Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 6
Глава 2. Устройство бюджета Российской Федерации 16
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
кредитные соглашения и договора;
займы в виде муниципальных ценных бумаг;
договоры о бюджетных кредитах от бюджетов других уровней;
договоры о предоставлении муниципальных гарантий.
Государственные
внешние заимствования
Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, законодательно установленным разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.
Предоставление
бюджетных средств
ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
средств на оплату по государственным или муниципальным контрактам;
трансфертов населению;
ассигнований на обязательные выплаты населению;
ассигнований
на осуществление отдельных
ассигнований на компенсацию дополнительных расходов по решениям органов государственной власти;
бюджетных кредитов юридическим лицам;
субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;
межбюджетных трансфертов;
кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
кредитов иностранным государствам;
средств на обслуживание долговых обязательств.
Финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения изменений в закон о бюджете при наличии дополнительных поступлений в бюджет или при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета. В законе о бюджете на очередной финансовый год указывается перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае, если расходы на реализацию законодательного акта частично обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе о бюджете, в законе о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного акта. Если в процессе исполнения бюджета происходит увеличение объема поступлений доходов бюджета сверх сумм, установленных законом о бюджете на соответствующий год, дополнительные доходы в первоочередном порядке направляются на финансирование расходов, предусмотренных законодательными и нормативными актами, не обеспеченными или обеспеченными частично источниками финансирования в бюджете на соответствующий год.
Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов, заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров, принятия федеральных законов, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита Федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Федеральные законы, предусматривающие предоставление субвенций из Федерального фонда компенсаций, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и ежегодно вводиться в действие федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов Федерации (местным бюджетам).
Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют в целях исключения финансирования расходов, которые не предусмотрены законами о федеральном бюджете или не обеспечены поступлениями доходов и федеральными займами. Порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Федеральным казначейством. На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, доводит объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства.
Санкционирование расходов Федерального бюджета включает:
утверждение
и доведение бюджетных
утверждение
и доведение до распорядителей и
получателей средств
принятие денежных обязательств получателями средств Федерального бюджета;
подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.
Анализ бюджетных расходов можно проводить в целом, по отраслевому признаку, по статьям затрат. Исходя из функциональной классификации расходов, расходы федерального бюджета представлены в таблице 6.3.2, а их структура – в таблице 7.3.2.
Динамика расходов Федерального бюджета за 2010-2011 гг. (в млрд. рублей)3
Рассмотрев
Федеральный закон «Об
Указанный Федеральный закон внесен Правительством Российской Федерации.
Исполнение федерального бюджета в 2010 году осуществлялось в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры для основных товаров российского экспорта, сокращения численности безработных, аномально жаркого лета.
Принятые антикризисные меры в 2008-2009 годах позволили экономике страны в 2010 году выйти на траекторию восстановительного экономического роста, повысить устойчивость функционирования финансовой и банковской систем.
Исполнение федерального бюджета за 2010 год позволило решить большинство задач, определенных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Вместе с тем в 2010 году не было обеспечено решение проблемы достижения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. До сих пор не внесены в Государственную Думу новая редакция девятого раздела Бюджетного кодекса Российской Федерации «Государственный и муниципальный финансовый контроль» и проект федерального закона «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации», устанавливающего правовые основы стратегического планирования и социально-экономического развития.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2010 году изменения в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» вносились три раза, при этом основные характеристики федерального бюджета уточнялись дважды.
С
1 января 2010 года единый социальный налог,
взимавшийся около девяти лет, был
заменен на страховые взносы в
государственные внебюджетные фонды.
Была проведена валоризация
Если в 2009 году отмечалось падение темпов роста по большинству основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие России, то в 2010 году, по сравнению с предыдущим годом, произошло улучшение их динамики: индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности составил 105,7 % (в 2009 году – 91,4 %), индекс промышленного производства – 108,2 % (90,7 %), объем инвестиций в основной капитал – 106 % (84,3 %), грузооборот транспорта – 106,9 % (89,9 %), объем платных услуг населению – 101,5 % (97,5 %), оборот розничной торговли – 106,3 % (94,9 %). Однако докризисный уровень по этим показателям не был достигнут.
В 2010 году объем ВВП составил 44 939,2 млрд. рублей, что на 4% больше чем в 2009 году.
Уровень инфляции в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года составил 8,8 % (в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года – 8,8 %). При этом в отличие от предыдущих лет значительное увеличение цен наблюдалось во второй половине года и было обусловлено ростом цен на продовольственные товары из-за сокращения производства продукции сельского хозяйства в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 11,9 %, вызванного значительными потерями урожая из-за аномально жаркого лета.
В среднем за 2010 год мировая цена на нефть марки «Юралс» составила 78,2 доллара США за баррель, что выше уровня 2009 года на 28 % (61,1 доллара США за баррель), однако на 17,2 % ниже уровня 2008 года (94,4 доллара США за баррель). Средняя экспортная цена на природный газ в 2010 году находилась на уровне 268,5 доллара США за 1 тыс. куб. м. и была на 7,7 % выше чем в 2009 году (249,3 доллара США за 1 тыс. куб. м.), но на 24,1 % ниже чем в 2008 году (353,7 доллара США за 1 тыс. куб. м.).
Объем экспорта в 2010 году составил 400,1 млрд. долларов США, рост по сравнению с 2009 годом на 31,8%. Импорт составил в 2010 году 248,7 млрд. долларов США (129,7% к уровню 2009 года). Положительное сальдо торгового баланса в 2010 году составило 151,4 млрд. долларов США, что на 34,8 млрд. долларов США выше чем в 2009 году.
В 2010 году остался достаточно низкий уровень консолидированного внешнего долга Российской Федерации, который составил на начало 2011 года 489,04 млрд. долларов США (33% к ВВП), увеличившись по сравнению с началом 2010 года на 21,8 млрд. долларов США. При этом международные резервы Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года (479,4 млрд. долларов США) оказались на 9,64 млрд. долларов США меньше общего объема консолидированного внешнего долга Российской Федерации.
В 2010 году темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения составил 4,2 % против 2 % в 2009 году, реальный размер назначенных пенсий вырос на 34,8 % (в 2009 году – увеличение на 10,7 %).
Доходы
федерального бюджета в 2010 году составили
8 305,4 млрд. рублей, что на 430,4 млрд. рублей
или на 5,5 %, больше законодательно установленного
показателя, расходы – 10 117,4 млрд. рублей,
что на 139,0 млрд. рублей или на 1,4 %, меньше
законодательно установленного показателя.
Размер дефицита федерального бюджета
– 1 812,0 млрд. рублей, что на 569,5 млрд. рублей
или на 23,9 % меньше установленной
суммы (4% к ВВП).