Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить предмет и особенности метода правового регулирования финансового права и доказать, что финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………….3

Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права
Определение финансового права…………………………………...4
Предмет и метод правового регулирования
финансового права……………………………………………………….6

Основные принципы финансового права………………………...10
2. Система финансового права, ее элементы и структура. ……………...14

3. Источники финансового права и финансовое законодательство…….18

Заключение………………………………………………………………... 23

Приложение………………………………………………………………...26

Список литературы……………………….………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 195.88 Кб (Скачать)

     Поскольку финансовая деятельность основывается на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права  входят институт «деньги и денежное обращение», а также валютное регулирование. Для банковской деятельности важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.

 

     

  1. Источники финансового права  и финансовое законодательство.
 

     Источником  финансового права РФ являются правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований, в которых содержатся нормы ФП.

     Общепринятые  принципы и нормы международного права и международные договоры РФ ратифицированные Россией являются составной частью ее правовой системы, поэтому международные договора ратифицированные РФ и содержат нормы регулирующие отношения, относящиеся к источникам финансового права.

     В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники  финансового права можно разделить  на следующие группы.

     Акты  федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и  подзаконные федеральные акты.

     Законы  РФ: а) Конституция РФ. Конституция  РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Основополагающие нормы финансового права закреплены в ст. 5, 8, 15, 34, 41, 57, 71, 72, 75 и других Конституции РФ. Так, в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

     б) Акты Федерального Собрания РФ:

     - федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

     - федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

     - акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

     Подзаконные федеральные акты:

     - указы, распоряжения Президента РФ;

     - постановления, распоряжения Правительства РФ;

     - нормативное акты министерств и других центральных органов;

     - приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

     Акты  субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов  РФ.

     Законы  субъектов РФ:

     - конституции, уставы субъектов федерации;

     - законы субъектов федерации.

     Подзаконные акты субъектов РФ:

     - указы, распоряжения Президентов (губернаторов);

     - постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;

     - нормативные акты министерств субъектов РФ;

     - приказы, постановления иных органов субъектов РФ.

     Акты  органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

     Виды  актов местного самоуправления:

     - распоряжения;

     - решения,

     Общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

     Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

     Финансовое  законодательство РФ составляют:

     Конституция РФ;

     Налоговый кодекс РФ - часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ;

     Гражданский кодекс РФ - часть первая от 30.10.94 № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.96 № 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ;

     Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 № 39-Ф;

     Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 05.03.99 № 46-ФЗ;

     Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и  обращения государственных и  муниципальных ценных бумаг" от 29.07.98 № 136-ФЗ;

     Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 11.01.95 № 4-ФЗ;

     Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 № 119-ФЗ;

     Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.97 № 126-ФЗ;

     Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.91 № 1759-1;

     Федеральный закон "О Центральном банке  РФ (Банке России)" от 10.07.2002 № 86-ФЗ;

     Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 № 3615-1;

     Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129-ФЗ;

     Указ  Президента РФ "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" от 23.12.98 № 1635;

     Указ  Президента РФ "О Федеральном  казначействе" от 08.12.92 № 1556 и другие нормативно-правовые акты.

     Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Определяя  финансовое законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, следует иметь в виду, что  категория “законодательство” употребляется  и в ином объеме, в ином смысле.

     Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171, совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила название “Законодательство о финансах и кредите”.

     В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ “Бюджетное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса  и принятых в соответствии с ним  федеральных законов о федеральном  бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий  год, нормативных правовых актов  представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов  РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса”.

     В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) “Законодательство  РФ о налогах и сборах состоит  из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных  законов о налогах и (или) сборах”.

     В соответствии со ст. 3 ГК РФ “Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные  в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ”.

     Однако  следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным  отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной  стороны другой, в том числе  к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское  законодательство, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. 

 

Заключение. 
 

     Финансовое  право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права  являются общественные отношения, возникающие  в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и  использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим  разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная  особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового  права, состоит в том, что они  возникают в процессе финансовой деятельности государства. Отсюда и  другая их особенность — они представляют собой разновидность имущественных  отношений, так как возникают  по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это — финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его  орган.

     Вся деятельность по аккумуляции, перераспределению  и использованию денежных средств в государстве регулируется нормами права, основа которых — Конституция. Нормы Конституции, определяющие основные принципы, правила и направления финансовой деятельности, являются основой для обширного финансового законодательства. Так, в ст. 57, 71, 72 и др. Конституции закреплены основы компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области бюджетного, налогового, кредитного, таможенного регулирования, финансового законодательства в целом, что служит, в свою очередь, основой блоков законодательства по каждой определенной области. При этом часть вопросов в области финансовой деятельности государства полностью урегулирована в статьях Конституции прямого действия, например ст. 106 регулирует правила рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

     Своеобразие предмета регулирования обусловливает  и особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву.

     По  методу правового регулирования финансовое право совпадает с административным: тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовые отношения, их специфика определяет особенности применения административно-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание.

     В связи с этим различна и степень  императивности норм, есть особенности  выражения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банка.

     Многие  финансовые отношения являются предметом  регулирования как гражданского и хозяйственного, так и финансового  права. Однако здесь следует исходить из того, что доходы, складывающиеся на рынке и в хозяйстве, должны быть перераспределены таким образом, чтобы была возможность обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государственного механизма. Аппарат же государства, получая достаточное количество средств, обеспечивал бы общее развитие государства в нужном направлении, т.е. решал наряду с политическими  задачи экономические и социальные. Эта область деятельности государства  не может быть обеспечена без применения и совершенствования норм финансового  права.

     Вывод: Финансовое право как самостоятельная  отрасль права выделяется в системе  российского права в силу вышеназванных  обстоятельств.

     Предпосылки выделения отрасли права: наличие  общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании названной отрасли, обусловленное особой значимостью  финансов и финансовой системы для  выполнения задач и функций государства.

     В системе финансового права нашла  отражение объективно существующая финансовая система государства. Единство финансовой системы выражается в  общем построении системы финансового  права, где в общей части закрепляются основы понятий финансовой деятельности государства, понятий и особенностей финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов, рассматривается финансовый контроль и дается сравнительная  характеристика основных финансово-правовых институтов других государств. В Особенной  части финансового права логически  последовательно располагаются  и характеризуются финансово-правовые институты и подотрасли таким образом, что это становится базой для изучения финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве. 

Информация о работе Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права