Система социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

Создание эффективного правового механизма социального страхования предполагает реализацию, по крайней мере, двух основных положений. Во-первых, он должен строиться на исторической преемственности правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Это обеспечение активной роли государства не только в обязательных формах социального страхования, но и добровольных (договорных). Во-вторых, этот механизм должен основываться на сочетании общего и особенного, что означает взаимодействие международных и национальных начал, принципов правового регулирования основ социального страхования. Национальная специфика форм и методов социального страхования обусловлена уровнем социально-экономического развития страны, ее историческими и этническими особенностями. В этой связи очевидно, что механическое копирование той или иной модели социального страхования или их компиляция в российском законодательстве не принесет ожидаемых результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………................. 3

Глава 1. Теоретические особенности системы социального страхования РФ……........ 6

1.1. Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования 6

1.2. Доходы и расходы ФСС 12

Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования …..20

2.1. Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования.......... 20

2.2. Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования 26

Заключение……………………………………………………………………….............. 33

Список использованной литературы…………………………………………................. 36

Приложение 1. Выплаты, производимые Фондом социального страхования в 2008 году 38

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОВОЛЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА 
 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Финансы» 

на тему: «Система социального страхования РФ» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: 

студент группы Ф-301

Белякова  Ольга Николаевна 

Проверил:

Вечканов  Артем Сергеевич 
 
 
 
 

Тольятти 2009

СОДЕРЖАНИЕ
 
 

Введение………………………………………………………………………….................           3

Глава 1. Теоретические  особенности системы социального страхования РФ……........            6

1.1. Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования                        6

1.2. Доходы и  расходы ФСС                                                                                                          12

Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования                              …..20

2.1. Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования..........              20

2.2. Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования                   26

Заключение………………………………………………………………………..............            33

Список использованной литературы………………………………………….................           36

Приложение 1. Выплаты, производимые Фондом социального страхования в 2008 году    38  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

     Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в  социальной политике и соблюдение принципов  общественной солидарности и социальной справедливости.

     К задачам социального страхования  относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

     Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

     Создание  эффективного правового механизма  социального страхования предполагает реализацию, по крайней мере, двух основных положений. Во-первых, он должен строиться  на исторической преемственности правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Это обеспечение активной роли государства не только в обязательных формах социального страхования, но и добровольных (договорных). Во-вторых, этот механизм должен основываться на сочетании общего и особенного, что означает взаимодействие международных и национальных начал, принципов правового регулирования основ социального страхования. Национальная специфика форм и методов социального страхования обусловлена уровнем социально-экономического развития страны, ее историческими и этническими особенностями. В этой связи очевидно, что механическое копирование той или иной модели социального страхования или их компиляция в российском законодательстве не принесет ожидаемых результатов.

     В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

     - пенсионным;

     - обязательного медицинского страхования;

     - социального страхования.

     В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.    

     Актуальность  данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период  социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым  к осмыслению задач в области социального страхования  в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов  к законодательной базе.

      Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

      Как показывает опыт развитых стран, наличие  сбалансированных систем социального  страхования и социального обеспечения  как базовых элементов социальной защиты трудящихся и всего населения  расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста, является необходимым условием проведения реформ, а также содействует политической и экономической стабилизации общества.

      Проблемы  социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.

     Предметом исследования данной курсовой работы являются система социального страхования  РФ.

     Объектом  исследования выбран Фонд социального  страхования, являющийся специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

     Основная  цель работы заключается в исследовании системы социального страхования  в России и поиск путей роста  ее эффективности.

     В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

     1. Изучить сущность и все основные  составляющие системы социального  страхования в России.

     2. Определить роль и значение  социального страхования

     3. Проанализировать основные проблемы системы социального страхования и возможные пути их устранения.

     4. Провести анализ динамики доходов  и расходов Фонда социального  страхования.

     5. Выработать пути увеличения доходов и направления оптимизации расходов Фонда социального страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 

     1.1. Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования 

     Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в статье 7 Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». [1, 6] В соответствии со ст.39 Конституции РФ  каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. [1, 13] 

     Социальное  страхование — это установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. С другой стороны, социальное страхование как финансовая категория — это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет формировать и расходовать фонды денежных средств для материального обеспечения членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или трудоспособных, но не имеющих возможности реализовать эту способность по различным причинам. [13, 47]

     Государственное социальное страхование находится  в ведении органов законодательной  и исполнительной власти, формирующих  государственный бюджет и его  расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через  эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

     Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. [22, 135]

     Объектом социального страхования является все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти.

     Субъектами  обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

     Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

Информация о работе Система социального страхования РФ