Бюджетный процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы будет рассмотрение бюджетного процесса как целостной системы. Исходя из этого, составим задачи данной работы:

◦Рассмотреть понятие бюджетного процесса
◦Рассмотреть принципы бюджетной системы в целом
◦Изучить классификацию бюджетного процесса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Понятие и принципы бюджетного процесса…………………..4-9

1.Понятие бюджетного процесса и периода бюджетного
Процесса………………………………………………………………………4-5

2.Принципы бюджетной системы и их характеристика…………..5-9
Глава 2. Стадии бюджетного процесса и бюджетная классификация..9-35

2.1. Стадии бюджетного процесса и их характеристика……………….9-20

2.2. Бюджетная классификация, ее роль в бюджетном процессе……20-29

2.3. Проблемы и пробелы бюджетного процесса и пути их

Разрешения………………………………………………………………….29-35

Заключение………………………………………………………………….35-36

Практическая часть. Задача №5………………………………………….37-38

Список использованных источников…………………………………….39

Работа содержит 1 файл

бюджетный ольге.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

•      получение сводной бюджетной  информации, сопоставимой по всем уровням  бюджетной системы;

•      формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;

•      обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация позволяет обеспечивать сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включает в себя:

• классификацию  доходов бюджетов РФ;

• функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

• экономическую  классификацию расходов бюджетов РФ;

• классификацию  источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

• классификацию  источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

• классификацию  видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

• классификацию  видов государственного внешнего долга  РФ и государственных внешних  активов РФ;

• ведомственную  классификацию расходов федерального бюджета. [12]

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех    уровней.    Группы    доходов    состоят    из    статей    доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Все доходы делятся на налоговые и неналоговые.

Функциональная  классификация расходов бюджетов является четырехступенчатой группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы по отраслям деятельности и  звеньям управления, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства.    Она    позволяет характеризовать    главную    цель финансируемых мероприятий, направленных на удовлетворение общественных потребностей с учетом их приоритетов.

Первый  уровень названной классификации – разделы. Например:

    • 01 Государственное управление;
    • 06 Наука;
    • 14 Образование.

Второй  – 92 подраздела, конкретизирующих направление  бюджетных средств на выполнение функций государства.

Третий  – отражает финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в рамках подразделов.

На     четвертом     уровне направления     финансирования детализируются по целевым статьям и видам затрат, отражающих отраслевую специфику расходов и основные направления деятельности министерств.

Экономическая    классификация    расходов    бюджетов    РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она составлена на основании рекомендаций МВФ. Например:

Текущие расходы :

  • Закупки товаров и оплата услуг
  • Оплата труда государственных служащих
  • Оплата транспортных услуг

Капитальные расходы :

  • Капитальные вложения в основные фонды
  • Капитальное строительство
  • Капитальный ремонт
  • Создание государственных запасов и резервов

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в т.ч. за счет кредита Банка России и изменения остатков средств бюджета, государственных ценных бумаг, бюджетных ссуд, полученных от государственных внебюджетных  фондов  и  от  бюджетов  других  уровней,  кредитов международных финансовых организаций , правительств иностранных государств и иностранных банков, изменения золотого запаса в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней).

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов  бюджетов РФ является группировкой заемных средств привлекаемых правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ представляет собой группировку долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств осуществляемых правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

     Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов отражает распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. Она не является единой по стране и утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных получателей бюджетных средств. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям. При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации. Это позволяет органам государственной власти принимать обоснованные решения о приоритетности определенных видов деятельности, размерах финансирования, обеспечивать контроль за их исполнением и установить меру ответственности за расходование средств соответствующего ведомства.

Законодательные (представительные) органы субъектов  РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ. [10;c.30]

Таким образом, бюджетная классификация  – это, не только документ, выполняющий  важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты  в единый консолидированный бюджет РФ, но и документ, имеющий большое  экономическое значение.

