Финансовое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы ознакомление:
- с функциями финансов;
- с основами финансового права, его предметом и методами.

Содержание

Введение 3
1. Функции финансов 4
2. Финансовое право 8
Заключение 14
Список литературы

Работа содержит 1 файл

финансовое право контрольная.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     Контрольная функция действует не изолировано, она тесно связана с распределительной. В практической деятельности контрольная  функция проявляется в финансовом контроле.

     В условиях рыночных отношений финансы  должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

     Некоторые экономисты утверждают, что финансам присущие и другие функции: оперативная, регулирующая, стимулирующая, воспроизводительная и др.

 

        2. Финансовое право.

      Осуществление финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления требует правовой урегулированности возникающих в процессе ее осуществления отношений: четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права. Посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством и органами местного самоуправления в соответствии со стоящими перед ними задачами.

      Область финансов и отдельные их стороны  затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что предметом финансового права охватываются отношения, возникающие в связи с функционированием государственных и муниципальных финансов, что обусловлено публичным характером тех и других.

      В связи с финансовой деятельностью  государства и органов местного самоуправления возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права: например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

      Финансовое  право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

      Финансовое  право – право ценности национального  богатства, реализуемой и преумножаемой  как частноправовым, так и публично-правовым образом, а так же право ценности денежного выражения частных  благ, защищаемой и реализуемой публично-правовым образом.

      Финансовое  право как всякое публичное право, принадлежит народу.6

      Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

      По  своему содержанию эти отношения  весьма разнообразны, сто обусловлено  многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства. Разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления — с организациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления, в том числе финансовые и кредитные органы, в соответствии со своей компетенцией.7

     Такое содержание предмета финансового права  обусловливает и особенности  методов его регулирования, т.е. приемов, способов, средств юридического воздействия  на поведение участников финансовых отношений, на характер взаимосвязей между ними.

     Основной  метод финансово-правового регулирования – императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

     По  своему содержанию эти предписания  касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную  казну, целей использования государственных  и муниципальных денежных средств и т.п. Такой метод способствует своевременному и полномасштабному поступлению средств в распоряжение государства (или муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии.8

      В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие их группы:

      а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

      б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями, с другой, — в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;

      в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих -государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);

      г) между государственными, в том  числе казенными, и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой, — в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;

      д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, — в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

      е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и  физическими лицами, с другой, —  в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

      Данная  классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д.9

     Государство обеспечивает планомерность аккумуляции  денежных средств и направление  их согласно планам и программам в  экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

     В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т.п.

     Финансово-правовые нормы – это исходные первичные  элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны  все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные  именно для данной отрасли права.

     Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное  и охраняемое государством правило  поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических  правах и обязанностях. Особенности  финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых для решения задач, стоящих перед ними.

     Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

     Наиболее  крупные подразделения российского  финансового права – общая  и особенная части.

     К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других актов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы.

     В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  1. бюджетной системы;
  2. внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  3. финансов государственных и муниципальных предприятий;
  4. государственных и муниципальных доходов;
  5. государственного и муниципального кредита;
  6. организации имущественного и личного страхования;
  7. государственных и муниципальных расходов;
  8. банковского кредитования;
  9. денежного обращения и расчетов;
  10. валютного регулирования.

     Источники финансового права РФ – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которыx содержатся нормы финансового права. Главный источник финансового права – Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным звеньям финансовой системы.

     Какого-либо единого источника по этой отрасли  права, например кодекса, на сегодняшний  день нет. Однако приняты кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Налоговый кодекс (Часть первая – действует с 1 января 1999 г., Часть вторая – с 1 января 2001 г.), Бюджетный кодекс РФ (действует с 1 января 2000 г.).

     Источники финансового права РФ неодинаковы  по своей юридической силе. Среди  них имеются законы и акты органов  исполнительной власти разных уровней. Большую группу источников финансового права составляют акты (приказы, инструкции и пр. акты) финансово-кредитных органов – Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства экономического развития и торговли РФ и др. Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами (Государственным комитетом РФ по статистике, Федеральной таможенной службой РФ и т.д.) в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.10

 

       Заключение 

     В качестве заключения можно сказать  следующее, что:

     - финансовое право, как и любая иная отрасль Российского права, имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода;

     - финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права;

     -  финансы выполняют следующие основные функции: распределительную, стимулирующую, контрольную, стабилизационную;

Информация о работе Финансовое право