Финансовые правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Причины возникновения налоговых правонарушений в России, на мой взгляд, всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить на три условных категории:
правовые, экономические, моральные.
Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.

Содержание

Введение...................................................................................2
1. Состав и виды правонарушений.....................................5
2. Финансовая ответственность...........................................8
3. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения..........................................10
4. Меры уголовной ответственности за налоговые правонарушения...............................................................19
Заключение............................................................................23
Список используемой литературы....................................24

Работа содержит 1 файл

Финансовое.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

      План 

    Введение...................................................................................2

  1. Состав и виды правонарушений.....................................5
  2. Финансовая ответственность...........................................8
  3. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения..........................................10
  4. Меры уголовной ответственности за налоговые правонарушения...............................................................19

    Заключение............................................................................23

    Список  используемой литературы....................................24 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Введение 

      Причины возникновения налоговых правонарушений в России, на мой взгляд, всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить на три условных категории:

    правовые, экономические, моральные.

      Российское  налоговое законодательство, слишком  объёмно, его нормы распылены  по большому количеству законодательных  актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.

        Экономические причины обусловлены  действием  довольно высоких  налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. Причина в том, что, по моему мнению, законодатель, вводя такие высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Да, такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но ведь есть и другие предприятия, предприятия - производители, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за её неконкурентоспособности. Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.

      Моральными  причинами являются, по моему мнению, низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором - существование института налогового права, в более или менее цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков.

      Ведь  это на фоне борьбы с единоличной  властью монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался институт парламента.

      Неприязненное отношение к имеющейся налоговой  системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать  систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов.

      Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов  играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений.  Однако, не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.

        Руководители, могут использовать  сокрытые от налогообложения  средства на развитие своего  предприятия. И у них существует  заинтересованность иного рода, выражающаяся в стремлении улучшить  финансовое состояние своего предприятия.

      Как видно из вышеописанного, на возникновение  налоговых правонарушений влияют причины  не только субъективного, но и объективного характера, что следует учитывать  в сложившейся в стране экономической  обстановке.

      Наиболее часто встречающаяся группа налоговых правонарушений - уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей обязанности уплатить налог в бюджет. В западной литературе, посвящённой данной теме, можно встретить классификацию причин, побуждающих плательщика уклоняться от уплаты налогов. Так, П.М. Годме выделяет несколько групп причин:

     политические, экономические, моральные, технические.

      Политические  причины связаны с тем, что  государство использует налоги не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента государство регулирует те или иные общественные отношения. Лица, интересы которых государство при этом ущемляет, проводя такую политику, путём уклонения от уплаты налогов, оказывают определённое противодействие данному процессу.

      Экономические причины оказывают наибольшее влияние  на налогоплательщика. Если санкция  за налоговое правонарушение предусматривает  экономические последствия для него в размере меньшем нежели сокрытая им сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении от уплаты налога.

      Моральные причины уклонения от уплаты налога состоят в несоответствии, иногда, налоговых законов общим принципам законодательства: равенства, постоянности и беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов.

      Технические причины уклонения от налогообложения  связаны с  несовершенством форм и методов контроля. Налоговые  органы не  в состоянии контролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всех бухгалтерских документов. 
 
 
 
 

      Состав  и виды правонарушений 

      Не  всякое отрицательное деяние участника  налоговых правоотношений может  быть квалифицировано, как правонарушение, влекущее за собой юридическую ответственность. Чтобы деяние повлекло за собой ответственность оно должно обладать правовыми признаками и элементами состава правонарушения, т.е. иметь состав правонарушения. Состав правонарушения это система объективных и субъективных элементов деяния. Как всякая система, т.е. целостное единство, состав правонарушения состоит из ряда взаимосвязанных подсистем и элементов. Отсутствие хотя бы одной подсистемы или элемента состава правонарушения приводит к распадению системы, т.е. отсутствию состава правонарушения в целом.

