Классификация и структура финансово-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.
Так, государство может финансировать свои потребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. Финансово-правовые нормы, сущность и их виды……………..….5
1.1 Понятие и особенности финансово-правовых норм…………......5
1.2 Специфические признаки финансово-правовой нормы………....12
1.3. Формы реализации норм финансового права………………………
2. Классификация и структура финансово-правовых норм…......…15
2.1 Виды финансово-правовых норм………………………………….22
2.2 Структура финансово-правовых норм……………………….…..23
Заключение…………………………………………………..………….…..27
Используемая литература…………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 136.00 Кб (Скачать)


 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3

1. Финансово-правовые нормы, сущность и их виды……………..….5

       1.1 Понятие и особенности финансово-правовых норм…………......5

       1.2  Специфические признаки финансово-правовой нормы………....12

     1.3. Формы реализации норм финансового права………………………

2. Классификация и структура финансово-правовых норм…......…15

      2.1 Виды финансово-правовых норм………………………………….22

      2.2 Структура финансово-правовых норм……………………….…..23

Заключение…………………………………………………..………….…..27

Используемая литература…………………………………………..…….....28

 

 


Введание

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.

Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

Так, государство может финансировать свои потребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.

Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансово-правовая норма конкретизируется как норма определенного нормативного правового акта, последние действуют в определенном временном интервале и пространстве, а также охватывают своим воздействием соответствующий круг лиц. Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения, подчиняются общему правилу распространения своего действия.

Финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

В современных условиях в связи с развитием финансового законодательства число финансово-правовых норм увеличивается, что свидетельствует о реальности, достаточно высокой степени гарантированности материальных финансово-правовых норм на современном этапе и т.д.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулируемые нормами финансового права.

Предмет исследования составляют финансово-правовые нормы как первичные элементы финансового права.

Целью выступает исследование финансово-правовых норм, характеристика их общих признаков и особенностей.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию финансово-правовой нормы;

2. Раскрыть специфические признаки финансово-правовой нормы;

3. Рассмотреть виды финансово-правовых норм;

          4. Показать структуру финансово-правовых норм.

 

1. Финансово-правовые нормы, сущность и их виды

       1.1 Понятие и особенности финансово-правовых норм

 

Финансовое право как отрасль права имеет свои первичные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.

     Финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

     Финансово-правовые нормы содержат как признаки, общие для любых правовых норм, так и, специфические, характерные только для норм финансового права. К общим признакам финансово-правовой нормы относятся следующие:

      норму устанавливает государство, а поэтому ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

      норма есть правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;

      норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;

      норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

    Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены в конечном итоге особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования.

    Прежде всего, финансово-правовые нормы отличаются от всех иных норм российского права по своему непосредственно целевому назначению, которое определяется предметом финансово-правового регулирования, т.е. отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства.

   С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что они редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Действительно, в силу особенностей предмета финансового права, финансовые, т.е. денежные, отношения не существуют и не возникают сами по себе, в чистом виде. Будучи объективно обусловлены общественными потребностями, которые детерминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, социальными задачами на данном этапе и т.д., эти отношения проявляются не иначе как в формах, определенных государством. Следовательно, государство придает объективно нарождающимся финансовым отношениям адекватные формы проявления: устанавливает конкретные виды платежей, порядок поступления их в государственные фонды, определяет направления использования финансовых ресурсов, их распределения и т.д. Все это делается с помощью финансово-правовых норм, модель которых создается государством.

В противном случае финансовые отношения с государством не возникли бы вообще, либо возникли не в той форме, которая требуется государству для обеспечения выполнения его задач. Однако нельзя забывать, что в процессе финансовой деятельности государства возникают и такие отношения, которые не являются с экономической точки зрения финансовыми, ибо в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов, например: отношения по бюджетному процессу, по установлению налогов, сборов, пошлин, по государственному финансовому контролю и т.д. Практика показывает, что в этой группе отношения иногда возникают как организационные, а лишь затем приобретают правовое оформление.

Следовательно, сначала создается фактическая модель поведения, а затем она оформляется нормой права. Так, на уровне субъектов Федерации порядок предоставления налоговых льгот, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, долгое время существовал фактически, и лишь в последние годы был закреплен в праве. Таким образом, как правило, финансово-правовые нормы не имеют своего прототипа в общественной жизни. Однако в редких случаях такие ситуации встречаются.

