Финансовое право: понятие, содержание, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:48, реферат

Описание работы

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития. Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 32.74 Кб (Скачать)

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения  бесперебойного осуществления его  задач и функций в каждый конкретный период его развития. Формой существования  финансового права выступает  финансовое законодательство.

Финансовое  право использует два метода правового  регулирования: императивный и диспозитивный.

Система финансового  права состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть финансового права представлена следующими институтами: финансовое устройство, правовые основы денежной системы, управление в области финансов, финансовое планирование, финансовый контроль, финансово-правовая ответственность. Особенная часть финансового права изучает строение финансовой системы государства. Финансово-правовые нормы характеризуются следующими признаками: выражают государственно-властное веление; приняты уполномоченным органом государства, например, принятие акта, устанавливающего налог, может быть осуществлено только Парламентом; содержат общеобязательные правила поведения, рассчитаны на неоднократное применение и адресованы неопределенному количеству субъектов; финансово-правовые нормы устанавливаются актом определенной юридической формы, например, налог может быть введен только таким юридическим актом, который имеет форму закона; исполнение финансово-правовых норм обеспечивается принудительной силой государства, включая принудительное исполнение финансового обязательства перед государством и привлечение лиц, нарушивших финансовое законодательство, к установленной финансово-правовой, административной и уголовной ответственности.

Обязательным субъектом  финансового правоотношения выступает  государство (в целом или в  лице уполномоченного органа). Материальные финансовые правоотношения опосредуют непосредственное движение денежных средств (объект, деньги или денежные обязательства). Организационные финансовые правоотношения опосредуют формирование денежной системы  государства, его финансовые структуры, системы органов управления в  области финансов, организации и  планирования процессов формирования и распределения государственных  денежных фондов и организацию их использования, включая контроль.

Под денежной системой понимаются сложившиеся исторически  и закрепленные национальным законодательством  организационные формы функционирования денег в стране. Денежная система  включает в себя следующие элементы: официальная денежная единица, виды денежных знаков; порядок эмиссии  денег; режим валютного обращения; организация денежного обращения.

Финансовое  устройство государства включает в  себя: финансовую систему государства  как совокупность государственных  денежных фондов, систему финансовых органов государства и финансовое регулирование. В итоге финансовое устройство состоит из таких звеньев  как бюджетное устройство, банковское устройство, устройство децентрализованных финансов, устройство целевых внебюджетных фондов.

Финансовое  планирование — это процесс составления, рассмотрения, утверждения и организации  исполнения финансовых планов. Объектом финансового планирования всегда выступает  денежный фонд. Любой финансовый план представляет собой смету доходов  и расходов соответствующего денежного  фонда. Процесс финансового планирования распадается не несколько стадий: составление проекта финансового  плана; рассмотрение финансового плана; утверждение финансового плана; организация исполнения финансового  плана и контроль за этим исполнением; подведение итогов выполнения финансового плана.

Юридическими  формами осуществления финансового  планирования являются планово-финансовые акты в форме законов, постановлений, решений, приказов и т. д.

Юридической особенностью планово-финансовых актов  является то обстоятельство, что они  обладают признаками как нормативных, так и индивидуальных юридических  актов.

Финансовый  контроль представляет собой довольно сложную организационную систему  и состоит из следующих элементов: субъект, объект, предмет, цели и методы контроля. Субъектами финансового контроля выступают органы государства, наделенные соответствующими властными полномочиями для осуществления контроля, либо негосударственные субъекты, действующие  от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают  на основе данного поручения. Орган  или лицо, производящий проверку по отношению проверяемого объекта, выступает  субъектом.

6.1. Понятие, содержание, субъекты

Финансовые  правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Финансовые  правоотношения отличаются тем, что  они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним  из субъектов в этих правоотношениях  всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег —денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

Эти три отличительные  черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и  расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Субъекты  финансового правоотношения. Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового правоотношения”

Субъект финансового права  — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права  и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам  финансового права

Субъектами  финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические  лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные  образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими  лицами (гражданами); между физическими  лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового  правоотношения определяется видом  финансового правоотношения.

6.2. Классификация финансовых  правоотношений

Финансовые правоотношения можно классифицировать по ряду оснований.

А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела,

института финансового  права, на следующие виды:

  • бюджетные правоотношения;
  • налоговые правоотношения;
  • неналоговые правоотношения;
  • финансовые правоотношения в области государственного кредита;
  • финансовые правоотношения в области страхования;
  • правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
  • финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
  • финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;
  • валютные правоотношения.

Б). По субъектам финансового правоотношения делятся на:

  • возникающие между органами государственной власти; между органами государственной власти и управления общей компетенции;
  • между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
  • между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
  • между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
  • между финансовыми органами и гражданами;
  • между самими финансово-кредитными органами.
  • Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений
  • Возникновения, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
  • Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
  • Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.
  • Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:
  • 1. погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
  • 2. выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
  • 3. использование выданных бюджетных ассигнований;
  • 4. осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
  • 5. прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.
  • порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений
  • Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.
  • Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.
  • В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.
  • В финансовых правоотношениях государства с участием граждан действует административный и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу.
  • Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  • Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.
  • Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок защиты.
  • Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).
  • Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.
  • По Конституции России (ст. 125) и новому Закону РФ “О Конституционном Суде РФ” 1994 г. в его полномочия входит разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность законов, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится к сфере финансовых отношений.
  • Методы защиты финансовых правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения; такая последовательность свойственна высокому правосознанию, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.

Согласно «Бюджетного  кодекса» РК от 24.04.04г.

бюджет – это  централизованный денежный фонд государства,утверждаемый законом Парламента или решениями местных представительных органов (маслихата), предназначенный для обеспечения государством своих функций и создаваемый за счет налогов, других обязательных платежей, неналоговых поступлений и доходов от операции с капиталом, предусмотренныхзаконодательными актами.

Законодательство бюджетов:  РК выделяет  3

Утвержденный бюджет – это бюджет на соответствующий финансовый год, утвержденный Парламентом РК или соответствующими местными представительными органами.

Уточненный бюджет – это бюджет на текущий финансовый год, утвержденный Парламентом РК или соответствующими местными представительными органами, с учетом изменений, внесенных в ходе его исполнения.

Чрезвычайный государственный бюджет – это бюджет вводимый при введении чрезвычайного положения в РК, который включает в себя, в случае необходимости, все фин. ресурсы государства. На время действия этого бюджета прекращается действие закона о республиканском и решений о бюджетах всех уровней. О принятии чрезвычайного бюджета незамедлительно информируется Парламент РК.

Вопрос 3. Понятие  бюджетного права

Бюджетное право – это раздел особенной части финансового права, регулирующий отношения, возникающие в

процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования

центрального и местных бюджетов. Предметом бюджетного права выступают общ. отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т.е. организационные и материальные бюджетные отношения.

Бюджетное право  использует 2 метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Вопрос 4. Бюджетные  правоотношения и их признаки

Бюджетные правоотношения – это общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства и урегулированные нормами бюджетного права.Для бюджетных правоотношений характерны следующие признаки:

1. возникают в  процессе бюджетной деятельности государства;

2.являются продуктом  правового регулирования государством общественных бюджетных отношений;

3. материальным объектом бюджетных правоотношений выступают деньги или денежные обязательства, являющиеся средством либо формирования, либо его расходования в форме распределения;

Информация о работе Финансовое право: понятие, содержание, методы