Финансово-правовой статус казенных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Решение данного вопроса имеет теоретическое и практическое значение, так как согласно Федеральному Закону РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений – казенные учреждения. Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 6
1.1Правоотношение и правовая база, регулирующая правоотношение в сфере деятельности казенных учреждений 6
1.2Субъект и объект правоотношения в сфере деятельности казенных учреждений 8
1.3.Составляющая контрольно-надзорная деятельность за казенными учреждениями 10
1.4Ответственность за нарушения в деятельности казенных учреждений 11
2.ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 14
2.1 Особенности правового положения казенных учреждений 14
2.2 Фактическое применение права в процессе деятельности казенных учреждений 15
2.3 Анализ правонарушений в казенных учреждениях 18
3.ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 21
3.1Проблемы законодательства в сфере деятельности казенных
учреждений 21
3.2Напрвления совершенствования законодательства в сфере деятельности казенных учреждений 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_rabota_Turkina_Olga_FK-230.docx

— 54.12 Кб (Скачать)

- в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений-Правительством РФ;

- в отношении бюджетных  или казенных учреждений субъекта  РФ - высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта  РФ; 
- в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений - местной администрацией муниципального образования.

К объектам правоотношения в сфере деятельности казенных учреждений в обязательном порядке относятся федеральные учреждения, перечень которых приведен в ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ и включает в себя:6

- управления объединений,  управления соединений и воинские  части Вооруженных Сил, военные  комиссариаты, органы управления  внутренними войсками, органы управления  войсками гражданской обороны,  соединения и воинские части  внутренних войск, а также других  войск и воинских формирований; 
- учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

 - специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- учреждения МВД, Главного  управления специальных программ  Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ,  СВР, ФСО, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения  федеральной противопожарной службы  МЧС, аварийно-спасательные формирования  федеральных органов исполнительной  власти; 
- психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения. 

1.3.Составляющая  контрольно-надзорная деятельность  за казенными учреждениями

 

Финансово-хозяйственная  деятельность казенных учреждений подлежит контролю со стороны соответствующих  органов.

Статья 32 Федерального закона N 7-ФЗ дополнена п. п. 5.1, 5.2, в которых  разграничен контроль за деятельностью  казенных учреждений, а именно:7

- в отношении федеральных   казенных учреждений контроль  осуществляется федеральными государственными  органами, осуществляющими функции  и полномочия учредителя. При  этом контроль за деятельностью  казенных учреждений, подведомственных  федеральным органам государственной  власти (государственным органам), в  которых законом предусмотрена  военная и приравненная к ней  служба, осуществляется с учетом  требований законодательства РФ  о защите государственной тайны;

- в отношении казенных  учреждений субъекта РФ контроль  осуществляется в порядке, установленном  высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта  РФ;

- в отношении муниципальных  казенных учреждений контроль  осуществляется в порядке, установленном  местной администрацией муниципального  образования.

Необходимо дополнить, что полномочием привлекать к ответственности за нарушение бюджетного законодательства наделены Федеральное казначейство и его территориальные органы, а также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы. Полномочия органов власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства установлены ст. 284 БК РФ, ст. 23.7 КоАП РФ. Министерство финансов Российской Федерации по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, выявленным Росфиннадзором и Счетной палатой Российской Федерации, вправе выносить решения о сокращении лимитов бюджетных обязательств, выделенных главному распорядителю бюджетных средств в размере нецелевого использования . Полномочия Счетной палаты Российской Федерации, связанные с принуждением в отношении проверяемых субъектов, установлены Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" . Согласно ст. ст. 15, 23, 24 Закона по результатам проведенных ревизий и проверок Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления об устранении выявленных нарушений, а также обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Российской Федерации Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций8.

 

1.4Ответственность  за нарушения в деятельности  казенных учреждений

 

     Ответственность за нарушение бюджетного законодательства следует определить как применение уполномоченными органами власти установленных законом мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства при осуществлении ими принятия и исполнения бюджетных обязательств. Специфика привлечения к ответственности казенных учреждений и (или) их должностных лиц за нарушение бюджетного законодательства обусловлена особым статусом субъекта и правовым режимом бюджетных средств и расходов.

Следует отметить, что ответственность за нарушение бюджетного законодательства отвечает всем признакам, свойственным юридической ответственности в целом:9

- наступает за нарушение  норм права - бюджетная ответственность  наступает за нарушение норм  бюджетного законодательства. В  нашем случае существенное значение  имеет правовая позиция Высшего  Арбитражного Суда Российской  Федерации, согласно которой при  неисполнении (ненадлежащем исполнении) денежного обязательства вид  юридической ответственности и  мера ответственности, применяемая  к нарушителю, определяются нормой  права, устанавливающей ответственность  за неисполнение (ненадлежащее исполнения) соответствующего вида денежного  обязательства ;

- в мерах ответственности  за нарушение бюджетного законодательства  выражается правовая оценка деяния  от имени государства;

- регулируется нормами  права и влечет за собой  применение к нарушителю правопорядка  мер государственного принуждения.  В нашем случае ответственность  установлена в главе 28 БК РФ;

- реализуется в процессуальных  формах. Как отмечалось ранее, согласно норме ст. 1 БК РФ, "настоящий Кодекс устанавливает правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации".