    Особенность финансово-правовых норм заключается и в том, что они являются средством реализации общественных, т.е. публичных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлежностью финансового права к праву публичному. Финансовая деятельность государства, будучи объективно обусловлена экономическим строем общества, производственными отношениями и т.д., детерминирована насущными потребностями и интересами больших масс людей — классов, социальных групп, общества в целом. Это интерес к оптимальному регулированию экономической жизни, к оказанию помощи социально незащищенным гражданам, к наличию боеспособной армии, сильной милиции и т.д.

При этом интерес к финансовому обеспечению государства, к получению от него финансовой помощи, существующий на уровне больших социальных общностей, сочетается с интересом самого государства к поддержанию своего собственного существования.

Это естественно, так как финансовые ресурсы необходимы государству не только для того, чтобы реализовать социальные интересы, воплощающиеся в его задачах и функциях, но и для того, чтобы содержать свой аппарат, государственные структуры, которые непосредственно обеспечивают реализацию социальных интересов. Таким образом, государство мобилизует денежные средства, чтобы израсходовать их на социально значимые мероприятия. В связи с этим финансово-правовые нормы являются средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства.

Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализации интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц и др.

   Финансово-правовые нормы отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью, что обусловлено двумя причинами.

    Во-первых, отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, являются в своей основе экономическими, следовательно, подвержены различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику, структурными перестройками в системе управления, миграционными процессами в различных регионах. Нестабильность отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования, приводит, в принципе, к нестабильности самого финансово-правового регулирования и прежде всего к отмене устаревших и появлению новых финансово-правовых норм. При этом в условиях экономической нестабильности в государстве такие процессы ускоряются.

    Во-вторых, бюджетно-правовые отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства, нестабильны изначально. Они существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые действуют только в течение  финансового года. Таким образом, бюджетно-правовые нормы как часть финансово-правовых периодически вступают в силу с принятием соответствующих законов о бюджете и утрачивают свою силу с окончанием финансового года.

    Особенности отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования, обусловливают наличие в системе финансово-правовых норм весьма редкой разновидности норм, а именно: норм-расчетов, которые представляют собой «показатели, содержащие выраженные в количественном измерении объемы деятельности и уровни развития».

Это связано с денежным характером финансов, а значит, с требованием счета и фиксации.

Примером норм-расчетов являются нормы законов о бюджетах, содержащие числовые показатели доходов и расходов бюджетов, государственного долга и т.д.

    Финансово-правовые нормы имеют ряд особенностей, обусловленных методом финансово-правового регулирования, в качестве которого выступает метод властных предписаний.

    Прежде всего, финансово-правовые нормы — в подавляющем большинстве являются обязывающими (или императивными), т.е. ими устанавливаются обязанности самых различных субъектов финансового права. Это вполне естественно, поскольку метод властных предписаний, доминирующий в финансовом праве, предполагает, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, а именно: государства. Государство устанавливает в законах конкретные правила поведения, обязывая субъектов к их исполнению. Например, государство, установив налоги и сборы, не оставляет субъектам никакой самостоятельности, а только обязывает к их уплате в точном соответствии со своими требованиями. Императивность финансово-правовых норм распространяется как на субъектов, издающих властные предписания, так и на субъектов, следующих им. Государственные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами связаны требованиями финансово-правовых норм. Так, налоговый орган по результатам налоговой проверки дает властные предписания к уплате недоимок, пеней в бюджет и т.д. При этом, в НК РФ определены требования к такого рода предписаниям, и свобода воли налогового органа очень мала.

    Кроме того, значительную часть финансово-правовых норм составляют компетенционные нормы, т.е. такие, которыми устанавливается компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области финансов. Примером могут являться нормы ст. 7, 8, 9 БК РФ, установившие компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений. В законодательстве компетенционные нормы чаще всего даются в нейтральной формулировке или формулируются через права соответствующих субъектов. Например, в норме ст. 31 НК РФ компетенция налоговых органов определена через их права. Однако компетенционные нормы нельзя рассматривать как исключительно управомочивающие, так как для государственного органа и органа местного самоуправления все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в классическом понимании, т.е. такие, которые «орган может использовать и не использовать исключительно по собственному свободному усмотрению, а служение государству, т.е. в широком плане — выполнение обязанностей перед ним». Иначе говоря, это такие права, которые государственный орган или орган местного самоуправления обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах. В связи с этим, в науке принято считать, что компетенционная норма устанавливает полномочие государственного органа или органа местного самоуправления, которое отражает неразрывность прав и обязанностей этого органа.

Информация о работе Классификация и структура финансово-правовых норм