Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Государство всегда старалось создать эффективную систему управления финансами, и соответственно, эффективную систему финансового контроля, так как от этого, в конечном счете, зависело само его благополучие.
Целью настоящей работы является изучение вопросов, касающихся определения понятия финансового контроля, раскрытии его сущности, определение функций.
Эти вопросы очень подробно исследованы и освещены в специальной литературе многими авторами, в частности Ю.А.Данилевским, Л.Н.Овсянниковым, О.Н.Горбуновым, В.В. Бурцевым, Н.И.Химичевым и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава I. Понятие, сущность и элементы финансового контроля………….
Глава II. Классификация финансового контроля……………………………
§ 1. Классификация финансового контроля по формам, по времени и по органам государственной власти……………
§ 2. Классификация финансового контроля по сфере деятельности…………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Ключевым условием достижения целей и задач государственного финансового контроля является соблюдение принципов, которые являются основными правилами, охватывающими контрольную деятельность в целом.

Это следующие  принципы: 1) принцип независимости; 2) принцип гласности; 3) принцип законности; 4) принцип объективности; 5) принцип ответственности; 6) принцип сбалансированности; 7) принцип системности.

1. Принцип независимости

Органы финансового  контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют, а так же от лица, тем или иным образом связанных с проверяемыми. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем деятельность органов финансового контроля.

Независимость также  характеризуется четкостью и  адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет  государственным контролерам работать с высокой степенью автономии  и инициативы, выдавать объективные  заключения. При этом каждый государственный контролер должен быть независим в своих суждениях от коллег, включая начальство. Важной гарантией независимости государственных финансовых контролеров должны быть достаточно высокие должностные оклады, соответствующее соцобеспечение, гарантии правового статуса, меры государственной защиты, компенсации и т.п.

Фактором независимости  являются также, и источники финансирования органов финансового контроля: финансирование системы должно быть бюджетным и  выделяться отдельной строкой.

Такой точки зрения придерживается большинство специалистов. Так, Л.Н.Овсянников, в связи с этим подчеркивает; «Государственный контрольный орган должен безусловно получать из государственного бюджета  целевым назначением финансовые средства, необходимые и достаточные для выполнения возложенных на него задач и иметь право самостоятельно использовать выделенные ему средства»1.

Среди специалистов распространена точка  зрения, что суть независимости органа финансового контроля выражена в  его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов. При этом не исключена возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов.

Наконец, необходимо упомянуть, что, как  отмечает Н.Д.Погосян, всякая независимость - организационная, функциональная, персональная, финансовая и т.д. - невозможна без связи с общественностью. Но данный аспект затрагивается уже в следующем принципе государственного финансового контроля.

2. Принцип гласности

Гласность финансового  контроля - необходимый атрибут современного демократического общества, так как  контроль информирует общественность о реальном положении дел в  государственном управлении. Принцип  гласности предусматривает открытость деятельности органа финансового контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. Необходимо публиковать в прессе не только отчетные материалы по результатам проверок, но и официальные ответы органов исполнительной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений. Так же необходима тесная связь органов контроля со средствами массовой информации (радио, телевидение и т.д.) для обнародования контрольных материалов. Все это заставит нарушителей держать ответ не только перед правоохранительными органами, но и перед всем обществом, покажет перед всеми их неблагонадежность, подорвет их репутацию. Нужно отметить также, что обнародование результатов контроля будет способствовать формированию устойчивого мнения в обществе о его пользе и необходимости2.

3. Принцип законности

Свои исходные начала государственный финансовый контроль берет из законодательства Республики Казахстан. То есть деятельность органов  финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам и не допускать какого-то ни было произвола в отношении контролируемых.

Принцип законности предусматривает  следующее:

- качество нормативно-законодательной  базы государственного финансового  контроля и законодательства Республики Казахстан в целом, т.е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы;

- соблюдение норм права  органами финансового контроля, их представителями, а также  всеми организациями, имеющими с ними правоотношения.

В целом законность государственного финансового контроля понятие системное, охватывающее как государственных  контролеров, так и контролируемых.

4. Принцип объективности.

Выводы контролеров, а  также их подхода к планированию и проведению проверок должны, какую исключать бы то ни было предвзятость или предрасположенность. Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов.

Выводы по результатам  проверок также должны быть беспристрастны, обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими  качественную информацию.

При этом о качестве информации можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

5. Принцип ответственности

Этот принцип можно  рассмотреть в двух аспектах: а) ответственность  контролеров; б) ответственность контролируемых.

- Ответственность контролеров.

Каждый субъект за ненадлежащее выполнение возложенных  на него контрольных функций и  задач должен нести ответственность (административную, дисциплинарную и  т.д.). Ответственность должна быть установлена  за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и официально закрепленной за конкретным субъектом. Иначе субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.

Ответственность государственных  контролеров имеет первостепенное значение, так как от их работы, их выводов по большому счету зависит государственная экономическая безопасность и общественное благосостояние в целом.

- Ответственность контролируемых

Должны быть установлены  виновники выявленных ошибок и злоупотреблений  в управлении государственными финансами  и иной государственной собственностью, они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния допущенных ими незаконных действий для государственных финансов.