Формирование проектов бюджетов трудно себе представить без наличия такого важного документа, как бюджетная классификация. Именно бюджетная классификация обеспечивает единство бюджетной системы в стране, сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация составляет также основу организации бюджетного учета. В соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов и используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная классификация является единой для бюджетов всех уровней.

На протяжении длительного времени в бюджетной  практике использовалась бюджетная  классификация в редакции Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 115-ФЗ. В конце 2004 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации». На основании этого закона 10 декабря 2004 г. Приказом Минфина России №114н были утверждены новые Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. В соответствии с данной Концепцией реформа бюджетного учета и изменение бюджетной классификации в РФ были обусловлены несколькими причинами, в том числе:

• необходимостью приведения в соответствие и согласования

бюджетной классификации РФ с международными стандартами финансовой отчетности;

• переходом  на Единый план счетов бюджетного учета, основанный на методе начислений;

• переориентацией  бюджетных средств на достижение конечных результатов путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса;

• необходимостью приведения в соответствие структуры  расходов с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти и органами местного самоуправления;

• необходимостью согласования структуры бюджетной  классификации и экономического содержания операций в секторе государственного управления;

• введением  признака администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета (доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджетов).[10;c.30] Переход на новую бюджетную классификацию РФ с 1 января 2005 г. был обусловлен также реформой системы федеральных органов исполнительной власти, уточнением предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, изменениями в налоговой сфере, реструктуризацией бюджетного сектора. В целом, осуществляемые сегодня изменения бюджетной классификации и бюджетного учета в России направлены на усиление прозрачности деятельности всех участников бюджетного процесса

путем предоставления необходимого объема финансовой информации на всех стадиях бюджетного процесса. Сегодня в России все чаще звучат предложения отказаться от практики утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом, поскольку такая практика не позволяет оперативно реагировать на текущие изменения в процессе исполнения бюджетов. Предлагается перейти на систему, которая используется в большинстве развитых стран, когда законом закрепляются лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной системы, позиции экономической и функциональной (раздел, подраздел) классификации расходов бюджетов, а также классификация доходов и источников финансирования дефицита бюджетов. При этом дальнейшая структура классификации должна определяться органами власти соответствующего уровня при принятии закона о бюджете. Представляется, что именно такой подход обеспечит органам исполнительной власти большую гибкость при составлении проекта бюджета в рамках законодательно установленных единых принципов бюджетной классификации. В настоящее время бюджетная классификация РФ включает:

• классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

• функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

• экономическую  классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

• классификацию  источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

• классификацию  источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

• классификацию  видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;

• классификацию  видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;

• ведомственную  классификацию расходов федерального бюджета. Особо значимыми изменениями новой бюджетной классификации можно считать введение единого 20-значного кода для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, а также понятие  «администратор бюджетных средств».[9;c.212]

Основу  первой части (с 1-го по 3-й разряды  кода классификации доходов бюджетов РФ) 20-значного кода составляет кодификация администраторов бюджетных средств, соответствующая перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом обеспечивается идентичность указанного показателя по доходам бюджета, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Вторая часть представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации. Третьей составной частью 20-значного кода всех видов классификации является классификация операций сектора государственного управления, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249, и представляющая собой экономическую классификацию доходов, расходов и источников погашения дефицита бюджетов Российской Федерации. 

2.3. Проблемы и пробелы  бюджетного процесса  и пути их разрешения 

     Отсутствие  ясного понимания и правового оформления не только основных доктринально осмысленных аспектов категории «бюджетная деятельность», но и подхода государства к его официальной интерпретации затрудняет четкое функционирование и развитие целого комплекса отношений, основанных на этой центральной финансово-правовой категории. Актуальным при этом является конкретизация на уровне субъекта РФ предмета собственного правового регулирования в бюджетной сфере, в первую очередь - установление четких правовых границ воздействия на бюджетные отношения местного уровня. При этом уточнение следует проводить не в ключе полного размежевания этих субъектов власти, как это иногда предлагается, а в определении рамок их взаимоотношений.

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