Бюджетное прогнозирование и планирование: сущность, методы и роль в организации бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, методов бюджетного планирования и прогнозирования, а также роль в организации бюджетного процесса.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить сущность бюджетного планирования и прогнозирования;
- рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
- изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в России;
- выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.

Содержание

Введение……………………………………..…………………………………....3
Глава I. Экономическая сущность и содержание бюджетного планирования прогнозирования………………………………………….….5
1.1. Основные аспекты планирования прогнозирования……………...5
1.2. Сущность бюджетного планирования и прогнозирования…….…6
Глава II. Развитие методологии бюджетного планирования и прогнозирования……………………………………………………………….10
2.1 Научные основы финансового прогнозирования и планирования………………………………………………………………….…10
2.2 Методы бюджетного планирования…………………………….....13
2.3 Методы бюджетного прогнозирования…………………………....22
Глава III. Совершенствование системы бюджетного планирования и прогнозирования в РФ……………………………………………………..…26
3.1 Пути совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования………………………………………………………………….…26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список используемых источников…………

Работа содержит 1 файл

готовое.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Также используются показатели денежной программы, составляемой Центральным банком РФ, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально- экономического развития страны. На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в котором отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.4

     После одобрения Правительством РФ сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Также, рассматриваются предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядок индексаций заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу. На второй стадии разработка бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. 5

     При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году и в среднесрочном периоде. 

Глава II. Развитие методологии бюджетного планирования и прогнозирования

     2.1 Научные основы финансового прогнозирования и планирования

     Под методологией планирования и прогнозирования  понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования.

     Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения  и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.

     Методология планирования и прогнозирования  должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретных задач  в сложившейся экономической  ситуации. Показатели планов и прогнозов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых и прогнозных решений.

     Методика  представляет собой совокупность рабочих  методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей плана и прогноза. Она носит частный характер, находится в соподчинении с методологией планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.6

     Планирование  бюджета представляет собой процесс  разработки общей структуры и объемов доходов и расходов бюджета на очередной финансовый год и перспективу. Схема данного процесса установлена БК РФ, который регламентирует основы составления проектов бюджетов всех уровней.

     Бюджетное планирование занимает центральное  место в системе управления общественными финансами. Оно связывает в единое целое все сферы общественных финансов: оказание бюджетных услуг, управление долгом, управление бюджетными закупками, планирование бюджетных инвестиций, планирование межбюджетных отношений и пр.

     Система бюджетного планирования — совокупность организации, методов и процедур формирования проекта бюджета.

     Система бюджетного планирования состоит из годового бюджетного планирования и  перспективного (среднесрочного) финансового  планирования.

     Процесс разработки годового бюджета обеспечивается за счет выделения отдельных элементов перспективного финансового плана, относящихся к очередному бюджетному году. При этом годовой бюджет должен рассматриваться только как более детализированная и неотъемлемая часть перспективного финансового плана.

     Результаты  процесса бюджетного планирования представляются в виде следующих документов:

     -  сценарные условия;

     -  основные направления бюджетной,  налоговой и долговой политики;

     -  перспективный финансовый план;

     -  бюджет субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на очередной год (в случае перехода на многолетний бюджет — на три года).7

     Бюджетное планирование осуществляется в несколько  этапов:

     -  процесс формирования на среднесрочный  период сценарных условий и  основных направлений бюджетной, налоговой, долговой и инвестиционной политики;

     -  финансовый орган вырабатывает  перспективный финансовый план  и контрольные цифры для проекта  бюджета на следующий год;

     -  разработка проекта бюджета субъекта  Российской Федерации (муниципального образования) на основе утвержденного финансового плана;

     -  проект бюджета вместе с программой  действий администрации и финансовым  планом рассматриваются органом  исполнительной власти;

     -  с учетом утвержденного бюджета,  уточнения показателей прогноза социально-экономического развития и иных факторов осуществляется уточнение перспективного финансового плана.8

     Бюджетное прогнозирование (от англ. budgetary forecasting) – это обоснованное, опирающееся  на реальные расчеты предположение  о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

     Прогнозирование бюджета ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных задач, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном, региональном и местном уровнях. При этом непрерывность прогнозирования бюджета обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных.

     Цель  прогнозирования бюджета состоит  в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций  развития государственных фондов денежных средств, вариантное предвидение предстоящего развития поступлений доходов и  направления использования бюджетных средств, оценку возможных последствий принимаемых решений, обоснование источников формирования доходов и направления расходования средств.

     Выделяют  три вида прогнозирования:

     1.  Долгосрочное – разрабатываются  раз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке концепций социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу;

     2.  Среднесрочное - разрабатываются  на период от трех до пяти  лет при условии внесения ежегодных корректив;

     3.  Краткосрочное - составляются на финансовый год.9

     Результаты  государственного прогнозирования  социально-экономического развития используются при принятии конкретных решений  в области социально - экономической  политики государства.

     Таким образом, изучив научные основы финансового планирования и прогнозирования, можно сделать вывод, что бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач. А задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить переспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз. 

     2.2 Методы бюджетного планирования 

     Бюджетное планирование - составляющая финансового  планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном.

     К методам бюджетного планирования можно  отнести:

     -  экономического анализа;

     -  индексный,

     -  балансовый,

     -  нормативный,

     -  программно-целевой,

     -  бюджетирование, ориентированное на результат и др.

     Метод экономического анализа

     Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов  логики прогнозирования и планирования.

     Сущность  метода экономического анализа заключается  в том, что экономический процесс  или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозном (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.

     Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев  оценки; подготовку информации для  анализа; изучение и аналитическую  обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.10

     В процессе экономического анализа применяются  приемы сравнения, группировки, индексный  метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативный и экономико-математические методы (метод корреляционно-регрессионного анализа и др.). Метод группировок предполагает объединение объектов экономического анализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимодействия и выявить тенденции развития данной однородной группы экономических явлений и процессов.

     Для определения влияния каждого  фактора на изменение обобщающего показателя целесообразно использовать метод элиминирования. Влияние факторов определяется в установленной последовательности. При этом предполагается, что при определении влияния данного фактора численные значения показателей других факторов остаются неизменными. В практике экономического анализа элиминирование известно как прием цепных подстановок.

     Экономический анализ предполагает комплексное изучение темпов развития экономики, сложившихся  народнохозяйственных пропорций, структуры  общественного производства. Особое значение имеет выявление тенденций изменения важнейших показателей эффективности производства, характеризующих качество экономического роста: материало- и энергоемкости, фондоотдачи, производительности труда.

     Нормативный метод

     Нормативный метод является одним из основных методов бюджетного планирования. В современных условиях ему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.

     В практике прогнозирования и планирования применяется система норм и нормативов, включающая нормы расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы  использования основных производственных фондов; нормативы капитальных вложений и капитального строительства; нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства; финансовые (нормы амортизации, нормативы рентабельности, ставки налогов и др.); социальные (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, нормы потребления продовольственных и не­продовольственных товаров на душу населения, нормы жилой площади в городской и сельской местности); экологические (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду, нормативы содержания в воде вредных веществ и др.) нормы и нормативы.

Информация о работе Бюджетное прогнозирование и планирование: сущность, методы и роль в организации бюджетного процесса