6. Принцип сбалансированности

Этот принцип неразрывно  связан с принципом ответственности. Сбалансированность означает, что субъекту контроля нельзя предписывать контрольные  функции, не обеспеченные средствами для  их выполнения. Точно также не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Или другими словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.

7. Принцип системности

Предполагает наличие  системы органов государственного финансового контроля. Но системообразующий элемент может быть и не один, т.е. система необязательно подразумевается как единая иерархическая конструкция подчиненности. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

Все принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит  от конкретных обстоятельств.

В процессе осуществления  финансового контроля возникает  особая разновидность финансовых правоотношений - финансово-контрольных.

Сторонами этого правоотношения выступают субъект контроля и объект контроля. Субъект контроля - это финансово-контрольный орган, представляющий в этом правоотношении государство. Наиболее типичными субъектами контроля являются специализированные органы финансового контроля. В качестве объекта контроля выступают государственные органы, юридические лица, граждане.

 

Глава II. Классификация  финансового контроля

§1. Классификация  финансового контроля по формам, времени

и по органам  государственной власти

 

Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям. Но наиболее часто классифицируют по формам и видам.

Под формой финансового  контроля понимают способы конкретного  выражения и организаций контрольных  действий.

Формы финансового контроля следующие: 1) непосредственный контроль; 2) опосредованный контроль.

Непосредственный контроль характеризуется тем, что проверка ведется на самом объекте контроля, и проверяющие лица изучают и  анализируют первичную документацию, производят перерасчет денег, товарно-материальных ценностей, осуществляют осмотр помещений и территорий. В общем, имеют непосредственный контакт субъекта и объекта контроля.

Эта форма контроля наблюдается  при таких методах его осуществления, как ревизия, инвентаризация и в  других случаях, когда проверка осуществляется на самом объекте контроля.

Опосредованный контроль характеризуется тем, что субъект  находится вне границ объекта  контроля, и проверяющие лица имеют  дело с отчетной или плановой финансовой документацией3.

На практике такой  контроль называют «камеральная финансовая проверка».

Эти формы финансового  контроля взаимосвязаны между собой. Материалы, полученные в процессе одной  формы финансовой проверки, могут  использоваться для другой формы  контроля.

Классификация финансового  контроля по видам может производиться по различным основанием.

Так, по времени осуществления  финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль предшествует совершению проверяемых  операций. Это позволяет предупредить нарушение действующего финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования денежных средств. Поэтому иногда этот вид контроля называют превентивным или предупредительным.

Текущий финансовый контроль называют иначе оперативным. Он осуществляется для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения  или расходования денежных средств, выполнения предприятиями, организациями  и учреждениями обязательств перед бюджетом. Опираясь на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет предотвратить совершение финансовых правонарушений. В первую очередь проверяется документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактически затраты регулярно сопоставляются с действующими нормативами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений от установленных норм.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансового мероприятия. Этот контроль осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий. В ходе его выясняется вопрос, была ли проведенная финансовая операция законной не было ли допущено нарушение финансовой дисциплины, насколько эффективно и рационально были использованы государственные денежные средства.

Задачей последующего финансового  контроля является выявление фактов некачественного исполнения финансовых обязанностей и совершения финансовых правонарушений.

Так как государственная  власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, то финансовый контроль можно подразделить на: 1) контроль, осуществляемый органами представительной власти; 2) контроль, осуществляемый органами исполнительной власти; 3) судебный контроль.

Предметом контроля представительных органов выступает две группы вопросов: а) исполнение тех нормативных  актов, носящих финансово-правовой характер, которые данные представительные органы приняли в пределах своей  компетенции; б) исполнение акта, который представительный орган утвердил соответствующий финансовый план.

Представительные органы могут создавать специальные  контрольные органы, которые при  осуществлении проверок финансового  характера играют роль субъекта финансового контроля.

Предметом контроля исполнительных органов также выступают две  группы вопросов: а) исполнение финансового  законодательства; б) рациональность и  эффективность использования государственных  денежных средств.

Характер судебного  контроля во многом определяется тем, какую роль в стране играет суд при рассмотрении финансовых правонарушений и жалоб на действия финансовых органов.

Суд выступает в качестве органа финансового контроля в следующих  случаях: а) при взимании пени и штрафов  с налогоплательщиков; б) при рассмотрении жалоб налогоплательщиков на действия финансовых органов; в) при рассмотрении правонарушений финансового характера; г) при рассмотрении споров, вытекающих из финансово-правовых договоров; д) при обжаловании в суд законности финансово-правовых актов.

Во всех указанных  случаях суд дает оценку поведения  лиц с точки зрения его соответствия финансовому законодательству.

Исходя из характера  и правового статуса субъектов, финансовый контроль подразделяется на:

1) специализированный;

2) функциональный.

Специализированный контроль - это контроль, осуществляемый специализированными  финансовыми органами государства. Например, контроль, осуществляемый Министерством  финансов, Министерством государственных  доходов, Национальным Банком РК.

Информация о работе Финансовый контроль