Сущность, функции финансов и финансовые ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению государственных финансов Российской Федерации, проблемам сбалансированности, оптимизации его расходов и путям повышения доходов.
Актуальность данной темы заключается в исследовании основных направлений использования денежных средств государства. Также с 2004 года в Российской Федерации осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к сбалансированности федерального бюджета. А с 2008 года закон о федеральном бюджете стал приниматься не на один год, а на три (очередной финансовый год и плановый период – два последующих года).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Сущность финансов и их функции…..……………………...…………….......5
1.1 Финансы как экономическая категория……………………………………..5
1.2 Функции финансов и их роль в общественном производстве……….…….7
1.3 Финансы в общественном воспроизводстве……………………………….11
1.4 Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики………………………………………………………………………….18
2. Анализ сбалансированности федерального бюджета………………………21
2.1 Анализ сбалансированности федерального бюджета
за 2011 – 2012 г.г………………………………………………………………....21
3. Проблемы исполнения расходных обязательств в Российской Федерации в условиях дефицита федерального бюджета…………………………………...28
3.1 Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности………………………………………………………………...28
3.2 Оптимизация поступлений в доходную часть федерального
бюджета…………………………………………………………………………..35
3.3 Пути повышения использования нефтегазовых ресурсов………………...42
Заключение…………………………………………………………………...…..47
Список использованной литературы…………………………..……………….48

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

Конкретными формами  и методами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, принятие финансового законодательства, система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Механизм финансового  управления обеспечивает взаимодействие управляющей системы с объектом управления, непрерывность денежных и информационных потоков в процессе формирования и использования финансовых ресурсов. Механизм финансового управления функционирует в условиях нормативно-правовой регламентации. Управляющая система (финансовая система) — совокупность финансовых институтов (учреждений); управляемая система (система финансов) — совокупность денежных отношений.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Министерство финансов РФ).

Финансовая политика позволяет соединить воедино  потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих  финансах (объектах управления), с конкретными  методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Основа определения  будущей финансовой политики содержится в соединении старых и новых финансовых механизмов.

Формируя финансовый механизм, государство стремится  обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что выступает залогом эффективности финансового механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Анализ сбалансированности федерального бюджета.

Федеральный бюджет Российской Федерации – центральное  звено государственных финансов России.

Федеральный бюджет выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Главные функции Федерального бюджета – перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда.

Федеральный бюджет в Российской Федерации формируется  в основном за счет налоговых доходов (около 60%), где преобладают косвенные налоги. НДС составляет более 30% доходов. В зарубежных странах федеральный бюджет формируется тоже за счет налоговых доходов, правда их доля значительно выше (около 90%). В них преобладают прямые налоги. Расходная часть федерального бюджета в разных странах разнообразна, но все же ряд статей расходов у многих стран одинаковы, например, государственное управление, национальная оборона, судебная власть, обслуживание государственного долга, образование и т.д.

 

2.1. Анализ сбалансированности федерального бюджета за 2011 - 2012 г.г.

Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 годы и бюджетных правил, вводимых в действие с 1 января 2013 года (таблица 1):

 

 

 

 

Таблица 1.

Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2015 годы

млрд. рублей

Показатель

2011 год (отчет)

2012 год

(закон с учетом изменений)

2013 год

2014 год

2015 год (проект)

371-ФЗ

проект

371-ФЗ

проект

Доходы, всего 

11 367,7

12 677,0

12 705,9

12 395,4

14 091,8

13 642,2

15 223,7

%% к ВВП

20,8

20,9

19,6

18,8

19,4

18,6

18,7

Расходы, всего 

10 925,6

12 745,1

13 730,6

13 387,3

14 582,9

14 101,9

15 316,0

%% к ВВП

20,0

21,0

21,2

20,3

20,1

19,2

18,8

в том числе условно  утверждаемые

         

388,9

1206,6

%% к общему  объему расходов

         

2,8

7,9

Дефицит(-)/ Профицит(+)

+442,1

-68,1

-1 024,7

-991,9

-491,1

-459,7

-92,3

%% к ВВП

0,8

-0,1

-1,6

-1,5

-0,7

-0,6

-0,1


 

Динамика поступления  доходов федерального бюджета в 2008-2012 годах характеризуется снижением  с 22,5% к ВВП в 2008 году до 18,9% к ВВП  в 2009 году и 18,4% к ВВП в 2010 году, в 2011-2012 годах доходы увеличились до 20,8% и 20,9% к ВВП соответственно, однако не достигли уровня 2008 года (22,5%). За период 2008-2012 годов нефтегазовые доходы снизились на 0,1% к ВВП и ненефтегазовые доходы – на 1,5% к ВВП. Уменьшение ненефтегазовых доходов обусловлено, в основном, изменениями в налоговом законодательстве (снижение с 1 января 2009 г. федеральной ставки налога на прибыль организаций с 6,5% до 2,0% и отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога).

