Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Государство всегда старалось создать эффективную систему управления финансами, и соответственно, эффективную систему финансового контроля, так как от этого, в конечном счете, зависело само его благополучие.
Целью настоящей работы является изучение вопросов, касающихся определения понятия финансового контроля, раскрытии его сущности, определение функций.
Эти вопросы очень подробно исследованы и освещены в специальной литературе многими авторами, в частности Ю.А.Данилевским, Л.Н.Овсянниковым, О.Н.Горбуновым, В.В. Бурцевым, Н.И.Химичевым и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава I. Понятие, сущность и элементы финансового контроля………….
Глава II. Классификация финансового контроля……………………………
§ 1. Классификация финансового контроля по формам, по времени и по органам государственной власти……………
§ 2. Классификация финансового контроля по сфере деятельности…………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

3) обеспечение законного,  целевого и рационального использования  государственных денежных средств, а также их сохранности;

4) содействие полному  и своевременному исполнению  субъектами финансовых отношений  своих финансовых обязательств  перед государством;

5) устранение и предупреждение  нарушения финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка формирования, распределения и использования государственных денежных средств, а также исполнение всеми участниками финансовых правоотношений финансовых обязательств перед государством.

Средствами обеспечения  исполнения финансового законодательства и соблюдения финансовой дисциплины выступает прежде всего привлечение правонарушителя к установленной юридической ответственности.

Обычно в качестве мер, применяемых к нарушителя финансового  законодательства выступают: а) официальное  предостережение нарушителя о неправомерности  его поведения и необходимости  устранения нарушения закона; б) блокирование расходов, что обычно приобретает форму ареста банковского счета или приостановление расходных операций по этому счету; в) ограничение в распоряжении имущества; г) арест имущества; д) изъятие бюджетных средств; е) приостановление кредитования; ж) применение финансово-правовых санкций.

Финансовые санкции могут быть: а) установлены государством в одностороннем  порядке и предусматриваться  нормативно-правовыми актами, регулирующих тот или иной вид финансовых правоотношений; б) основываться на финансово-правовом договоре.

Финансовые санкции различаются  в зависимости от сферы финансовой деятельности и могут носить характер бюджетных (в том числе налоговых), банковских санкций, санкций, вытекающих их страховых отношений и т.д.

Наиболее типичными финансовыми санкциями являются:

а) финансово-правовой штраф;

б) финансово-правовая пеня.

Теперь рассмотрим последний элемент  финансового контроля - метод.

Под методом финансового  контроля понимается конкретные приемы и способы его осуществления.

Контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью  проверки.

Осуществление контроля состоит из трех стадий:

1) сбор информации; 2) оценка  информации; 3) реагирование на собранную  информацию.

В процессе сбора информации субъект контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте. Далее, получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать вывод о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и т.п. Вывод о характере поведения, определяет форму реагирования - наказать или поощрять, либо принимать иные меры.

Применение конкретного  метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие  методы финансового контроля:

1) проверка расчетов  финансовых планов; 2) проверка первичных  денежных документов; 3) инвентаризация  денежных средств и товарно-материальных ценностей; 4) официальные запросы в банковские и другие расчетные учреждения; 5) ревизия и др. Проведение их как правило планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Одним из основных и наиболее эффективных методов финансового контроля является ревизия. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

Худяков А.И. дает следующее  понятие: «Ревизия - это проверка, основанная на изучении первичных документов и  бухгалтерских записей, финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений на предмет ее законности и целесообразности».

Обычно в процессе проведения ревизии сочетаются несколько  методов финансового контроля.

По полноте охвата ревизии бывают: а) полные, когда  проводится сплошная проверка комплексного характера; б) частичные, когда проводится выборочная проверка по определяемой тематике.

По объекту проверки ревизии подразделяются на: а) документальные, когда проверяется лишь документация; б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация.

По организационному признаку ревизии делятся на: а) плановые, то есть те, которые проводятся по заранее  утвержденному плану; б) внеплановые. Как плановые, так и неплановые ревизии для проверяемого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внеплановых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дисциплины, требующих проверки и прекращения нарушения финансового законодательства.

Результаты ревизии  оформляются актом ревизии.

В акте ревизии отражаются достоверные, документально подтвержденные данные, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность проверяемого объекта, фиксируются случаи нарушения законодательства и финансовой дисциплины, излагаются вызвавшие их обстоятельства, указываются должностные лица, по вине которых они произошли, делаются ссылки на правовые акты, обосновывающие выводы о допущенных нарушениях и злоупотреблениях. Акт подписывают лица, проводившие ревизию, а также руководитель и главный бухгалтер проверяемого объекта. Последние подписывают его и в том случае, когда имеют возражения и замечания по результатам ревизии, о чем они делают оговорку перед своей подписью и представляют соответствующие объяснения, которые прилагаются к акту ревизии.

К акту ревизии также  прилагаются все необходимые  справки, сводные таблицы, подлинные  документы или их копии и др.

Акт ревизии служит основанием для:

а) привлечения виновных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с нормами трудового законодательства;

б) предъявление гражданского иска к физическим и юридическим  лицам;

в) возбуждение уголовного дела, если ревизией выявлены факты злоупотреблений, хищений и преступного разбазаривания государственных денежных средств. В этом случае акт ревизии направляется в следственные органы;

г) принятие решений, направленных на устранение нарушений законодательства и финансовой дисциплины, ликвидацию причин и условий, порождающих эти нарушения и недостатки, на обеспечение законного и эффективного использования государственных денежных средств, возмещение причиненного государству ущерба.

