Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:10, курсовая работа
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
Создание эффективного правового механизма социального страхования предполагает реализацию, по крайней мере, двух основных положений. Во-первых, он должен строиться на исторической преемственности правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Это обеспечение активной роли государства не только в обязательных формах социального страхования, но и добровольных (договорных). Во-вторых, этот механизм должен основываться на сочетании общего и особенного, что означает взаимодействие международных и национальных начал, принципов правового регулирования основ социального страхования. Национальная специфика форм и методов социального страхования обусловлена уровнем социально-экономического развития страны, ее историческими и этническими особенностями. В этой связи очевидно, что механическое копирование той или иной модели социального страхования или их компиляция в российском законодательстве не принесет ожидаемых результатов.
Введение…………………………………………………………………………................. 3
Глава 1. Теоретические особенности системы социального страхования РФ……........ 6
1.1. Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования 6
1.2. Доходы и расходы ФСС 12
Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования …..20
2.1. Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования.......... 20
2.2. Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования 26
Заключение……………………………………………………………………….............. 33
Список использованной литературы…………………………………………................. 36
Приложение 1. Выплаты, производимые Фондом социального страхования в 2008 году 38
Вертикальный анализ показал, что основным видом расходов ФСС в 2006-2008 годах остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию.
Расходы Фонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации, но с учетом прогнозируемого роста рождаемости.
Наибольший рост расходов наблюдается в 2006 году. Это обусловлено, прежде всего, новшествами в законодательстве о социальном обеспечении и активной реализацией национальных программ. Так, в 2006 году в рамках нац.проекта «Здоровье» стоимость родового сертификата увеличилась с 7 до 10 тыс. рублей, расходы, доступные по сертификату, также претерпели изменения (с 2006 г. ФСС оплачивает в рамках родового сертификата услугу детских поликлиник – 1 тыс. рублей в первый год жизни ребенка. Кроме того, в 2006 году существенно выросли пособия по материнству и детству. Расходы на выплату этих пособий увеличились почти в 2 раза (на 96,2%) с 334,08 до 655,46 млн. рублей. При этом расходы на оплату пособий по уходу за ребенком до полутора лет неработающим женщинам ложатся на федеральный бюджет. Однако дополнительные расходы в 2,7 раза на пособия работающим женщинам потребуются из средств ФСС. Рост расходов ФСС связан еще и с введенной еще в 2006 году оплатой больничного листа гражданам на неосновном месте работы (рост расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в 2007 г. составил 35,6%).
В
соответствии с Направлениями, основными
мероприятиями и параметрами
приоритетного национального
Основные виды выплат, производимых ФСС в 2008 году, отражены в Приложении 1.
Итак,
проанализировав расходную
1)
До настоящего времени
2)
В расходы ФСС по социальному
страхованию от несчастных
3) Расходы Фонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации.
4)
Размер социального пособия на
погребение, установленный Федеральным
законом от 12 января 1996 года №
8-ФЗ «О погребении и
5)
Не в полном объеме учтена
потребность ФСС в средствах,
выделяемых из федерального
В соответствии с этими недочетами, можно предложить следующие пути преодоления проблем:
1)
Рассмотреть вопрос об
2)
Увеличить объем средств
3)
В целях реализации положений
статьи 8 Федерального закона «Об
основах обязательного
4)
Рассмотреть вопрос о внесении
изменений в Федеральный закон
«Об обязательном социальном
страховании от несчастных
5)
Реализация требований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.
Государственное социальное страхование - объективная необходимость. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
Система социального страхования все более активно используется как высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.
Социальное
страхование включает обязательное
пенсионное страхование, страхование
на случай болезни, от несчастных случаев
и по безработице. Финансирование выплат
осуществляется за счет взносов работодателей,
работополучателей и
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
При исследовании динамики доходов и расходов Фонда социального страхования за период 2006-2008 гг. было выявлено, что в 2006 гг. бюджет ФСС был профицитным, а начиная с 2007 г. наблюдается его дефицит. Это обусловлено, прежде всего: увеличением дефицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение.
Доходы Фонда социального страхования формируются в основном за счет поступлений от обязательного социального страхования. Наименьшую долю поступлений в бюджет Фонда составляют межбюджетные трансферты из средств Фонда обязательного медицинского страхования.
Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.
Выявлены следующие недостатки ФСС:
- расходы на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации;
- размер социального пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. руб., не индексировался с 2000 г.;
-
недостаточность средств
Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.
Ключевые проблемы социального страхования в России (в первую очередь, недостаток получаемых доходов на фоне резкого увеличения финансирования основных социальных программ, вызвавший дефицит бюджета ФСС) следует решать не через сокращение расходных статей бюджета или поиска новых источников доходов, а по средствам постепенного законодательного изменения системы социального страхования России в целом.
Необходимо
разработать среднесрочную
В
числе первостепенных задач Правительства
- совершенствование законов по социальному
страхованию и обеспечению, их гармонизация
с другими видами права - трудовым, гражданским,
финансовым и административным, снятие
существующих законодательных противоречий
между ними.