 Приступая к исследованию собственно оснований и мер бюджетной ответственности, применяемой к учреждениям за нарушения, связанные с принятием и исполнением бюджетных обязательств, следует оговориться, что к ответственности за нарушение бюджетного законодательства привлекается достаточно узкий круг субъектов, а именно участников бюджетного процесса, к числу которых относятся получатели бюджетных средств. Таким образом, указанная ответственность распространяется на казенные учреждения.

За правонарушения, предусмотренные БК РФ, может наступать одновременно два вида ответственности: административная и собственно ответственность за нарушения бюджетного законодательства (финансовая ответственность). Наиболее типичными и распространенными нарушениями бюджетного законодательства казенными учреждениями, связанными с принятием и исполнением бюджетных обязательств, являются следующие:

-Нецелевое расходование средств федерального бюджета (ст. 289 БК РФ).

-Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет:

1. Наложение штрафов на  руководителей получателей бюджетных  средств (ст. 15.14 КоАП РФ).

2. Изъятие в бесспорном  порядке бюджетных средств, используемых  не по целевому назначению.

3. Вынесение представления  о ненадлежащем исполнении бюджетного  процесса.

4. Привлечение к уголовной  ответственности при наличии  состава преступления, предусмотренного  ст. 285.1 УК РФ.

 

 

2.ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ  В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗЕННЫХ  УЧРЕЖДЕНИЙ

2.1 Особенности  правового положения казенных  учреждений

 

К основным особенностям правого  положения казенных учреждений относятся:10

– финансовое обеспечение  деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 БК РФ);

– операции по исполнению бюджета  казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах в  Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном  образовании) (п. 4 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ);

– казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца  и ответчика (п. 8 ст. 161 БК РФ);

– казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными  средствами (п. 5, 7 ст. 161 БК РФ). При недостаточности  указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник  имущества;

– казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты  казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ);

– казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться  имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ);

– казенное учреждение может  осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено  в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий  бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ);

– размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ  и оказание услуг осуществляется казенным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и  муниципальных нужд";

– имущество казенного  учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Так же особенности правового  положения казенных учреждений можно представить в виде таблице 1,указанной в приложениях.

 

 

2.2 Фактическое  применение права в процессе  деятельности казенных учреждений

 

Наиболее типичными и  распространенными нарушениями  бюджетного законодательства казенными  учреждениями, связанными с принятием  и исполнением бюджетных обязательств, являются следующие:

-Нецелевое расходование  средств федерального бюджета  (ст. 289 БК РФ).

-Нецелевое использование  бюджетных средств, выразившееся  в направлении и использовании  их на цели, не соответствующие  условиям их получения, определенным  бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением  о бюджетных ассигнованиях, сметой  доходов и расходов либо иным  правовым основанием их получения,  влечет:11

1. Наложение штрафов на  руководителей получателей бюджетных  средств (ст. 15.14 КоАП РФ). Согласно  указанной статье субъектами  ответственности являются как  должностные лица, так и сами  юридические лица. Мера ответственности  установлена в виде штрафа, налагаемого  на должностных лиц в размере  от четырех тысяч до пяти  тысяч рублей, а на юридических  лиц - от сорока тысяч до  пятидесяти тысяч рублей. Применительно  к получателям бюджетных средств  применение штрафа представляется  не только нецелесообразным, но  и нелогичным. Поскольку расходы  казенного учреждения осуществляются  исключительно в соответствии  со сметными назначениями и  в пределах лимитов бюджетных  обязательств, которые, естественно,  не предусматривают уплаты штрафов,  то в порядке субсидиарной  ответственности штраф должен  быть уплачен Министерством обороны,  которое для выделения средств  на эти цели направляет требование (заявку) в Федеральное казначейство, которое планирует средства из  федерального бюджета, а затем  в порядке, установленном главой 24.1 БК РФ, взыскивает их в тот  же бюджет.

По факту нецелевого использования  средств федерального бюджета Росфиннадзором составляется протокол об административном правонарушении в порядке ст. ст. 28.1 - 28.9 КоАП РФ и рассматривается  дело об административном правонарушении в порядке ст. ст. 29.1 - 29.13 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня  совершения административного правонарушения, а за нарушение бюджетного, валютного  законодательства, законодательства о  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для  государственных и муниципальных  нужд - по истечении одного года со дня  совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ). Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Информация о работе Финансово-правовой статус казенных учреждений