Классификация систем депозитного страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:04, доклад

Описание работы

В условиях рыночной экономики банки выполняют функции одного из основных институтов финансового рынка. И среди всех банковских операций привлечение вкладов частных лиц предполагает обязательность сохранности этих вкладов, то есть гарантии того, что вкладчики по истечении срока хранения получат свои деньги и полагающиеся проценты в целости и сохранности. Эта проблема представляется достаточно актуальной, поскольку практика развитых западных стран показывает, что ни один банк, каким бы крупным он ни был, не застрахован в условиях рынка от краха.
Способ дополнительной защиты интересов вкладчиков основан в ряде стран, в том числе и России, на создании системы взаимной ответственности коммерческих банков и предусматривает использование страховых принципов при образовании фонда для полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного интересам вкладчика.

Работа содержит 1 файл

эссе банк.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

     Классификация систем депозитного страхования. 

     В условиях рыночной экономики банки выполняют функции одного из основных институтов финансового рынка. И среди всех банковских операций привлечение вкладов частных лиц предполагает обязательность сохранности этих вкладов, то есть гарантии того, что вкладчики по истечении срока хранения получат свои деньги и полагающиеся проценты в целости и сохранности. Эта проблема представляется достаточно актуальной, поскольку практика развитых западных стран показывает, что ни один банк, каким бы крупным он ни был, не застрахован в условиях рынка от краха.

     Способ  дополнительной защиты интересов вкладчиков основан в ряде стран, в том числе и России, на создании системы взаимной ответственности коммерческих банков и предусматривает использование страховых принципов при образовании фонда для полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного интересам вкладчика. 

     Сущность  системы депозитного страхования (системы страхования вкладов) заключается в создании целевого фонда, который может расходоваться на возмещение ущерба, причиненного вкладчикам обанкротившегося банка. При этом используется так называемый принцип "круговой поруки". Банки - участники этой системы делают взносы на обязательной или добровольной основе (это определяется законодательно каждым отдельным государством). Объем взносов в данный фонд зависит от объема депозитов, а также иногда он корректируется в зависимости от степени рискованности операций, проводимых банком.

     Фиксированные платежи, то есть привязанные только к объему вкладов, имеют своим преимуществом простоту расчета и четкость процедуры исчисления размера платежей. Явным недостатком является то, что банки с разной степенью рискованности делают одинаковые взносы в фонд. Это вызывает недовольство банков, проводящих более надежную политику операций на рынке.

     В том случае, когда платежи варьируются в зависимости от рискованности операций банка, для каждого банка устанавливается определенная шкала платежей в зависимости от степени выполнения определенных нормативов и других показателей ликвидности и рискованности операций. В этом случае появляется зависимость между размером взносов и рискованностью операций банков, то есть вероятностью их краха. К недостаткам этой системы следует отнести сложность в оценке рисков и сборе необходимой информации. 

     В теории, которая основана на практике применения различных форм  и  разновидностей систем страхования  вкладов граждан, существует масса  классификаций систем депозитного страхования, которые будут приведены ниже. 

     1. По характеру требований к участию коммерческих банков различают обязательную и добровольную систему депозитного страхования.

     При обязательной системе страхования вкладов абсолютно все банки принимают в ней участие в обязательном и установленном государством порядке. Это, безусловно, обеспечивает одинаковые гарантии вкладчикам любых банков. При этом, однако, ослабляется конкуренция между банками и понижается средний процент по депозитам, так как расходы на членство в фонде банки будут перекладывать на вкладчиков путем снижения процентной ставки, что, конечно, не может устраивать вкладчиков. По мнению исследователей, подобная система будет искусственно поддерживать изначально нежизнеспособные банки, проводящие рискованную кредитную политику. Точно так же, как и на рынке товаров, где покупатель "голосует рублем" за товар высшего качества, на финансовом рынке люди "голосуют вкладом", помещая свои средства в наиболее надежные банки. Остальные банки исчезают из-за отсутствия притока активов. При обязательной системе страхования этот процесс выживания сильнейших будет замедлен.

