Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 6
Глава 2. Устройство бюджета Российской Федерации 16
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Сохраняющийся с 2009 года дефицит федерального бюджета повлиял на рост долговой нагрузки. Государственный долг Российской Федерации в трехлетнем периоде увеличивается с 13,6% ВВП (6 844,2 млрд.рублей) на конец 2011 года до 18% ВВП (11 169,9 млрд.рублей) к началу 2014 года. При этом доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга будет нарастать с 75% до 79% при соответствующем снижении доли внешнего долга.
В период с 2011 года по 2013 год государственный долг Российской Федерации увеличивается не только в номинальном выражении, но и относительно ВВП, однако параметры долговой нагрузки федерального бюджета не превышают допустимый уровень в соответствии с принятыми международными стандартами.
В то же время, Комитет обращает внимание на то, что к началу 2014 года государственный долг Российской Федерации (11 169,9 млрд.рублей) будет превышать прогнозируемые годовые доходы федерального бюджета (10 379,9 млрд.рублей) на 790 млрд.рублей.
С
ростом государственного долга Российской
Федерации увеличиваются и
Рост процентных расходов федерального бюджета сопровождается также увеличением их доли в общих расходах федерального бюджета с 3,6% в 2011 году до 4,9% в 2013 году, что соизмеримо с такими расходами федерального бюджета, как оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации.
Основную долю в бюджетных ассигнованиях на обслуживание государственного долга Российской Федерации составят расходы на обслуживание внутреннего государственного долга: в 2011 году они увеличатся на 52,3% по сравнению с 2010 годом и составят – 298,6 млрд. рублей, в 2012 году – 416,7 млрд. рублей и в 2013 году – 487,1 млрд. рублей.
Обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации прогнозируется в 2011 году в размере 2,9 млрд. долларов США (91,3 млрд. рублей). В 2012-2013 годах указанные бюджетные ассигнования составят 3,3 млрд. долларов США (101,6 млрд. рублей) и 3,6 млрд. долларов США (113,5 млрд. рублей) соответственно.
В этой связи Комитет считает, что Правительству Российской Федерации необходимо продолжить работу по снижению дефицита федерального бюджета и бюджетной системы в целом. Дальнейшее финансирование дефицита федерального бюджета за счет наращивания государственного внутреннего долга может негативно отразиться на экономическом развитии Российской Федерации, стабильности национальной валюты, благосостоянии российских граждан.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает необходимым отметить, что, несмотря на сохранение Российской Федерацией в 2011-2013 годах долговой устойчивости (при запланированном уровне государственного долга и расходов на его обслуживание), ориентиром в проводимой Правительством Российской Федерации бюджетной политике должно стать достижение бездефицитного федерального бюджета в принятых условиях прогнозирования по стоимости нефти, начиная уже с 2014, в крайнем случае с 2015 года.
V. Основные принципы взаимоотношений
федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации
В связи с изменением структуры классификации расходов бюджетов дотации, направляемые на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, сгруппированы в новом разделе «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Другие межбюджетные трансферты (субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты) отражаются в составе разделов классификации расходов федерального бюджета по их отраслевой принадлежности.
Общий объем межбюджетных трансфертов планируется в 2011 году в сумме 3 692,2 млрд. рублей, что на 9% ниже уровня 2010 года. В 2012 году объем этих средств составит 3 682,6 млрд. рублей, а в 2013 году – 3 862,9 млрд. рублей.
Значительная доля финансовых средств, предусмотренных по данному разделу, приходится на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Объем этих средств составляет в 2011 – 2013 годах 396,9 млрд. рублей, и остается на уровне 2010 года, не учитывая темпы инфляции, как это было в предыдущие годы, что, впрочем, не противоречит бюджетного законодательству.
В
2011 году в целом сохраняется
Получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2011 году будут 69 субъектов Российской Федерации (в 2010 году их было 70), а их предоставление позволит в 2011 году сократить разницу в бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными регионами с 5,8 раз до 2,4 раз.
На 2011-2013 годы сохраняется предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации при возникновении экстренных ситуаций с их исполнением.
