Финансовое регулирование социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что условия современной России, усложнение социальных проблем и необходимость их оперативного разрешения предъявляют высокие требования к государственному регулированию социальных отношений и социальной сферы.
15 января 2008 года В.В. Путин заявил, что Россия ставит перед собой задачу - к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира. Однако это не является самоцелью. От объема экономики будут зависеть возможности государства в решении социальных вопросов.

Содержание

Введение

1. Основы государственного регулирования социальной сферы

1.1. Социальная сфера как объект государственного регулирования

1.2 Финансовые методы государственного регулирования развития социальной сферы

2. Финансовые регуляторы социально-экономической сферы

2.1. Понятие и приоритеты развития социального государства

3. Государственное регулирование социального развития в условиях мирового финансового кризиса

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая (3).doc

— 126.00 Кб (Скачать)

В результате доходы бюджета оказываются на 39 процентов  меньше, чем в первоначальном варианте. Тем не менее, расходы не снижены, а даже увеличены до 9,7 триллиона  рублей. Это ключевой элемент антикризисной  политики.

Разрыв между  доходами и расходами согласно бюджету, составит в этом году 7,4 процента ВВП. Это один из самых высоких дефицитов в мире. Все страны сейчас корректируют свои бюджеты, но дефицит больше, чем в России, только в США. В большинстве государств он существенно меньше. Но у нас есть, чем профинансировать дефицит - основная нагрузка ляжет на Резервный фонд, из которого на эти цели будет потрачено 62 процента средств, примерно 2,7 триллиона рублей.

Дополнительные  расходы на антикризисные меры согласно новому бюджету, составят почти 1,4 триллиона рублей. Самое крупное направление - дополнительные трансферты внебюджетным фондам. Это 389 миллиардов рублей. Практически вся сумма достанется Пенсионному фонду - 349 миллиардов. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Социально-экономическая  политика современного государства опирается на поддержание постоянного баланса между ее экономическим и социальным блоками. Если в рамках первого из них решаются, прежде всего, задачи макроэкономического характера, то второй - социальный блок призван обеспечивать достаточный уровень жизни населения и нормальный процесс его жизнедеятельности. Отличительной особенностью последних десятилетий является процесс "социализации" экономики, идущий не только в развитых, но и во многих развивающихся странах. Это связано с тем, что именно качество жизни сегодня выходит на первый план в системе факторов, определяющих международную конкурентоспособность национальной экономики. Задача переноса акцента на социальную сферу в настоящее время стала весьма актуальной для России.

Несмотря на достигнутые успехи, очевидно, что до полного решения многих социальных вопросов в нашей стране еще достаточно далеко. Более того, некоторые проблемы в области обеспеченности населения жильем, социальной защиты, здравоохранения, образования и ряда других, входящих в современное понятие "качество жизни", даже имеют тенденцию к обострению. Это связано как с неадекватной ресурсной обеспеченностью социальной политики, так и с недостатками в ее практическом осуществлении. Социальная политика - как на федеральном, так и на региональном уровне - далеко не всегда реализуется как единое целое. Нередко отдельные социальные проблемы решаются автономно, без комплексной увязки с другими направлениями "социального регулирования". 

Явно недостаточен учет особенностей социальной политики, реализуемой на региональном уровне, что является одним из наиболее узких мест в государственном регулировании данных процессов. Более того, роль субъектов Федерации в политике социального развития может быть усилена. 

Часть населения  находиться на грани опущения на "дно", ввиду сложных экономических обстоятельств. Эти люди пребывают в состоянии сложной социальной депрессии, они не живут, а стремятся выжить. 

Государство ведет  борьбу с бедностью, назначая различные  социальные пособия и выплаты  малоимущим, поощрением трудовой деятельности, укреплением законодательства о социальной защите и т.д. 