       В этом случае добровольного страхования банки участвуют в системе на основе договора. При этом у банков частников появляются дополнительные преимущества в конкурентной борьбе, они демонстрируют свою надежность, свой более высокий статус по сравнению с другими банками. Недостатки же данной системы тоже очевидны. Крах банка, не участвующего в системе страхования, неизбежно приводит к потере доверия ко всей банковской системе. При данном варианте граждане, живущие в регионах с небольшим количеством банков, не вступивших в систему страхования оказываются  в неравных условиях с остальным населением. 

     2. По степени охвата объекта страхования системы депозитного страхования бывают полными, ограниченными, дискреционными.

     При полной системе гарантируется защита всех депозитов, вне зависимости от объема вкладов. При этом повышается доверие к банкам, предотвращается вероятность оттока крупных вкладов из банков в период кризиса. И это особенно важно, поскольку при первых признаках кризисного положения банка происходит массовое изъятие вкладов, что еще больше усугубляет его положение и не дает ему возможности исправить ситуацию. Этого бы не происходило, если бы вкладчики знали, что их вклады полностью гарантированы страховым фондом. Правда, недостаток этой системы заключается в том, что она снижает мотивацию банка по повышению надежности своих операций.

     При ограниченной системе гарантируется возврат сумм, не превышающих определенного предела. Чаще всего этот лимит устанавливается на уровне среднего вклада мелкого инвестора. То есть эта система ориентирована в первую очередь на защиту большинства населения. При этом сохраняется мотивация у крупных вкладчиков, мотивация выбора более надежного банка. Конкуренция тоже не пострадает, так как банки будут стремиться привлечь крупных инвесторов.

     Дискреционная система во время нормального общего положения в банковской сфере существует по принципам ограниченной системы страхования. В период же общего кризиса банков застрахованная база существенно увеличивается, что, конечно же, повлияет и на крупных вкладчиков, которые не станут изымать свои вклады и тем самым усугублять банковский кризис. Недостатком является административный способ расширения объекта страхования.  

     3. По форме собственности на функциональные органы выделяют следующие основные виды: государственная, частная или смешанная система страхования вкладов.

     При государственной форме в правление фонда входят только представители государства. Это, безусловно, придает высокий статус всей организации, повышает надежность контроля за ее деятельностью, создает практически полную гарантию сохранности средств фонда. Недостаток состоит в том, что государство не является эффективным собственником в принципе. Этот факт не способствует повышению результативности использования средств фонда.

     При частной форме собственности фондом управляют представители банков. Это, конечно, может привести к получению большей прибыли от использования средств фонда, поскольку ими управляют более квалифицированные специалисты. Преимуществом является то, что такая СДС не требует специальных нормативных актов, фонд создается на добровольных началах. Как недостаток можно отметить вероятность "мелкособственнических интересов" членов правления фонда, что может выразиться в предоставлении преимуществ "своим" банкам, так как в правление не смогут войти представители всех банков.

     При смешанной системе в формировании уставного капитала фонда участвуют и банки, и государство, соответственно организуется и управление. При данной системе учитываются интересы банков по повышению своей надежности и государства по защите экономических интересов граждан.  

     4. У систем депозитного страхования существуют различные возможности по разрешению процедур банковских банкротств.

     Основными вариантами являются следующие:

     Ликвидация  банка. При этом все активы и пассивы банка переходят к СДС, которая производит все выплаты застрахованным вкладчикам. Далее следует процесс реализации активов банка и возмещение расходов СДС, удовлетворение других требований к банку.

     Слияние с благополучным  банком. В этом случае СДС выбирает банк, который готов на определенных условиях принять на себя активы и пассивы банкротства с гарантией возмещения СДС понесенных издержек. При этом все клиенты неблагополучного банка оказываются в одинаковых условиях, происходит ликвидация "плохих" активов банком-донором, сохраняется на рынке объем предложения банковских услуг, сеть отделений неблагополучного банка.

     Оказание  непосредственной помощи. Помощь осуществляется в виде предоставления банку стабилизационного кредита, покупки "плохих" активов в случае неплатежеспособности. Эта форма поддержки обеспечивает относительно безболезненные процедуры для вкладчиков.

