Сущность, функции финансов и финансовые ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению государственных финансов Российской Федерации, проблемам сбалансированности, оптимизации его расходов и путям повышения доходов.
Актуальность данной темы заключается в исследовании основных направлений использования денежных средств государства. Также с 2004 года в Российской Федерации осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к сбалансированности федерального бюджета. А с 2008 года закон о федеральном бюджете стал приниматься не на один год, а на три (очередной финансовый год и плановый период – два последующих года).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Сущность финансов и их функции…..……………………...…………….......5
1.1 Финансы как экономическая категория……………………………………..5
1.2 Функции финансов и их роль в общественном производстве……….…….7
1.3 Финансы в общественном воспроизводстве……………………………….11
1.4 Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики………………………………………………………………………….18
2. Анализ сбалансированности федерального бюджета………………………21
2.1 Анализ сбалансированности федерального бюджета
за 2011 – 2012 г.г………………………………………………………………....21
3. Проблемы исполнения расходных обязательств в Российской Федерации в условиях дефицита федерального бюджета…………………………………...28
3.1 Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности………………………………………………………………...28
3.2 Оптимизация поступлений в доходную часть федерального
бюджета…………………………………………………………………………..35
3.3 Пути повышения использования нефтегазовых ресурсов………………...42
Заключение…………………………………………………………………...…..47
Список использованной литературы…………………………..……………….48

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

С учетом изложенного, общий объем расходов федерального бюджета на 2010 год определен на уровне 9886,9 млрд рублей (22,9% ВВП), на 2011 год – 9389,8 млрд рублей (19,5% ВВП), на 2012 год – 9681,0 млрд рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к предыдущему году характеризуются снижением в 2010 году на 0,4%, в 2011 году на 5,0% и повышением в 2012 году на 3,1%, в реальном выражении снижением соответственно на 9,5%, 12,1% и 3,6%.

В 2010-2012 годах сохранятся тенденции превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением. Дефицит федерального бюджета в 2009 году находится на уровне 8,9% ВВП (3 418,8 млрд рублей). В целях возврата к сбалансированной бюджетной политике в 2010-2012 годах будет постепенно сокращен объем дефицита бюджета – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году. По словам Кудрина, с 2013 года будет возобновлено действие нормы Бюджетного кодекса по ограничению размера дефицита федерального бюджета 1%.

Рисунок 2

 Дефицит ненефтегазового  бюджета при этом будет также  сокращаться - с 15%ВВП в 2009 году до 9,8%ВВП в 2012 году. Несмотря на постепенное снижение предполагаемого уровня бюджетного дефицита с каждым годом все более остро будет стоять проблема его финансирования.

 

ГЛАВА III. Проблемы исполнения расходных обязательств в Российской Федерации в условиях дефицита федерального бюджета.

 

3.1. Оптимизация  государственных расходов как  условие повышения результативности.

Под эффективностью бюджетных расходов чаще всего понимается показатель, определяющий объем затрат бюджета на предоставление единицы бюджетной услуги установленного качества (или объем затрат бюджета на достижение единицы конечного результата); под результативностью бюджетных расходов – показатель, определяющий степень соответствия предоставленной бюджетной услуги установленным стандартам качества (или  степень соответствия запланированных и конечных результатов деятельности).

Ключевая функция Министерства состоит в обеспечении полного  и своевременного исполнения расходных  обязательств Российской Федерации, установленных нормативными правовыми актами, а также вытекающими из договоров и соглашений, заключенных получателями средств федерального бюджета.

Необходимыми условиями  устойчивости бюджетной системы  являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов государственной власти и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансирования этих функций. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты. Основы решения данной задачи были заложены поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации, приятыми в апреле 2007 года.

Кроме того, в рамках достижения данной цели Министерство финансов Российской Федерации выполняет важную регулятивную функцию в сфере повышения финансово-бюджетной прозрачности, обеспечения стабильности бюджетной системы, создания институциональных условий для использования среднесрочного бюджетного планирования на всех уровнях бюджетной системы, а также внедрения элементов бюджетирования, ориентированного на результат и введения основ организации государственного (муниципального) финансового контроля для всех уровней бюджетной системы. С данных сферах Министерство финансов Российской Федерации руководствуется семью принципами ответственного управления общественными финансами:

  • принцип финансовой (налогово-бюджетной) прозрачности заключается в создании четких процедур разработки бюджета, публикации ключевых документов в процессе планирования;
  • принцип стабильности и долгосрочной устойчивости бюджетов заключается в среднесрочном планировании бюджетных параметров, составлении бюджета на основе консервативного прогноза, четких правилах управления бюджетными обязательствами, наличии резервного фонда;
  • принцип эффективной и справедливой системы межбюджетных отношений заключается в разграничении полномочий и доходов между уровнями бюджетной системы, институциональных стимулах для повышения качества управления финансами в субъектах Российской Федерации;
  • принцип консолидации бюджета и бюджетного процесса заключается в распределении функций и ответственности при составлении бюджета, учете всех расходных обязательств, формировании единых кодов бюджетной классификации;
  • принцип среднесрочного финансового планирования заключается в среднесрочных предельных объемах расходов, долгосрочных контрактах;
  • принцип бюджетирования, ориентированного на результат заключается в соотнесение ресурсов и запланированных результатов;
  • принцип эффективного финансового контроля и мониторинга заключается в отсутствии нецелевого расходования бюджетных средств.

Административная функция  Министерства финансов Российской Федерации  по достижению цели по обеспечению  выполнения и создания условий для оптимизации расходных обязательств заключается в своевременной и качественной подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также в обеспечении исполнения федерального бюджета и формировании бюджетной отчетности.

Как отмечено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах, бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей. Исполнение действующих расходных обязательств - базовый принцип ответственной бюджетной политики, который также требует проведения на постоянной основе анализа эффективности действующих расходных обязательств с принятием в случае необходимости решений по их прекращению или реструктуризации.

При подготовке и организации  исполнения бюджета Министерство финансов Российской Федерации учитывает необходимость выполнения обеспечения всех расходных обязательств Российской Федерации. Министерство в рамках своей компетенции обеспечивает поддержание приемлемого объема расходных обязательств, в частности путем внесения предложений по оптимизации действующих и соблюдения установленных процедур принятия новых обязательств.

Показателями достижения данной цели является полное и своевременное исполнение расходных обязательств.

Внешними условиями, необходимыми для достижения данной цели, являются предоставление субъектами бюджетного планирования и Банком России документов в сроки, установленные графиком разработки проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также действия главных распорядителей бюджетных средств по совершенствованию системы финансового менеджмента.

В современных кризисных условиях значение данной цели усиливается в части необходимости полного выполнения социальных обязательств, а так же финансового обеспечения антикризисных мероприятий, предусмотренных следующими программами: Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах от 25 мая 2009 года, Планом действий, направленным на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации 6 ноября 2008 года № 4863п-П13, Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 9 апреля 2009 года № 11), и Планом действий по реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации 19 июня 2009 года № 2802п-П13.

Первые шаги в решении  проблемы повышения эффективности  расходов бюджетов были сделаны в  рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. Основным ее итогом стало внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые предусматривают:

  • переход бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию (на три года);
  • выделение закрытого перечня форм бюджетных ассигнований, различающихся правовым статусом и отражением в бюджете;
  • изменение порядка планирования и отражения в бюджете расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • введение в бюджетный процесс государственных (муниципальных) заданий и иных характеристик непосредственных результатов использования бюджетных средств, таких как обоснования бюджетных ассигнований;
  • расширение полномочий органов власти всех уровней в рамках единых, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации общих позиций по детализации, интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов;
  • обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета.

В 2004 году была создана  Правительственная комиссия по повышению  результативности бюджетных расходов, которая в 2007 году была переименована в Правительственную Комиссию по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Основными задачами Комиссии являются оценка результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и координация работы по:

  • формированию в соответствии с приоритетами государственной социально-экономической политики системы целей, задач и показателей оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • созданию условий и предпосылок для повышения эффективности использования полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для реализации установленных целей и задач;
  • повышению результативности текущего и среднесрочного планирования деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет ориентации на достижение общественно значимых измеримых результатов;
  • развитию системы мониторинга результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и качества исполнения ими своих полномочий;
  • развитию программно-целевых методов планирования и управления и осуществлению перехода к среднесрочному и долгосрочному планированию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Комиссия для реализации возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:

  • рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и дает рекомендации по совершенствованию принципов и правил подготовки и представления докладов о резуль<span class="dash041e_0431_

Информация о работе Сущность, функции финансов и финансовые ресурсы