Несмотря на продолжающийся процесс оптимизации субсидий, в том числе их консолидацию в рамках ключевых направлений государственной политики, количество субсидий увеличивается и составляет в 2011 году 83 вида (в 2010 году их было 75). Объем субсидий в 2011 году составляет 442,9 млрд. рублей, что на 8,3% больше уровня 2010 года. В 2012 году он сокращается почти на треть и планируется в сумме 312,5 млрд. рублей, а в 2013 году эта сумма должна составить 243,7 млрд. рублей, что на 22% ниже уровня 2012 года.
Общий объем субвенций на 2011 год предусмотрен в сумме 246,2 млрд. рублей, что составляет 67% от уровня 2010 года. В 2012 году объем этих средств предполагается в сумме 248,9 млрд. рублей, а в 2013 году – 257,2 млрд. рублей. Доля субвенций в общем объеме финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам составляет в 2011 году 20%, что меньше показателя 2010 года на 8%, однако увеличивается в 2012 году до 24%, в 2013 году - до 27%.
Анализ межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и региональными бюджетами показывает, что акцент в оказании финансовой помощи регионам сместился в сторону предоставления помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Таким образом, перед органами власти субъектов Российской Федерации остро встает задача исполнения возложенных на них расходных обязательств во многом за счет имеющихся у них средств собственных бюджетов.
Несмотря на постепенный выход экономики страны из посткризисного периода, появившиеся признаки ее восстановления и стабилизации собственной доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, велика вероятность того, что бюджеты субъектов Российской Федерации будут испытывать дефицитность собственных средств на выполнение возложенных на них обязательств.
Кроме того, от региональных властей в 2011 – 2013 годах потребуется изыскание дополнительных источников доходов бюджетов или увеличения заимствований у банков для обеспечения своевременного и полного возврата бюджетных кредитов, предоставленных ранее федеральным бюджетом (в 2011 году – 49,6 млрд. рублей, в 2012 году – 136,5 млрд. рублей, в 2013 году – 106,6 млрд. рублей).
Таким образом, учитывая необходимость сглаживания последствий влияния кризиса на социально-экономическое развитие регионов и исполнения ими в полном объеме расходных обязательств при недостаточности средств их собственных бюджетов, реальное сокращение финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации является, по мнению Комитета, преждевременным.
В
связи с этим назрела необходимость
проведения всестороннего анализа
существующего на сегодняшний день
финансового обеспечения
Также, первоочередной задачей является внесение изменений в действующую методику распределения дотаций на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности, направленных на создание стимулов для субъектов Российской Федерации в увеличении их собственной доходной базы.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает возможным поддержать в целом концепцию проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Бюджетная политика России последних лет, разработанная в соответствии с программами социально-экономического развития РФ с учетом одобренных Правительством РФ принципов реструктуризации бюджетного сектора в РФ, направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ.
В последние годы в основном была решена задача обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности. Принятый в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года бюджетный кодекс РФ установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов «сверху вниз» в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектов РФ.
Реализация одобренных правительством РФ «Принципов реструктуризации бюджетного сектора в РФ в 2009-2011 гг. и на период до 2012 года» направлена на:
совершенствование управления действующей сети получателей бюджетных средств;
внедрение новых механизмов бюджетного финансирования;
расширение возможностей привлечения организаций различных организационно – правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет бюджетного финансирования;
формирование условий для преобразования организаций бюджетного сектора в иные организационно-правовые формы.
При подготовке бюджета определяющими стали такие направления как: устойчивый экономический рост, снижение инфляции, преодоление бедности, обеспечение национальной безопасности.
Одна из важных задач бюджета – повышение устойчивости финансовой системы к воздействию внешнеэкономической конъюнктуры. Бюджет 2012 года построен на принципах, предотвращающих кризисы, подобные 1998 года и 2008. Создание Стабилизационного фонда в России должно предотвратить появление подобных рисков.
В то же время, несмотря на определенные успехи бюджетной политики последних лет, в России в настоящее время отсутствуют включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов, не достаточно решены проблемы межбюджетных отношений.
В рамках Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2009-2012 годах и Программы развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2011 года заложены основы новой системы межбюджетных отношений, создания условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
Федеральный закон от 15.08.96 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах. Постановление Правительства РФ от 22.05.04. № 249.
Бюджетная система России.- Учебн. Для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б.Поляка.-М.:Юнити-ДАНА, 2001. –540с.
Бюджетный процесс РФ. - Учебн/ Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской-2е изд.,испр. и перераб.- М.:Юрайт, 2000.-615 с.