проблем.

      Безвозвратный характер финансирования государственных расходов не требует непосредственного возмещения предоставленных ресурсов (в отличие от кредитного метода). Предоставление финансовых ресурсов согласно данному принципу в последнее время совмещается с кредитными методами финансирования из государственного бюджета (например через Государственный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства) - это повышает эффективность используемых ресурсов.

     Финансирование в меру выполнения планов (прогнозов) развития предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при выполнении производственных показателей и осуществлении мероприятий в соответствии с прогнозами экономического и социального развития.

Соблюдение режима экономии в использовании ресурсов - важный принцип организации государственных  расходов, направленный на мобилизацию  внутренних резервов и усиление контроля за расходованием государственных средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное и бережливое их использование.

Необходимым принципом  организации государственных расходов является оптимальное сочетание  бюджетных, кредитных и собственных источников их покрытия. Этот принцип выражает процесс софинансирования государственных расходов. 
 

               
 
 

     2. 2. Классификация государственных доходов и расходов. 

       Классификация государственных доходов позволяет глубже понять их экономическую природу, состав и целевую направленность, принципы формирования, то есть всю систему государственных доходов.

     В зависимости от организационно-правового оформления форм собственности государственные доходы состоят из:

1) доходов государственных предприятий и организаций;

2) налоговых  поступлений частнопредпринимательского  сектора;

3) налоговых  платежей населения;

4) налоговых  поступлений кооперативных и  коллективных организаций и предприятий;

5) налоговых  поступлений общественных организаций.

    В зависимости от сфер создания государственные доходы классифицируются:

1) на доходы, формируемые в сфере материального  производства;

2) доходы, образующиеся  в непроизводственной сфере.

    По финансовому содержанию государственные доходы делятся на:

1) налоговые;

2) неналоговые  (средства от разгосударствления  и приватизации, доходы от денежно-вещевых  лотерей и т.д.).

   В случае мобилизации налоговых доходов возможна смена форм собственности.

   По методам мобилизации доходы классифицируются на централизованные и децентрализованные.

   Отдельные составляющие стоимости валового общественного продукта и национального дохода формируют систему государственных доходов и финансовых ресурсов как правительства, так и хозяйственных единиц, принадлежащих государству. Основное место среди них занимают чистый доход общества в виде чистого дохода государственных предприятий, налога на добавленную стоимость, акцизов, доходов от внешнеэкономической деятельности, отчислений на социальные нужды (в пенсионные фонды). Сюда относится также сальдо взаимоотношений хозяйственных организаций по регулированию разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию. Данные виды доходов образуются на предприятиях разных форм собственности, по-разному участвуя в распределительном процессе. Если поступления от налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин целиком передаются в распоряжение государства, то чистый доход государственных предприятий, отчисления на социальное нужды - только частично.

    Чистый доход общества выражает стоимость прибавочного продукта в денежной форме, то есть при реализации прибавочный продукт получает форму чистого дохода.

Государственные расходы можно классифицировать следующим образом:

- расходы на  финансирование экономики;

- расходы на социально-культурные мероприятия;

- расходы на  социальную защиту населения;

- расходы на  оборону;

- расходы на  управление.

Рассмотрим подробнее.

1. Расходы на  финансирование экономики представляют  собой денежные средства, направляемые  на создание условий для постоянного роста объемов производства и повышения его эффективности. К ним относятся:

- капитальные  вложения,

- ремонт основных  фондов,

- прирост оборотных  средств,

- создание материальных  резервов,

- образование  специальных фондов и фондов  целевого финансирования.

     Главное место в расходах на экономику занимают капитальные вложения -совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направляемых на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей национального хозяйства.

 В состав  капитальных вложений включаются  затраты:

1) на строительно-монтажные  работы;

2) приобретение  оборудования, инструмента, инвентаря;

3) прочие капитальные  работы и затраты (проектно-изыскательные,  геологоразведочные и буровые  работы, затраты по отводу земельных участков и переселению и т.д.);

4) затраты на  подготовку кадров для вновь  строящихся предприятий.

Государственные резервы - создаваемые государством запасы важнейших видов сырья, материалов, топлива, некоторых видов машин и оборудования, зерна, продовольственных товаров, продукции, предназначенной для нужд обороны. Государственные резервы составляют особый централизованный фонд государства, постоянно восстанавливаемый и пополняемый; расходование государственных резервов допускается в исключительных случаях и только по особым постановлениям и решениям правительства. Государственные резервы образуются за счет средств государственного бюджета.

2. Расходы на  социально-культурные мероприятия.  Учреждения образования привлекают  внебюджетные средства и ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных образовательных услуг; часть средств предоставляют предприятия в организации - спонсоры.

С 1999 г. применяется  новый механизм финансирования высшего  образования на основе грантов и  кредитов; в первом случае средства выделяются безвозмездно за счет госбюджета для подготовки специалистов нужного профиля, во втором - за счет долгосрочного кредита обучающимся со стороны коммерческих банковских структур на договорной основе (банковское учреждение - студент - вуз - Министерство образования).

Финансирование  культуры и искусства включает содержание библиотек, клубов, домов культуры, музеев и выставок, театров, филармоний, музыкальных коллективов, ансамблей, киностудий; они финансируются из бюджета, а также средств предприятий, общественных организаций. Ряд учреждений культуры и искусства находится на хозрасчете (театры, цирки) и по ним устанавливаются сумма дотаций из бюджета на величину расходов, не покрываемых собственными доходами.

      Расходы на содержание средств массовой информации в Республике Казахстан направляются на финансирование государственного радиовещания, телевидения, издательств, газет и журналов, в которых государство выступает как учредитель.

3. Расходы на  социальную защиту населения.  Данная группа расходов занимает  наибольший удельный вес в  системе государственных расходов. В условиях перехода к рыночным  отношениям расходы на социальную  защиту населения становятся  приоритетными и возрастают в  связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.

    Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально-экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.

     Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов, из которых производятся различные социальные выплаты населению.

     Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат, служит размер среднедушевого потребительского бюджета. Для этого рассчитываются стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и переутверждается представительным органом.

Информация о работе Структура доходов и расходов Государственного бюджета. Бюджетная классификация