     "Воздержание"  в требованиях  к капиталу банка.  Эта мера заключается в том, что банку предоставляются определенные льготы по требованиям к структуре его активов, если трудности банка связаны с определенным направлением в инвестиционной политике, например вложения в социально значимые отрасли (сельское хозяйство, ТЭК). 

     5. В мировой практике гарантирования банковских депозитов в настоящее время сформировалось два наиболее распространенных способа. По названию стран, где впервые та или иная система была введена, выделяют «американский» и «германский» варианты страхования. Принципиальное различие между ними заключается в степени участия и роли государства в осуществлении деятельности по СБВ. 

     «Американский вариант». Страхование банковских вкладов граждан является обязательным для всех банков, осуществляющих деятельность на территории государства (в т.ч. для филиалов и представительств иностранных банков). Страховые выплаты осуществляются из специального государственного фонда (в США это «Федеральная корпорация по страхованию депозитов», а в Росси – «Агентство по страхованию вкладов»), который формируется частично из государственных средств, частично из средств ежегодно отчисляемых всеми банками. В связи тем, что требование по страхованию исходит от государства, то и участников страхования условия его проведения, а также размеры страховых взносов и страховых выплат, - определяют законодательством страны. К странам, где действует такой вариант страхования, помимо США, относятся Канада, Великобритания, Япония, частично и Российская Федерация. 

     «Германский (европейский) вариант».

     Страхование банковских вкладов физических лиц является строго добровольным решением для каждого банка. Государство фактически не участвует в отношениях, возникающих по поводу страхования депозитов. Страхование осуществляется, как правило, органами в рамках общегосударственных банковских ассоциаций, в которые банки объединяются на добровольных началах. Наличие общегосударственных банковских ассоциаций не исключает создания подобных ассоциаций на региональном и местном уровнях, и как следствие возможность осуществления страхования на конкурентной основе. Размер ежегодного страхового взноса, условия и размеры страховых выплат определяются каждой ассоциацией самостоятельно. Единственное ограничение, которое устанавливается законодательно, касается максимального размера выплат по вкладу. Например, в Германии сумма страховых платежей на один вклад не может превышать 30 % от размера суммы общих активов данного банка. Кроме того, наличие страхового обеспечения в банке может быть условием для выдачи государственных лицензий на осуществление определенных банковских операций (Франция), либо условием для членства в банковских ассоциациях (Германия). Но самый важный момент, заставляющий банки участвовать в отношениях по страхованию вкладов, в том, что предоставление или не предоставление гарантий, а при предоставлении больший или меньший объем таких гарантий, - в конечном итоге является залогом конкурентоспособности банка на рынке банковских услуг. Так как очевидно, что вкладчик будет вкладывать свои деньги в тот банк, который предоставляет гарантии, а не в тот, который таких гарантий не представляет. А с учетом того, что в разных ассоциациях могут быть разные условия страхования, то происходит конкуренция, в которой каждая ассоциация стремиться предоставить более выгодные условия страхования, что, очевидно, будет означать привлечение наибольшего числа потенциальных вкладчиков. Таким образом, хотя в этих странах осуществление страхования не является обязательным, тем не менее, банк, не предоставляющий таких гарантий, обречен на банкротство.

     Необходимо, однако, заметить, что такой порядок страхования вкладов практически исключающий участие в нем государства, касается только частных, негосударственных банков. Так как, когда речь идет о государственном банке, конечно, нельзя говорить, что собственник, (которым является государство), никак не участвует в деятельности банка, в том числе и по вопросу об определении гарантий, предоставляемых вкладчикам. То есть, когда государственный банк устанавливает гарантии депозитов (определяя процент ежегодных отчислений, устанавливая размер гарантийного обеспечения того или иного вклада и т. п.), конечно, государство в данном процессе участвует. Другое дело, что подобные действия он осуществляет в качестве собственника, (а не в качестве публично-правового образования), точно также как собственники частных банков, объединяясь в «банковские ассоциации», также осуществляют подобную деятельность. Кроме того, материальная база, из которой производятся страховые выплаты, в государственных банках также производиться исключительно за счет собственных банковских активов, (а не за счет иных государственных средств, таких как, например, бюджет или казна).

Информация о работе Классификация систем депозитного страхования