Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Работа содержит 1 файл

кр по фин праву.docx

— 43.63 Кб (Скачать)
  • федерального бюджета, отдельных статей его доходов и расходов, размеров государственного внутреннего и внешнего долга, бюджетного дефицита;
  • законов и других нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думы;
  • международных договоров, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
  • программ, которые финансируются за счет средств федерального бюджета.

 
По всем названным документам Счетная  палата готовит свои заключения. В  них должны отражаться только факты, не должно быть политических оценок принимаемых  решений. 
 
Помимо экспертиз законопроектов, Счетная палата анализирует результаты проведенных контрольных мероприятий, исследует выявленные нарушения и отклонения вбюджетном процессе. На этой основе составляются предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию бюджетного законодательства, которые направляются в Государственную Думу. 
 
Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета 
 
 
Завершающей стадией бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета, его рассмотрение и утверждение законодателями. В конце каждого года министр финансов издает распоряжение, в соответствии с котором начинается подготовка отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Отчет составляется казначейством в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении закона о бюджете. Исходными данными для него служат отчеты главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. 
 
На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств составляют свои годовые отчеты, в которых отражается информация об их доходах и расходах, выполнении заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, использовании выделенных субвенций, бюджетных кредитов и ссуд, а также закрепленного за ними государственного имущества. Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании бюджетных средств, выделенных им по госзаказам. Отчеты по всем подведомственных учреждений сводятся и обобщаются главными распорядителями. 
 
Отчет от исполнении федерального бюджета за истекший год утверждается в форме закона. Для этого он должен быть представлен Правительством в Государственную Думу не позднее 1 июня следующего года. В этот же срока законопроект должен быть направлен в Счетную палату для подготовки заключения. Одновременно с ним в Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов, а также ряд других материалов: 

  • отчет о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
  • отчет Министерства финансов и других уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, кредитов;
  • отчет Министерства финансов о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ;
  • отчет о доходах, полученных от использования государственного имущества;
  • сводные отчеты о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
  • сводные отчетные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
  • реестр федеральной собственности на начало и конец года;
  • отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на начало и конец года;
  • отчет Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

 
В течение полутора месяцев после  того, как отчет был направлен  в Думу, Счетная палата проводит его проверку. При этом используются материалы контрольно-ревизионной  деятельности. Итогом работы Счетной  палаты является заключение по отчету Правительства об исполнении федерального бюджета, которое включает в себя: 
 
1) заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов и каждому главному распорядителю, в котором отражаются суммы расходов по целевому назначению и факты нецелевого использования средств. Если часть средств была израсходована нецелевым образом, в заключении указывается, кто из руководителей организации принял такое решение, а также кто из должностных лиц казначейства допустил осуществление платежа; 
 
2) заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов и каждому главному распорядителю, по которым допущено расходование средств сверх утвержденных ассигнований или сверх бюджетной росписи; 
 
3) заключение по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных законом о бюджете или бюджетной росписью; 
 
4) анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и ссуд; заключения по фактам предоставления кредитов и ссуд с нарушением закона; 
 
5) анализ предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям; заключения по фактам незаконного их предоставления; расследование случаев, в которых такие обязательства исполнялись за счет средств бюджета; 
 
6) анализ бюджетных инвестиций и заключенных договоров с точки зрения соблюдения государственных интересов; заключения по фактам незаконного предоставления инвестиций; 
 
7) анализ выполнения заданий по предоставлению государственных услуг, соблюдения установленных для них нормативов финансовых затрат. 
 
В заключении Счетной палаты могут содержаться и другие материалы, определенные постановлениями Думы или Совета Федерации. 
 
После того, как заключение Счетной палаты было направлено в Думу, нижняя палата парламента начинает рассматривать отчет об исполнении федерального бюджета. Продолжительность его рассмотрения определена Бюджетным кодексом и составляет полтора месяца. Государственная Дума заслушивает доклад руководителя Федерального казначейства, доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета; доклад Генерального прокурора о соблюдении законности в области бюджетного законодательства; а также заключение Председателя Счетной палаты. Могут быть также заслушаны доклады руководителей высших органов судебной власти о том, какие бюджетные споры и нарушения бюджетного законодательства рассматривались судами в отчетном году. 
 
После рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает решение о его утверждении. Если фактически исполненный бюджет не соответствует принятому закону, и при этом режим сокращения и блокировки расходов не вводился, отчет может быть отклонен. 
 

  • Финансовое  право. Учебник/Под ред. д.ю.н., профессора Н.И. Химичевой М.,2003.
  • Финансовое право. Учебник/Под ред. д.ю.н., профессора О.Н. Горбуновой. М.,2003.
  • Финансовое право. Учебное пособие. Авторы Е.Ю. Грачева и Э.Д. Соколова М.2002.
  • Финансовое право. Учебник/Под ред. д.ю.н. профессора С.В. Игнатьевой. СПб., СПб Университет МВД РФ. 2004. .
  • Карасёва М.В. Финансовое право: Учебник. - М., 2002.
  • Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник. - М., 2002.

Информация о работе Финансовый контроль