Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:29, реферат

Описание работы

Финансовая система страны является одной из основных характеристик государства. Наравне с политическим строем, географическим расположением и наполненностью различными ресурсами финансовая система определяет темп развития страны, благосостояние общества и место государства на макроэкономической карте мира. Различная структура финансовой системы способна влиять не только на экономические показатели, но и поощрять или подавлять развитие различных наук, отраслей производства, различных социальных институтов. Финансовые системы разных стран накладывают свой отпечаток и на ведение домашнего хозяйства через различную систему сбережения накопленных средств, их страхования и т.д. Все страны мира имеют свою уникальную, исторически сложившуюся финансовую систему и идеальной экономической модели государства на сегодняшний день не существует.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансовая система  страны является одной из основных характеристик государства. Наравне  с политическим строем, географическим расположением и наполненностью различными ресурсами  финансовая система определяет темп развития страны, благосостояние общества и место государства на макроэкономической карте мира. Различная структура финансовой системы способна влиять не только на экономические показатели, но и поощрять или подавлять развитие различных наук, отраслей производства, различных социальных институтов. Финансовые системы разных стран накладывают свой отпечаток и на ведение домашнего хозяйства через различную систему сбережения накопленных средств, их страхования и т.д. Все страны мира имеют свою уникальную, исторически сложившуюся  финансовую систему и идеальной экономической модели государства на сегодняшний день не существует.

На современной экономической  карте мира принято выделять ряд государств, которые принято называть экономически развитыми странами. Всемирный банк на данный момент включает в число развитых следующие страны: Андорра, Австралия, Австрия, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Ирландия, Израиль, Испания, Италия, Канада, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Сингапур, США, Тайвань, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Южная Корея, Япония1.

Экономически развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала, сфера услуг и сервиса имеет большую долю в ВВП и характеризуются высоким уровнем дохода на душу населения, большая часть граждан имеет высокий уровень жизни. При этом данные показатели достигаются не богатством полезными ископаемыми или выгодным месторасположением. Как правило, высокому экономическому развитию способствует правильно выстроенная экономическая система страны. Именно по финансовой системе страны можно об том, что ожидает её в будущем: период застоя или экономическое чудо – все решают финансы. По этой причине финансовые системы развитых стран всегда будут под пристальным вниманием ученых-экономистов всего мира. В данной работе будут рассмотрены некоторые из экономических моделей, являющихся наиболее типичными для группы развитых стран, с целью установления схожих элементов и особенностей построения финансовых систем государства.

 

 

1. Институциональная структура финансовой системы страны

 

Прежде чем дать характеристику финансовых систем отдельных стран, следует рассмотреть, как устроена ее институциональная структура, под которой подразумевается структура организаций, действующих в финансовом секторе экономики. На рисунке 1 дано наиболее общее представление институциональной структуры, применимое практически к любой стране.

Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.

Так, в Германии к группе наблюдательных и контролирующих органов относятся: Федеральное ведомство по кредитному делу (Bundesaufsichtsamt fгer das Kreditwesen), Федеральное ведомство по страховому делу (Bimdesaufsiclitsamt fгer das Vcrsicherungswesуn) и Федеральное ведомство по картелям (Bundesarcellamt).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Институциональная структура финансовой системы страны

 

Основное назначение финансовых союзов состоит в представлении и защите интересов групп финансовых институтов перед государством и общественностью. Более полно функции финансовых союзов можно выразить следующим образом:

• функция лоббирования интересов (осуществляется путем внесения предложений и поправок к законодательным и другим нормативным актам, представительства в законодательных и исполнительных государственных органах);

• сервисные функции, оказываемые непосредственно финансовым институтам соответствующей группы (например, осуществление программ переподготовки, аудит, консультации и т. п.);

• маркетинговые функции: формирование общественного мнения через средства массовой информации;

• согласование интересов  финансовых институтов в рамках союзов и выработка общих норм или рекомендаций, особенно в сфере ценообразования, методов конкурентной борьбы и др.

Финансовые институты  в рамках финансового сектора включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место отводится центральным банкам. Отдельно стоит выделить центральный эмиссионный банк (или систему банков), ответственный за проведение кредитно-денежной политики в стране и эмиссию банкнот, а также центральные банки, которые выполняют регулирующие функции в рамках определенных банковских групп, например центральные банки кооперативного кредита. Наиболее крупную группу банков образуют коммерческие банки, которые можно рассматривать как сердцевину финансовой и банковской систем. Функции, принципы организации и полномочия банков обеих групп варьируются по отдельным странам в зависимости от различных факторов, которые будут рассмотрены в дальнейшем.

В качестве небанковских или прочих финансовых посредников  выделяют большую группу институтов, которые осуществляют лишь отдельные  банковские функции. В группе небанковских финансовых посредников можно все же выделить две большие подгруппы:

• институты, которые рассматриваются законодателями страны как кредитные (например, в Германии — строительно-сберегательные кассы, инвестиционные банки, депозитарные банки, осуществляющие храпение, регистрацию и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги, специализированные банки-гаранты);

• институты, которые не считаются кредитными (страховые общества, пенсионные фонды, фонды недвижимости, лизинговые компании, дилерские компании и др.).

Кредитными организациями в большинстве национальных законодательств называются юридически лица, которые преследуют как основную цель извлечение прибыли, действуют на основании разрешения (лицензии) центрального банка страны и имеют право осуществлять отдельные или все банковские операции.

Банк — это основная разновидность кредитных организаций, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности все банковские операции, прежде всего привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные  организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законами или определяемые центральным банком.

