Государственный и муниципальный долг, его классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:45, доклад

Описание работы

Привлекаемые государственные и муниципальные заимствования формируют государственный и муниципальный долг. К увеличению долговых обязательств приводит также предоставление органами власти и органами местного самоуправления гарантий по обязательствам других заемщиков. Поэтому государственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц.

Работа содержит 1 файл

Государственный и муниципальный долг.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

2. Российская Федерация  не несет ответственности по  долговым обязательствам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, если указанные обязательства  не были гарантированы Российской Федерацией.

3. Субъект Российской  Федерации не несет ответственности  по долговым обязательствам Российской  Федерации, иных субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований,  если указанные обязательства  не были гарантированы этим субъектом Российской Федерации.

4. Муниципальное образование  не несет ответственности по  долговым обязательствам Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации и иных муниципальных  образований, если указанные обязательства  не были гарантированы этим муниципальным образованием

Статья 98. Формы государственного долга Российской Федерации  
1. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:  
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;  
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;  
договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;  
договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;  
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.  
2. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).  
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.  
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.  
3. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:  
основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;  
объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;  
объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;  
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.  
4. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:  
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;  
объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.  
См. статью 98 настоящего Кодекса с
комментариями

§ 1. Понятие и значение государственного

и муниципального кредита.

Формы государственного кредита

Одним из институтов финансовой системы России является

кредит, в том числе государственный  и муниципальный кредит.

Последний в процессе воспроизводства на стадии обмена обеспе-

чивает  финансовые потребности государства  и муниципальных

образований на условиях возвратности * срочности и платности.

Кредитные отношения возникают по поводу получения  или

предоставления  денежных средств. Государственный  и муници-

пальный кредит обеспечивает аккумуляцию временно свободных

денежных  средств граждан и организаций. В отличие от общест-

венных  отношений, возникающих при банковском кредитовании

и регулируемых нормами гражданского права, общественные от-

ношения, складывающиеся в процессе государственного (муни-

ципального) кредита, являются в значительной мере предметом

правового регулирования финансового права.

Ранее справедливо отмечалось, что основным источником до-

ходной  части бюджета страны выступают  налоги. Наряду с нало-

гами  важнейшим инструментом привлечения  дополнительных

денежных  ресурсов в бюджет государством является государст-

венный (муниципальный) кредит. В юридической и экономичес-

кой литературе принято отмечать различие этих двух видов ис-

448 Глава  22. Правовой режим государственного  и муниципального кредита в  РФ

точников  доходов для бюджета. Это различие заключается в том,

что государственный  кредит носит добровольный и договорный

характер, а налог — односторонний и  принудительный характер.

Если  уплата налога влечет за собой уменьшение собственных

средств налогоплательщика, то при предоставлении средств взай-

мы государству  такого уменьшения не происходит, поскольку  у

кредитора остается документ, подтверждающий его  право требо-

вать  возврата данных средств у государства. Полученный государ-

ством налог не влечет за собой каких-либо обременении для него,

встречного  требования1. Следовательно, использование  государст-

вом займов в дальнейшем требует от последнего принятия соот-

ветствующих мер для возврата привлеченных таким  образом

средств. Привлекаемые средства, как отмечалось ранее, направ-

ляются  для погашения бюджетного дефицита, соответственно и

средства  бюджетаслужат источником погашения  государствен-

ной задолженности. Следовательно, государство должно будет в

дальнейшем  повышать налоги, служащие основным источником

доходов бюджета страны. Таким образом, ≪заем — средство воз-

ложить  государственные расходы на будущее  поколение≫2. В этой

связи представляется, что проведение государственных  займов

предпочтительнее, чем использование таких методов, как по-

вышение налогов или эмиссия. Вместе с тем, необходимо иметь в

виду, что  успех финансовой политики государства  заключается в

умелом  сочетании этих двух инструментов для  пополнения доход-

ной части  бюджета. М.Ф. Орлов справедливо подчеркивал, что

≪вся  наука финансов состоит в том, чтобы оба сии средства... по-

ставить в совершенное равновесие таким  образом, чтоб налоги не

вредили кредиту, а кредит облегчал налоги≫3.

Государственный (муниципальный) кредит может быть оха-

рактеризован  как экономическая и правовая категории.

Государственный (муниципальный) кредит как экономичес-

кая категория представляет собой систему денежных отношений,

возникающих в связи с привлечением государством на доброволь-

ных основах  для использования временно свободных  денежных

средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный

(муниципальный)  кредит как правовая категория — это самосто-

ятельный  институт финансового права, представляющий собой

1 См.: Орлов М.Ф. О государственном кредите // У истоков финансового

права, М., 1998. С. 303—304; ГодмеП. Финансовое право. М., 1978. С. 346.

2 Годме П. Указ. соч. С. 347.

! Орлов М.Ф. Указ. соч. С. 304.

§ 1. Понятие  и значение государственного и муниципального кредита 449

совокупность  финансово-правовых норм, регулирующих общест-

венные  отношения, складывающиеся в процессе привлечения го-

сударством  и муниципальными образованиями  временно свобод-

ных денежных средств юридических и физических лиц на усло-

виях  добровольности, возвратности, срочности  и возмездности в

целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования  денеж-

ного  обращения.

Государство и муниципальные образования  используют дан-

ный кредит для обеспечения постоянного  процесса финансирова-

ния своих  потребностей. Полученные таким образом  средства по-

ступают в распоряжение органов государственной  и муниципаль-

ной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы.

Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В  после-

дующем  источником погашения государственных  и муниципаль-

ных займов и выплат процентов по ним выступают  средства бюд-

жета.

Как экономическая категория, государственный кредит нахо-

дится на стыке двух видов денежных отношений  — финансов и

кредита и, как следствие, несет в себе основные черты и финан-

сов, и  кредита. В качестве звена финансовой системы с помощью

государственного  кредита государство формирует и использует

централизованные  денежные фонды государства.

Как один из видов кредита, государственный  кредит имеет ряд

специфических черт, к которым можно отнести: 1) добровольный

характер  этих отношений; 2) возвратный и платный  характер;

3) в  отличие от банковского кредита,  где в качестве обеспечения

выступают материальные ценности, при заимствовании  средств

государством  обеспечением кредита служит все  имущество, нахо-

дящееся в его собственности; 4) привлекаемые в результате госу-

дарственного кредита средства имеют специфический целевой ха-

рактер  — они направляются на погашение  бюджетного дефицита.

В то же время, на уровне субъекта РФ илимуниципального  обра-

зования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко

выраженную  целевую направленность; 5) государственный кре-

дит носит  срочный характер. В БК РФ оговорено, что государст-

венные  и муниципальные долговые обязательства  не могут пре-

вышать  соответственно 30 и 10 лет.

Важностью возникающих в процессе функционирования госу-

дарственного (муниципального) кредита общественных отноше-

ний обусловлено  их правовое регулирование.

Правовой  основой государственного кредита, в первую оче-

редь, является Конституция РФ, где в ч. 3 ст. 104 говорится, что

450 Глава  22. Правовой режим государственного и муниципального кредита в РФ

≪законопроекты  о введении или отмене налогов, освобождении от

их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении фи-

Информация о работе Государственный и муниципальный долг, его классификация