Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:03, реферат

Описание работы

Финансовый контроль служит одним из видов управленческой деятельности, который обеспечивает обратную связь между субъектами и объектами управления, позволяет выявлять возникающие в процессе достижения целей отклонения, оценивать их влияние и определять причины возникновения. Контроль дает возможность устанавливать должностных лиц, ответственных за возникновение недостатков, и разрабатывать мероприятия по устранению последних, а также нарушений законодательства, предупреждать злоупотребления.

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 30.67 Кб (Скачать)

 

Финансовый контроль служит одним из видов управленческой деятельности, который обеспечивает обратную связь  между субъектами и объектами  управления, позволяет выявлять возникающие  в процессе достижения целей отклонения, оценивать их влияние и определять причины возникновения. Контроль дает возможность устанавливать должностных  лиц, ответственных за возникновение  недостатков, и разрабатывать мероприятия  по устранению последних, а также  нарушений законодательства, предупреждать  злоупотребления.

Финансовый контроль представляет собой одну из важнейших функций  процесса управления, осуществляемого  на любом уровне в виде системы  наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям и законодательству, а также выявления  результатов управленческих воздействий  на управляемый объект.

Поскольку финансовый контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества, то выделяют его  различные виды: экономический, статистический, экологический, технический, административный, финансовый и др.

Финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также  специально созданных контрольных  органов по проверке финансовой деятельности экономических субъектов в лице предприятий, учреждений, организаций, государства.

В широком смысле слова  финансовый контроль охватывает проверку соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов  хозяйствования и управления, а также  оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных  расходов.

Исторически он возник как  государственный контроль над расходованием  средств государственной казны. В отношении государственного финансового  контроля его обязательность отмечена в таком международном документе, как Лимская Декларация руководящих принципов контроля, принятой IХ Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.: «Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом».

Основными принципами финансового  контроля являются законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, системность, разграничение функций  и полномочий.

Государственный финансовый контроль призван обеспечить:

полноту выполнения обязательств физических и юридических лиц  перед государством (налоговый, таможенный, валютный контроль);

соблюдение органами государственной  власти, юридическими и физическими  лицами требований законодательства;

целевое, эффективное и  рациональное использование государственных  средств;

анализ финансового состояния  государственных предприятий и  организаций с государственным  участием;

контроль за выполнением международных финансовых обязательств государства, эффективностью использования государственной собственности, проведением приватизации, управлением государственными предприятиями и учреждениями.

Контроль за использованием государственных бюджетных средств  осуществляют Счетная палата РФ, контрольно-счетные  органы субъектов РФ, Федеральное  казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного и их территориальные подразделения  и др. Основным видом деятельности территориальных органов является проведение ревизий и проверок в  соответствии с утвержденным планом, а также по отдельным поручениям и заданиям федеральных органов  исполнительной и законодательной  власти.

К основным нарушениям, выявляемым этими органами, относятся:

нецелевое использование  средств федерального бюдж

нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере;

неправомерное использование  денежных средств, недопоступление налогов и сборов в бюджеты разных уровней, государственные внебюджетные фонды и др.

Порядок деятельности контрольно-счетных  органов России определяется соответствующим  законодательством. Например, деятельность Счетной палаты РФ определена Федеральным  законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной  палате РФ», Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Постановлением Правительства  РФ от 15 июня 2004 г. № 278 и др.

Организационно-правовые основы финансового контроля

Контроль  

Определение

Государственный финансовый контроль  

Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ» 

 Счетная палата РФ  является постоянно действующим  органом государственного финансового  контроля, образуемым Федеральным  Собранием РФ и подотчетным  ему 

 Задачами Счетной палаты  являются организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению

Банковский надзор (контроль)  

Центральный банк РФ осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Агентами валютного  контроля являются уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг (ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»)

Государственный и муниципальный  финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами  

Предварительный контроль в  ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете; текущий  контроль в ходе рассмотрения вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, парламентских слушаний, депутатских  запросов; последующий контроль в  ходе рассмотрения и утверждения  отчетов об исполнении бюджетов. Создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные  палаты и иные органы законодательных (представительных) органов), ст. 265—270 Бюджетного кодекса РФ

Последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок  

Определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности  использования средств федерального бюджета, средств государственных  внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной  собственности (приказ Министерства финансов от 2 мая 2007 г. «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий  и проверок Федеральной службой  финансово-бюджетного надзора»)