Необходимо отметить, что контроль является финансовым только при наличии всех присущих ему элементов. Например, если предметом выступает исполнение финансового обязательства перед государством, но проверку проводит не орган государственного финансового контроля, то такой контроль нельзя считать государственным финансовым контролем, т.к. в данном случае в системе контроля отсутствует субъект финансового контроля, а именно орган государственного финансового контроля.

Следует отметить так  же, что предметом государственного финансового контроля выступают не деньги и не хозяйственная деятельность объектов контроля, а выполнение ими своих финансовых обязательств перед государством.

На основании вышесказанного государственный финансовый контроль можно определить как действие государственных  органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей перед ним.

Но среди ученых нет  единства в трактовках понятия государственного финансового контроля. Существуют самые  разные точки зрения.

Так, И.А.Белобжецкий дает такое определение: «Под финансово-хозяйственным контролем следует понимать систему надзора наделенных контрольными полномочиями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, учреждений, организаций и других подразделений материального производства и непроизводственной сферы с целью объективно оценить экономическую эффективность этой деятельности, установить законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций, сохранность собственности, выявить внутрихозяйственные резервы повышения эффективности производства и роста доходов государственного бюджета».

У Ю.А.Данилевского определение  финансового контроля выражено так: «Финансовый контроль, являясь одной  из важнейших функций и неотъемлемой составной частью общего механизма управления экономикой, производством, охватывает финансовые, кредитные и производственные показатели. В сферу контроля включается производство, распределение, обращение и потребление товарно-материальных ценностей в денежном выражении». Так же Ю.А.Данилевский считает, что финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения проводимой государством финансовой политики и реализуется через систему организационных, административных, правоохранительных и других мер, соответствующих современным условиям и перспективе развития экономики и государства. Кроме того, он определяет сущность контроля в различных аспектах: контроль определяется, во-первых, как специфический вид и неотъемлемая часть управленческой деятельности, во-вторых, как источник информационного обеспечения нужд управления в процессе принятия управленческих решений, в-третьих, как система проверки фактического состояния хозяйствующего субъекта с целью подтверждения правомерности его деятельности, в-четвертых, как механизм обратной связи, посредством которого можно получить необходимую информацию об исполнении управленческих решений.

Ю.М.Иткин отмечает: «Деятельность  органов государственного контроля должна быть направлена на проверку исполнения, прежде всего, законов государства, законности, правильности и целесообразности направления выделенных бюджетных средств, эффективности деятельности правительственных органов, эффективного и экономного расходования государственных средств на всех уровнях управления финансовыми и материальными ресурсами».

П.В.Черноморд считает, что «финансовый контроль сосредотачивает  внимание на фактическом осуществлении  финансовой, бюджетной, налоговой, кредитной, денежной политики, политики цен, вопросах развития валютно-финансового аспекта внешнеполитического курса и внешнеэкономических связях государства». Кроме того, П.В.Черноморд полагает, что «при переходе к рыночным отношениям в условиях экономического кризиса значительно возрастает роль и значение высокопрофессионального финансово-экономического контроля за формированием и исполнением бюджетов, эффективным использованием финансовых ресурсов из всех источников».

Н.Д.Пагосян определяет, что «государственный финансовый контроль, не будучи самоцелью и средством  окончательного решения выявленных проблем, тем не менее является государственно-правовым институтом в силу того, что он в единой системе государственных органов выступает в качестве самостоятельного структурно-функционального звена, легитимированного, обособленного в организационно-правовом отношении и владеющего в своей деятельности особым набором приемов, характерным для публичных структур».

Учитывая все вышеизложенное, можно более полно раскрыть сущность этой функции государственного управления.

Итак, государственный финансовый контроль в широком смысле - это установленная законодательством деятельность государственных органов по выявлению, предупреждению и пресечению:

1) ошибок и злоупотреблений  в управлении государственными  денежными и иными материальными ресурсами, влекущих прямой или косвенный материальный ущерб государству;

2) несоблюдение финансового,  в том числе бюджетного законодательства;

3) недостатков в организации  систем управления (в том числе  внутреннего контроля) финансовой  деятельностью государственных органов.

Сущность государственного финансового контроля выражается в  следующем: 1) выявление ошибок и  злоупотреблений; 2) обеспечение их устранения; 3) анализ факторов их возникновения  и разработка мер по их предотвращению в будущем (профилактика и т.д.).

Следует признать, что  действенный государственный финансовый контроль позволяет своевременно вскрывать, и не только обнаруживать, но и устранять  различного рода негативные явления, объяснять  причины, их порождающие, вырабатывать меры, их предотвращающие, что в конечном счете и определяет ход экономического и социального развития государства.

Л.Н.Овсянников считает, что определяющая идея государственного финансового контроля в том, что  он позволяет реализовать право  государства законными путями обеспечивать свои финансовые интересы.

Значение наиболее полно  раскрывается в функциях финансового  контроля. К основным функциям государственного финансового контроля следует отнести  информативную, оперативную, защитную и превентивную. При этом особое место в современных подходах занимает превентивная функция.

Предварительный контроль предупреждает нежелательные отклонения, обеспечивает устранение самой возможности  появления неблагоприятных явлений  и тенденций в будущем, предохраняет государство от нежелательных последствий тех или иных решений и действий. Например, оценка законности и целесообразности на стадии принятия решения позволяет предотвратить действия, противоречащие требованиям нормативно-правовых актов и целям государственной политики.

Информация о работе Финансовый контроль