В 2013-2015 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета  с 20,9% ВВП в 2012 году до 18,8% в 2013 году, с дальнейшим снижением к 2015 году до 18,7% к ВВП. При этом нефтегазовые доходы снижаются на 2,0% к ВВП (с 10,5% к ВВП в 2012 году до 8,5% к ВВП в 2015 году) и ненефтегазовые доходы на 0,2% к ВВП (с 10,4% до 10,2% к ВВП) (приложение 1).

Снижение прогнозируемого поступления  нефтегазовых доходов в процентах  к ВВП в 2013-2015 годах по отношению  к 2012 году обусловлено снижением  цены на нефть марки «Юралс» и  налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, а также  более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов добычи нефти.

Снижение ненефтегазовых доходов  федерального бюджета в процентах  к ВВП в 2013-2015 годах по отношению  к 2012 году связано, в основном, с прогнозируемым уменьшением поступлений от взимания ввозных таможенных пошлин и вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары (за исключением углеводородного сырья). Уменьшение прогноза указанных доходных источников федерального бюджета обусловлено снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин и средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Прогнозируемая структура  доходов федерального бюджета приведена в Приложении 1.

К 2015 году планируется рост расходов федерального бюджета в номинальном и в реальном выражении (таблица 2).

Таблица 2.

Динамика расходов федерального бюджета

 

Показатель

2012 год

(закон с учетом изменений)

Прогноз

2013 год

2014 год

2015 год

Прирост к предыдущему  году (расходы всего):

млрд. рублей

1 819,5

642,2

714,6

1 214,1

% (в номинальном  выражении)

16,7

5,0

5,3

8,6

% (в реальном  выражении)

10,1

-0,4

0,3

3,4

Прирост к ФЗ «О федеральном  бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» 
(№ 371-ФЗ от 30.11.2011 г.)

млрд. рублей

 

-343,3

-481,0

 

% от 371-ФЗ

 

-2,5

-3,3

 

Принятые для формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.

При этом несмотря на  сокращение общего объема расходов в  реальном выражении и их доли в  ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП). Особенно значительным это превышение было в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего в том числе решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

Рисунок 1

Динамика расходов федерального бюджета в % к ВВП

 

Формирование структуры  расходов федерального бюджета с  учетом задачи поэтапной адаптации  бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в процентах к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов:

1) выделение расходных обязательств  Российской Федерации, обусловленных действующим законодательством или международными соглашениями и подлежащих исполнению в полном объеме (публичных и приравненных к ним расходных обязательств), основными из которых являются:

обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;

пенсионное обеспечение  военнослужащих и приравненных к  ним лиц;

социальные пособия  и компенсации (федеральные мандаты);

формирование стипендиального  фонда для обучающихся в федеральных  учебных заведениях;

финансовое обеспечение  судебной системы;

обслуживание государственного долга Российской Федерации;

выполнение международных и  налоговых обязательств федеральных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени Российской Федерации;

предоставление субвенций  субъектам Российской Федерации  на выполнение «делегированных» полномочий;

2) выделение бюджетных  ассигнований на реализацию приоритетных направлений государственной политики (мероприятий), основными из которых являются:

обеспечение федеральных  обязательств по оплате труда и денежному  довольствию военнослужащих;

обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной деятельности;

реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и  «Образование»;

поддержка высокотехнологичных  отраслей и научно-технических инноваций;

развитие транспортной системы;

поддержка агропромышленного  комплекса и развитие села;

обеспечение жильем, в  том числе обеспечение жильем военнослужащих;

подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС во г.Владивосток в 2012 году);

предоставление дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации  и межбюджетных субсидий социального  характера;

 3)  определение объемов бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств с уточнением сроков решения поставленных задач, концентрации ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах, оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей, повышение эффективности средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики, отказа от непервоочередных расходов.

При оценке сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации  в 2012 году учитываются изменения в части:

  • индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в 2012 году темпами и в размерах, планируемых для федеральных бюджетных учреждений;
  • доведения к 2013 году заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до средней заработной платы в экономике;
  • ежегодного увеличения расходов в связи с увеличением размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
  • увеличения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование дорожного хозяйства в связи с созданием дорожных фондов субъектов Российской Федерации;
  • ежегодной индексации расходов на социальное обеспечение населения, услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов на уровень инфляции.

 Далее приводится обоснования предварительных проектировок бюджетных ассигнований.

В целом, объем бюджетных  ассигнований на исполнение публичных и приравненных к ним расходных обязательств в 2010 году по сравнению с 2009 годом возрастет на 23 %, а их доля в общем объеме расходов – с 32 до 39,9 %, в основном за счет увеличения трансфертов Пенсионному фонду Российской Федерации.

Информация о работе Сущность, функции финансов и финансовые ресурсы