      В юридической науке выделяют следующие  признаки правонарушений:

  • противоправность деяния - выражается в форме действия либо бездействия, нарушающего норму права;
  • виновность деяния - характеризуется совершением противоправного действия либо бездействия умышленно или по неосторожности. Умышленным деяние считается, когда лицо, совершившее его, сознаёт противоправный характер своих действий (бездействий) и желает наступления вредных последствий или сознательно допускает их.

      Совершённым по неосторожности правонарушение считается, когда лицо предвидит возможность  наступления вредных последствий  своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не сознаёт  противоправности содеянного, но могло  и должно было её сознавать;

  • наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившими в последствии отрицательными последствиями;
  • наказуемость деяния, т.е. наличие установленной законом ответственности за совершение данного правонарушения.

      Отсутствие  одного из выше перечисленных признаков не позволяет рассматривать деяние участника налоговых отношений как правонарушение, а следовательно исключает возможность привлечения его к правовой ответственности.

      Состав  правонарушения также образуют элементы правонарушения, первичные слагаемые системы состава правонарушения:

  • объект правонарушения, т.е. объект правовой охраны, включающий в себя общественные отношения или интересы;
  • субъект правонарушения - это дееспособное лицо, совершившее данное правонарушение;
  • объективная сторона правонарушения, здесь имеется в виду само противоправное деяние, т.е. способ, место, время и т.д., его отрицательные последствия и причинная связь между деянием и результатом;
  • субъективная сторона правонарушения характеризуется элементами цели, мотива, степени вины в форме умысла или небрежности (халатности).

      Все четыре элемента состава правонарушения взаимосвязаны и взаимодействуют  между собой. Объект взаимодействует  с объективной стороной состава  определяя элемент ущерба. Объективная  сторона, как акт поведения, взаимодействует с субъектом правонарушения, совершающим то или иное деяние, причиняющее вред объекту.

      Опираясь  на элементы состава правонарушения можно разобрать правонарушение на составляющие его элементы и подробно исследовать.

        Налоговые правонарушения можно разделить на категории по нескольким основаниям. В зависимости от характера совершённого деяния, правонарушения делят на:

     административные, финансовые, уголовные.

      Исходя  из направленности подобных деяний (объекта  правонарушения) их можно разделить на:

  • правонарушения против системы налогов;
  • правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;
  • правонарушения против исполнения доходной части бюджетов;
  • правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
  • правонарушения против контрольных функций налоговых органов;
  • правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской и иной отчётности;
  • правонарушения против обязанностей по уплате налогов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Финансовая ответственность 

      Исследование  финансовых правонарушений не может  быть полным, если не рассмотреть вопрос об ответственности за данные правонарушения, т.е. вопрос финансовой ответственности. Правовые нормы, регулирующие финансовую ответственность разбросаны по нескольким правовым актам:

  • Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»;
  • Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при расчётах с населением»;
  • Указ Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»;
  • Кодекс об административных правонарушениях (КоАП);
  • Уголовный кодекс РФ.

      Ответственность за нарушение финансового законодательства представляется как определённая совокупность различных видов юридической ответственности. Сама юридическая ответственность, как известно, включает в себя несколько основных видов ответственности:

     гражданская  ответственность, административная ответственность,

     уголовная  ответственность, дисциплинарная ответственность,

     материальная  ответственность.

      Следует разобраться, элементы, каких видов  ответственности несёт в своём  составе финансовая ответственность.

      Гражданская ответственность свойственна отношениям юридически равных сторон, а в финансовом праве стороны не имеют равенства, здесь видны отношения государственно-властного характера: сторона, представляющая интересы государства, вправе давать указания, обязательные для исполнения другой стороной.

      Исходя  из этого можно сделать заключение, что финансовая ответственность не несёт в своём составе элементы гражданской ответственности.

      Но  из этого вывода можно сделать  исключение. Допустим, государственный  орган, представляющий интересы государства  в налоговых отношениях, своими действиями причинил ущерб интересам другого лица. Здесь имеет место причинение вреда, которое регулируется в гражданском порядке. Из выше написанного можно сделать вывод, что меры гражданской ответственности не направлены на обеспечение соблюдения финансового законодательства, хотя косвенное влияние имеет место.

Информация о работе Финансовые правонарушения