Надзор в сфере страховой  деятельности  

Постановление Правительства  РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «О Федеральной  службе страхового надзора»

Налоговый контроль  

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов  по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом (ст. 82 Налогового кодекса РФ)

Негосударственный финансовый контроль  

Внутрихозяйственный контроль, предусматривающий контроль со стороны  бухгалтерской службы, наличие в  акционерных обществах ревизионных  комиссий (аудиторов- ревизоров). Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Важное значение имеет внутрихозяйственный контроль. Так, при утверждении учетной политики должен определяться порядок контроля за хозяйственными операциями. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства недействительны и не должны приниматься к исполнению.

Контроль со стороны бухгалтерской  службы осуществляется на всех стадиях  учета:

на стадии рассмотрения первичных  документов, поступивших главному (старшему) бухгалтеру на подпись, а также при  визировании договоров, смет, приказов и других документов, связанных с  расходованием денежных и материальных средств;

в ходе учетной регистрации  хозяйственных операций и инвентаризаций товарно-материальных и других ценностей;

на стадии обобщения и  анализа учетной и отчетной информации;

в ходе проводимых совместно  с другими функциональными службами ревизий и тематических проверок (обследований) в отдельных внутрихозяйственных  подразделениях.

Под общественным контролем  понимают контроль, осуществляемый непосредственно  гражданами, а также общественными  организациями и объединениями, т.е. без участия специальных государственных  органов, например, в сфере образования, социального страхования и пенсионного  обеспечения.

Предусмотрено расширение участия  общества в управлении образованием путем создания попечительских советов, деятельность которых позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и  общественный контроль. Федеральным  законом от 16 июля 1999 г. № 65-ФЗ (ст. 4) «Об основах обязательного страхования» предусмотрено, что одним из основных принципов осуществления обязательного  социального страхования является обеспечение надзора и общественного  контроля.

В системе обязательного  пенсионного страхования Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 827 «Об  общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений»  создан общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, который  осуществляет:

общественный контроль деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;

разработку рекомендаций и проектов нормативных правовых актов, направленных на защиту законных интересов застрахованных лиц;

создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений и другие функции.

Организация финансового  контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют государственный  и негосударственный финансовый контроль. В состав последнего включают аудиторский, внутрихозяйственный  и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а  также специально созданными ими  органами, с использованием специфических  форм и методов его организации  за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения  законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный  сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом  путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных  и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных  кредитов, а также эффективности  предоставления и законности использования  налоговых льгот.

Финансовый контроль, применяемый  на практике, можно классифицировать по следующим признакам:

регламенту осуществления: обязательный, инициативный, внешний  и внутренний контроль;

субъектам контроля: государственный (в том числе президентский, органов  законодательной и представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский) контроль;

объектам контроля: бюджетный, денежно-кредитный, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный контроль;

месту проведения: камеральный, выездной контроль;

времени проведения: предварительный, текущий, последующий контроль;

методам контроля: ревизия, проверка, обследование, надзор, мониторинг

Общегосударственный контроль осуществляется по отношению ко всем хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности или ведомственной  подчиненности, например, органами валютного  контроля, налоговыми, таможенными  органами. Так, таможенный контроль осуществляется с целью обеспечения полноты  и своевременности перечисления таможенных платежей и сборов при  пересечении товаров и услуг  таможенной границы РФ. Контрольную  деятельность в администрации Президента РФ осуществляет Контрольное управление, которое следит за исполнением Указов Президента, его бюджетных посланий и др.

В зависимости от ветви  государственной власти выделяется контроль законодательных (представительных) органов власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и  специально созданными ими контрольно-счетными органами (Счетная палата РФ, контрольно-счетные  органы субъектов РФ, органов местной  власти).

Бюджетным кодексом РФ установлено, что законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие  формы финансового контроля:

предварительный контроль (в  ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете);

текущий контроль (в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов);

последующий контроль (в ходе рассмотрения и утверждения отчетов  об исполнении бюджетов).

В зависимости от уровня государственной  власти выделяют федеральные органы государственного финансового контроля, региональные и местные. Так, финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и  муниципальных образований, главные  распорядители, распорядители бюджетных  средств. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Она вправе осуществлять контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств.

Информация о работе Финансовый контроль