Бюджетное прогнозирование и планирование: сущность, методы и роль в организации бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, методов бюджетного планирования и прогнозирования, а также роль в организации бюджетного процесса.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить сущность бюджетного планирования и прогнозирования;
- рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
- изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в России;
- выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.

Содержание

Введение……………………………………..…………………………………....3
Глава I. Экономическая сущность и содержание бюджетного планирования прогнозирования………………………………………….….5
1.1. Основные аспекты планирования прогнозирования……………...5
1.2. Сущность бюджетного планирования и прогнозирования…….…6
Глава II. Развитие методологии бюджетного планирования и прогнозирования……………………………………………………………….10
2.1 Научные основы финансового прогнозирования и планирования………………………………………………………………….…10
2.2 Методы бюджетного планирования…………………………….....13
2.3 Методы бюджетного прогнозирования…………………………....22
Глава III. Совершенствование системы бюджетного планирования и прогнозирования в РФ……………………………………………………..…26
3.1 Пути совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования………………………………………………………………….…26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список используемых источников…………

Работа содержит 1 файл

готовое.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Аналитический метод предусматривает тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Эксперт может использовать всю необходимую ему информацию об объекте прогноза. Свои выводы он оформляет в виде докладной записки.

     Наиболее  достоверными являются коллективные экспертные оценки. Методы коллективных экспертных оценок предполагают определение степени согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным отдельными специалистами. В современных условиях используется математико-статистический инструментарий для обработки результатов опроса экспертов.

     Для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы, в функции которых входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития данного объекта. Количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 150 человек в зависимости от сложности объекта. Определяется цель прогноза, разрабатываются вопросы для экспертов. При проведении опроса необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов и независимость суждений экспертов. После опроса осуществляется обработка материалов, полученных в результате коллективной экспертной оценки. Окончательная оценка может определяться как среднее суждение или как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов.13

     Методы  экстраполяции

     В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее.

     Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная экстраполяция базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной экстраполяции фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе.

     Методы  экстраполяции являются наиболее распространенными  и проработанными. Основу экстраполяционных  методов составляет изучение эмпирических рядов. Эмпирический ряд — это  множество наблюдений, полученных последовательно во времени.

     В экономическом прогнозировании  широко применяется метод математической экстраполяции, в математическом смысле означающий распространение закона изменения функции из области  ее наблюдения на область, лежащую вне отрезка наблюдения.14

     Метод исторических аналогий

     Методы  исторических аналогий следует использовать при прогнозировании развития новых  объектов и процессов, по которым  нет ретроспективной информации. Суть метода заключается в выборе объекта-аналога для объекта прогнозирования, который в своем развитии опережает объект прогнозирования. Прогноз будет заключаться в сопоставлении, имеющейся информации по объекту-аналогу со специфическими особенностями объекта прогнозирования, на основании этого делается заключение о развитии объекта прогнозирования в будущем. Однако, несмотря на всю привлекательность, данный метод имеет целый ряд ограничений и сложностей в процессе применения. Во-первых, следует очень внимательно и тщательно подходит к подбору объектов-аналогов. Во-вторых, следует учитывать все специфические особенности объекта прогнозирования, а также действия внешних факторов.

     Итак, под методами прогнозирования следует  понимать совокупность приемов и  способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних  и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта. К числу наиболее распространенных методов бюджетного прогнозирования относят: метод экспертных оценок, метод экстраполяции; метод исторических аналогий . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава III.  Совершенствование системы бюджетного планирования и прогнозирования в РФ

     3.1. Пути совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования 

     Необходимо  повышать точность и достоверность  прогноза параметров макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, являющихся исходными для составления проекта  федерального бюджета.

     Наиболее  актуальными в этой связи становятся проблемы информационного обеспечения процессов управления и создания формализованной системы показателей, характеризующих финансовый потенциал территориального или местного бюджета.

     В этой связи органами власти должны разрабатываться различные программы и методические рекомендации по совершенствованию информационно-аналитической деятельности и созданию системы информации по формированию финансовых ресурсов отраслей, развитию потенциала налоговых и иных доходов бюджетов.

     Также такие разработки предназначены для решения задач по созданию системы информации о результатах деятельности хозяйствующих субъектов, проведению анализа финансового состояния предприятий различных отраслей экономики, финансовому контролю, оценке налоговой базы и состояния исполнения обязательств перед бюджетом. Систематизированная информация позволит обеспечить совершенствование методов планирования и прогнозирования, выполнения аналитических расчетов, а также разработку обоснованных мер, способствующих наращиванию потенциала налоговых и иных доходов бюджета.

     Основной  целью формирования системы информации является выработка единых процедур на всех этапах прогнозирования развития потенциала финансовых ресурсов региона.