Бедность по-прежнему остается важной проблемой у нас  в стране и во всем мире. Её, я думаю, нельзя искоренить, но можно уменьшить, и только путем создания единой, пронизывающей все сферы жизни людей, социальной политики. 

В дипломном  проекте были раскрыты основные понятия, такие как – социальная защита, социальное обеспечение, социальная сфера, ее участники, социальная политика. На основе анализа информации, были выявлены основные характеристики социального государства, степень участия государственных органов в жизни людей. Государство – есть инструмент обеспечения высокого уровня и качества жизни населения страны. К основным принципам социальной политики были отнесены: гуманизм, социальная справедливость, системность, сбалансированность, открытость, демократизм, адресность; к функциям – жизнеобеспечивающая, воспроизводственная, макроэкономическая, стабилизационная. 

На основе анализа  и изучения политических установок представителей власти, сделан вывод, что на современном этапе становления социального государства в Российской Федерации устанавливаются такие приоритеты, как: демографическая политика, обеспечение достойного уровня жизни людей, социальная защита населения, усовершенствование сферы занятости, сферы охраны окружающей среды, формирование социокультурной среды, разработка и реализация стратегии управления наукой. В связи с мировым экономическим кризисом, нельзя не учесть социальные изменения внутри страны. Государство разработало программу антикризисных мер, где не малое значение отводится социальной сфере. Также был изменен значительно, бюджет страны на текущий 2009 год, который тоже стал в основном социально-ориентированным. В дипломном проекте рассмотрена одна из наиболее важных проблем современности, это – бедность. Даны различные определения этому явлению. Установлено, что степень бедности более выражена в сельских поселениях, и по-прежнему существует резкая дифференциация в доходах населения и на основе этого, в уровне и качестве жизни людей. Измерить бедность в России, можно с помощью величины прожиточного минимума, если доход гражданина ниже данного показателя, то он отнесится к категории бедных. Масштабы бедности в России разнообразны, в зависимости от региона. Существует как социальное расслоение по доходу, так и сильные региональные различия. 

На основе анализа  общественного мнения, было выявлено, интересует ли общество социальная политика государства вообще и в частности  по Мясниковскому району. Было определено, что большинство интересуется и считет, что государство имеет огромное влияние на их качество жизни. В связи с этим была изучена проводимая социальная политика в Мясниковском районе, рассмотрена Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года и были определены основные пути усовершенствования существующей системы социальной защиты в Мясниковском районе. В соответствии с поставленной целью был проведен анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования развития социальной сферы и роли государства в данном процессе, определение механизмов и возможностей преодоления бедности в РФ в целом, путем решения существующих социальных проблем в регионах, обоснование дальнейшего ориентира на устойчивое экономическое развитие как основу повышения доходов населения и сокращения масштабов бедности в условиях кризисной экономики, выработки эффективного государственного регулирования социальных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 

1.      Апостолова Т.М. , Косевич Н.Р. "Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации". 2008 г. 

2.      Асжина М.А, Чибриков Г.Г., Основы экономической теории" 2006г. 

3.      Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета. //Человек и труд. – 2007. С. 55-60. 

4.      Белоусова С.Анализ уровня бедности // Экономист – 2006 С.64-71 

5.      Горшков М.К., Свобода, неравенство, братство. Социологический портрет современной России // М., 2007. С. 70-74 

6.      Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в 90-х годах. // СПб., 2007 

7.      Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. // М.: "БЕК", 2008. С. 576 

8.      Ищенко М.А., Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. Стратегия сокращения бедности.// М., 2006 г., с. 29 

9.      Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. - М., 2002. С. 47-60. 

10.      Филиппова Н.П. Роль и функции социальной политики в общественном развитии // Экономические науки. 2008, с. 13 – 15. 

11.      Социальная политика: Энциклопедический словарь Волгина Н.А. 

12.      Энциклопедический словарь экономики и права (электронная версия) 

13.      www.donland.ru 

14.      www.edic.ru 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовое регулирование социальной сферы