Необходимо также отметить, что иногда различают систему  кредитных и фондовых институтов; первые действуют на рынке ссудного капитала, вторые — на рынке ценных бумаг. Однако такое деление не является однозначным, ибо одни и тот же институт может выполнять часть функций как кредитного, так и фондового институтов. Чаще всего это относится к коммерческим банкам, за исключением случаев, когда по законодательству страны допуск банков к сделкам с ценными бумагами запрещен или резко ограничен. В то же время можно утверждать, что большинство институтов основную часть или все операции выполняют либо на рынке ссудного капитала (в эту группу входят, в частности, коммерческие банки, фактор-фирмы, лизинговые компании, ссудосберегательные ассоциации и т. п.), либо на фондовом рынке (например, фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, дилерские компании). Поэтому следует говорить о кредитных институтах в том смысле, как это определено национальным законодательством. Что касается фондовых институтов, то законодательно это понятие, как правило, приводится общая классификация фондовых институтов и определяются признаки каждого вида, цели и функции, которые они имеют право осуществлять.

В экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых систем - сегментированную и универсальную. В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Классическим образцом такой системы считается немецкая.

Таким образом, для определения  типа национальных финансовых систем важно знать, какие операции относятся  по закону к банковским и могут ли банки выполнять иные операции. Банковские операции определяются преимущественно установленным перечнем, причем их состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов. Так. в Германии в соответствии с Законом о кредитном деле в редакции 1961 г. к банковским операциям отнесены2:

  • привлечение денежных средств сторонних лиц как с вознаграждением, так и без него;
  • предоставление денежных ссуд и акцептных кредитов;
  • покупка векселей и чеков;
  • приобретение и продажа ценных бумаг другим лицам;
  • хранение и управление ценными бумагами других лиц (депозитарные операции);
  • взятие обязательств по приобретению требований по ссудам до истечения их срока;
  • выдача гарантии и поручительств;
  • осуществление безналичного денежного оборота и расчетов и некоторые другие.

В то же время небанковским финансовым институтам запрещено принимать депозиты, проводить платежи и расчеты, выдавать гарантии.

В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять  небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью, трастовые операции). Сегментированная система преобладала долгое время в США, Японии и Великобритании.

Приведенное деление на универсальные  и сегментированные финансовые системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Во-первых, каждая национальная финансовая система проходит несколько этапов в своем развитии, тяготея в той или иной мере к универсальному или сегментированному образцу. Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансовых систем. Поэтому в современных условиях лучше говорить не о строго сегментированных, а либо о смешанных финансовых системах, либо о сегментированных системах с элементами универсализации.

 

2. Сегментированные финансовые системы

 

Из развитых стран  наиболее типичными представителями  сегментированных систем, являются США, Великобритания и Япония. При этом первоначально в данной работе будет дана краткая историческая справка о развитии финансовых систем стран, с целью более полного отражения формирования современной финансовой системы страны. Поскольку ядром финансовой системы является банковская, основное внимание будет уделено ей. Так, как через различия банковских систем проявляется и различие национальных финансовых систем. Что касается функций специализированных финансовых посредников, то они в большинстве стран однотипны (например, если речь идет о фондовых биржах, факторинговых, лизинговых компаниях и т. п.).

 

2.1. Финансовая система США

 

Первые частные акционерные  банки «The Bank of New York», «The Bank of Bostons»  в США были основаны в 1784 г. В 1791 г. возник «First Bank of the United States», который  открыл филиалы во всех важных портовых городах.

Неудовлетворительная ситуация на валютном рынке, а также потребность в финансовых ресурсах в период Гражданской войны 1863 г. привели к изданию в этом же году Национального банковского акта (National Banking Act). В соответствии с ним было основано Ведомство валютного контроля, которое осуществляло надзор за банками, получившими сразу право эмиссии банкнот. Кроме того, банкам не разрешалось иметь филиальные отделения. Благодаря указанному акту возник дуализм в банковской системе: общенациональные банки и банки отдельных штатов. Наряду с этим появлялись и частные банки, принадлежавшие отдельным лицам, на создание которых требовалось разрешение либо федеральных органов, либо органов отдельных штатов. Среди банков отдельных штатов различают государственные банки, трастовые компании и сберегательные банки.

Однако банки всех типов были аналогичны по кругу осуществлявшихся ими операций, т. е. фактически выступали как универсальные банки. Кроме того, они оперировали вынужденно как локальные банки. Однако благодаря многосторонним межбанковским депозитам банки США были тесно переплетены.

В результате банковского  кризиса в период 1907-1913 гг. была создана  Федеральная резервная система (ФРС) США и американская система центральных банков, не претерпевшая до сегодняшнего времени практически никаких серьезных изменений.

До 1927 г. банкам запрещалось  содержать филиалы вне своего месторасположения (исключение составляла Калифорния). С изданием Акта Макфэддена (McFadden Act) в 1927 г. создание филиалов было разрешено в пределах штатов, где банк имел свой головной офис.

Время великой депрессии  заставило значительно ужесточить законодательные акты, регулирующие финансовые отношения. В 1933 г. был издан Акт Гласса — Стигала (Glass-Steagall Act). Он существенно расширил полномочия ФРС, в частности в отношении регулирования резервных позиций банков и запрета на определенные виды кредитов. Кроме того, было введено страхование вкладов. Именно указанным Актом финансовая система США преобразовывалась в сегментированную. С 1935 г. депозитным банкам запрещалось совершать какие-либо сделки с ценными бумагами. Частные банки по большей части превратились в инвестиционные; крупные банки, такие, как J. P. Morgan, остались депозитными, а инвестиционное дело передали дружественным фирмам. Тем самым они сохранили частичный контроль за этой сферой.

Информация о работе Бюджетная система