     В этой связи планирование рассматривается  как непрерывный процесс, в рамках которого предусматривается получение достоверных данных о показателях производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, проведение на их основе детального анализа в интересах обеспечения процессов управления и принятия обоснованных решений, контроль и мониторинг происходящих изменений, регулярный пересмотр решений и мер по достижению намеченных показателей, а также корректировка прогнозных параметров социально-экономического и бюджетного планирования.

     Проведение  систематических наблюдений за показателями, отражающими результаты деятельности хозяйствующих субъектов, организуется отраслевыми министерствами, иными органами исполнительной власти края, осуществляющими координацию и регулирование деятельности в отраслях экономики. Систематические наблюдения проводятся в отношении предприятий, включенных в перечни экономически и социально значимых хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики территории.15

     В целях получения исходной информации о хозяйствующих субъектах, определенных как экономически или социально значимых, отраслевыми ведомствами заключаются соглашения о сотрудничестве и (или) направляются запросы о предоставлении информации о финансово-экономических показателях деятельности и суммах начисленных и уплаченных налогов:

     - в адрес хозяйствующего субъекта;

     - в органы государственной статистики  по месту государственной регистрации  (по месту расположения), а также,  в отдельных случаях, при необходимости,  в налоговые органы.

     При реализации комплекса мероприятий по наблюдению используется система стандартных выбранных показателей, которые при проведении систематических исследований являются основой для оценки потенциала финансовых и налоговых ресурсов как по отдельным предприятиям, так и в отраслевом разрезе.

     При проведении оценки финансового состояния, а также потенциала налоговых и иных финансовых обязательств перед бюджетом хозяйствующих субъектов используются данные:

     - бухгалтерской отчетности;

     - налогового учета, отчетности  и налоговых деклараций о базе  налогообложения и сборов, сумме начисленных и уплаченных платежей в бюджет, состоянии задолженности и иных показателях;

     - форм федерального статистического  наблюдения № П-1 «Сведения о  производстве товаров и услуг», № П-3 «Сведения о финансовом  состоянии организации», № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», № 1-ИП (пром) «Сведения о промышленной деятельности индивидуального предпринимателя» и иных форм статистической отчетности, утвержденных Госкомстатом России в качестве инструментария для организации федерального государственного статистического наблюдения.

     Исходную  информацию в зависимости от сроков и источников ее получения целесообразно  обобщать и формировать в сводные  таблицы:

     - «Сведения об основных финансово-экономических показателях деятельности»;

     - «Сведения о формировании налоговых  и иных финансовых ресурсов  бюджета»;

     - «Прогноз показателей».

     Сведения  о финансово-экономических показателях  деятельности предназначены для  обобщения данных, характеризующих  деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и отраслей экономики края.

     Сведения  о формировании налоговых и иных финансовых ресурсов бюджета края предназначены  для оценки по предприятиям и отраслям базы налогообложения и сборов по репрезентативной группе налогов и  иных платежей в бюджет.

     Прогноз показателей предназначен для определения  основных параметров, необходимых для  прогнозирования бюджетных ресурсов в соответствии с программами  развития производства.

     При заполнении сведений должна быть обеспечена сопоставимость данных отчетного периода с показателями за этот же период предыдущего года. Если в отчетном году имела место реорганизация, изменение структуры или методологии исчисления показателей, то данные за предыдущий год приводятся исходя из новой структуры и методологии. В случае необходимости данные корректируются, пересчитываются согласно установленным правилам и методологии, принятой в отчетном периоде. Если показатели несопоставимы и корректировка невозможна, приводятся пояснения.

     Рассматривая  проблемы прогнозирования, следует выделить две составляющие: методологическая, подразумевающая выбор алгоритма прогнозирования в качестве инструмента для описания состояния явления и решения проблем в будущих периодах, и управленческая, предполагающая использование полученной информации для принятия управленческих решений. В методологическом аспекте нуждается совершенствование существующих подходов при прогнозировании кассовых разрывов. Предпочтение при прогнозировании временных кассовых разрывов должно быть отдано экономико математическим методам моделирования на основе финансово-статистического анализа и вероятностной оценки наступления этих событий. Только на основе оценки достоверности полученных результатов определяются управленческие действия, направленные на упреждение спрогнозированных кассовых разрывов, в том числе за счет изыскания внутренних резервов и улучшения качества планирования доходов регионального бюджета. Качество прогнозирования и планирования доходов бюджетной системы РФ должно быть неотъемлемой частью системы индикаторов, направленных на определение показателей эффективности и результативности деятельности органов, которые осуществляют исполнение бюджета.

     Определенные  трудности имеются при администрировании  доходов по уровням бюджетов. Благодаря  тесному взаимодействию казначейства с финансовыми и налоговыми органами области удалось систематизировать администрирование неналоговых доходов, определить администраторов поступлений неналоговых доходов местных бюджетов. Несмотря на активные действия со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти, вновь образованные администраторы поступлений доходов не всегда могут квалифицированно объяснить налогоплательщикам порядок оформления платежных документов на уплату платежей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетное прогнозирование и планирование: сущность, методы и роль в организации бюджетного процесса