Система финансовых органов и их правовой статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:35, реферат

Описание работы

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Объектом данного исследования является экономика страны, а предметом – изучение системы органов, осуществляющих финансовую деятельность
Целью реферата является: рассмотреть систему финансовых органов и их правовой статус.
Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрытие понятия финансовой деятельности, её принципы и методы и рассмотреть виды, систему, правовой статус финансовых органов Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ
2. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ
3.1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России).
3.2. Федеральное казначейство Российской Федерации.
3.3. Налоговые органы Российской Федерации.
3.4. Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
3.5. Государственные внебюджетные фонды
3.6. Органы Министерства внутренних дел
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

реферат ФП.doc

— 135.00 Кб (Скачать)


24

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ

2. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ

3.1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России).

3.2. Федеральное казначейство Российской Федерации.

3.3. Налоговые органы Российской Федерации.

3.4. Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

3.5. Государственные внебюджетные фонды

3.6. Органы Министерства внутренних дел

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

В целях урегулирования финансовой деятельности государство использует самый действенней регулятор – право. Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и не правовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. А не правовые – это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства, финансово-технические операции и т. д. Неюридические формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Государство руководит и направляет финансовую деятельность через свои органы, которые наделены для этого специальной компетенцией. Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. Органы общей компетенции – высшие представительные и исполнительные органы государственной власти – руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ).

Для осуществления финансовой деятельности создана система специальных финансовых и кредитных органов. Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. Систему специальных финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий единую государственную финансовую политику и осуществляющий общее руководство организацией финансов в стране.

Таким образом, заявленная тема рефераты актуальна на сегодняшний день и небезынтересна. Актуальность темы исследования заключается в том, что, во-первых, данные органы проверяют соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, во-вторых, осуществляется экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Объектом данного исследования является экономика страны, а предметом – изучение системы органов, осуществляющих финансовую деятельность

Целью реферата является: рассмотреть систему финансовых органов и их правовой статус.

Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрытие понятия финансовой деятельности, её принципы и методы  и рассмотреть виды, систему, правовой статус финансовых органов Российской Федерации.

Использовались  такие методы исследования как обобщение, анализ, синтез изученной литературы.

 


1. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ

 

Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но финансы возникают не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства.

Финансовая деятельность государства – это процесс собирания, распределения и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства. Финансовая деятельность – это обязательно плановая деятельность, основанная на финансовом плане. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ[1].

Основными из них являются следующие.

1. Принцип федерализма – финансовая деятельность направлена на сочетание федеративных интересов с интересами субъектов Федерации. При этом процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие полномочия РФ - центра управления финансами.

2. Принцип законности – выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

3. Принцип равноправия субъектов Федерации в области финансовой деятельности государства[2].

4. Принцип гласности – проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

5. Принцип плановости – означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

6. Принцип разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей.

7. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления[3].

Вышеперечисленные принципы находят отражение и закрепление в законодательстве, регулирующем разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов.

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств. Соответственно двум сторонам финансовой деятельности методы ее осуществления принято делить на две группы:

- методы собирания фондов денежных средств;

- методы их распределения и использования.

К методам собирания фондов денежных средств относятся: обязательные методы:

- налоговый метод;

- уплата пошлин;

- обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды; добровольные методы:

- добровольные вклады в банки;

- покупка государственных ценных бумаг;

- приобретение лотерей.

В отношениях государства с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями, с общественными организациями и гражданами в основном используется налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли названные субъекты в обязательном порядке, в установленные законом сроки и в установленных размерах отчисляют в бюджет. К этой же группе относится уплата пошлины. Пошлины, в отличие от налогов, взимаются, как правило, за какие-либо услуги. Законом строго ограничен круг органов, взимающих пошлину, установлены ее размеры.

Обязательным методом собирания фондов денежных средств являются взносы во внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, медицинского страхования, пенсионный фонд), уплачиваемые предприятиями, организациями и гражданами и используемые на выплаты пенсий и различных пособий.

Методы распределения и использования фондов денежных средств[4]:

- самофинансирование,

- кредитование,

- государственное финансирование.

Плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета называется государственным финансированием.

Самофинансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств в отношении государственных организаций.

Кредитование – это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в виде банковских ссуд. Последние подлежат возврату в назначенный срок, за них взимается определенный процент.

К другим методам данной группы можно отнести расчеты с держателями облигаций, иных ценных бумаг, а также выплаты страховых и других различных пособий, пенсий.

Финансовую деятельность осуществляют практически все органы государства, однако среди них можно выделить две основные группы органов:

1) органы общей компетенции

2) органы специальной компетенции

 

2. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Различают следующие органы общей компетенции.

1. Согласно Конституции РФ Государственная Дума Российской Федерации обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:

- федерального бюджета;

- федеральных налогов и сборов;

- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

- денежной эмиссии.

Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории (утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов, принятие законов по вопросам финансов; а органы исполнительной власти принимают меры по их реализации под контролем представительных органов[5].

2. Президент Российской Федерации как глава государства: обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию[6].

Президент РФ:

- подписывает и обнародует федеральные законы;

- издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений.

Организации органов финансово-кредитной системы через контрольное управление Президента РФ осуществляют финансовый контроль.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ образовано финансово-бюджетное управление Президента РФ.

3. Правительство Российской Федерации:

- обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики;

- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.).

Заканчивая эту главу можно сделать вывод - в Российской Федерации главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

 

3. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ

 

Кроме того, существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля.

В единую систему органов государственного управления специальной компетенции входят:

- Министерство финансов Российской Федерации;

- Федеральное казначейство Российской Федерации;

- Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

- Налоговые органы;

- Правоохранительные органы – МВД РФ

- Государственные внебюджетные фонды.

Управляя финансами согласно своим полномочиям, все эти органы организуют осуществление единой государственной финансовой политики.

Задачи органов государственного управления специальной компетенции следующие.

 

Информация о работе Система финансовых органов и их правовой статус