Система социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

Создание эффективного правового механизма социального страхования предполагает реализацию, по крайней мере, двух основных положений. Во-первых, он должен строиться на исторической преемственности правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Это обеспечение активной роли государства не только в обязательных формах социального страхования, но и добровольных (договорных). Во-вторых, этот механизм должен основываться на сочетании общего и особенного, что означает взаимодействие международных и национальных начал, принципов правового регулирования основ социального страхования. Национальная специфика форм и методов социального страхования обусловлена уровнем социально-экономического развития страны, ее историческими и этническими особенностями. В этой связи очевидно, что механическое копирование той или иной модели социального страхования или их компиляция в российском законодательстве не принесет ожидаемых результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………................. 3

Глава 1. Теоретические особенности системы социального страхования РФ……........ 6

1.1. Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования 6

1.2. Доходы и расходы ФСС 12

Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования …..20

2.1. Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования.......... 20

2.2. Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования 26

Заключение……………………………………………………………………….............. 33

Список использованной литературы…………………………………………................. 36

Приложение 1. Выплаты, производимые Фондом социального страхования в 2008 году 38

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

     Наибольшие  доходы в Фонд социального страхования  наблюдаются в 2008 году – 305,7 млрд. рублей.

     Снижение  фонда оплаты труда 4 квартала в связи с финансовым кризисом и рост числа страхователей, применяющих специальные налоговые режимы (на 8,5 %) - всё это привело к тому, что по итогам 2008 года произошло снижение доходов от единого социального налога. В 2008 году Фонд за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществлял организацию и финансирование углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными факторами, израсходовав на эти цели 2 млрд. рублей. В целом по стране в рамках этой программы медосмотры прошли более 3 миллионов человек.

     ФСС в соответствии с законодательством имеет право передавать средства подведомственным центрам реабилитации на строительство и реконструкцию их объектов. 
Помимо этого, закон устанавливает, что средства федерального бюджета, направляемые ФСС на оказание государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, проезду к месту лечения и обратно и на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, не использованные до конца соответствующего года, направляются на те же цели в качестве дополнительных бюджетных ассигнований.

     Динамику  доходов и расходов ФСС за период 2006-2008 гг. рассмотрим на основе таблицы 2.5.

     Таблица 2.2.

Динамика  доходов и расходов ФСС за период 2006-2008 гг.

Показатели 2006 2007 2008 Отклонения +/-
07-06 08-07
Доход 218,9 295,4 348,6 +76,5 +53,2
Расход 208,2 303,1 365,1 +94,9 +62,0
Профицит (+) Дефицит (-) +10,7 -7,7 -16,5  
 

     Таким образом, в рассматриваемом периоде профицит бюджета наблюдался в 2006 г. (10,7 млрд.руб.), а начиная с 2007 г. бюджет ФСС является дефицитным. Указанный дефицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования обусловлен, прежде всего: увеличением дефицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение. 

       
 
 
 
 
 
 

Рис. 2.2. Динамика изменения доходов и расходов ФСС за 3 года.

     Наибольший  рост доходов наблюдался в 2007 году. Это обусловлено увеличением  сбора ЕСН и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Среди факторов, повлиявших на увеличение доходов от ЕСН, выделяется увеличение по сравнению с 2006 годом фактически сложившегося фонда оплаты труда по сравнению с расчетной величиной, рост коэффициента сбора с учетом пеней и штрафов, фактическое увеличение численности работников и увеличение удельного веса первого интервала шкалы социального налога, имеющего максимальную ставку 2,9%. В итоге в 2007 году по этой статье доходы по отношению к запланированной величине выросли на 10,98 млрд. рублей. Коэффициент сбора по ЕСН в 2007 году составил 100,2%.

     Одной из причин, также повлиявших на дисбаланс  бюджета ФСС РФ, является непродуманное  проведение Правительством РФ манипуляции  с основным источником поступлений в бюджеты внебюджетных фондов — единым социальным налогом (ЕСН). С целью уменьшить общий налоговый пресс на работодателей, вывести зарплаты из «тени» и тем самым расширить общую базу налогообложения, чтобы не потерять, а увеличить суммарные объемы сбора налогов, с 1 января 2005 г. ставка ЕСН была снижена с 35 до 26%. Однако это оказалось лишь чисто механическим действием, полумерой и не принесло ожидаемого эффекта (бизнес из тени так и не вышел, а все социальные внебюджетные фонды понесли огромные финансовые потери, которые поставили под сомнение возможность выполнения ими основных уставных функций), поскольку должно было поддерживаться серьезными мероприятиями по модернизации всей системы социального страхования.

     Кроме того, на сегодняшний момент влияние на снижение наполняемости доходной части бюджета ФСС оказывает и то, что определенное число предприятий в соответствии с нормативными документами освобождаются от уплаты ЕСН, так как применяют специальный режим налогообложения. В данном случае возникли обоснованные возражения, исходящие от Фонда социального страхования, так как взнос в ФСС ни в коей мере не покрывает те расходы, которые несет Фонд, выплачивая работникам пособия. Получается, что взносы работодатель платит от расчетной налоговой суммы, где фиксированная ставка 2,9%, а пособия получает по факту. Поэтому для предприятий, перешедших на специальный режим налогообложения, в большинстве случаев Фонд социального страхования является дотационным.

     С 1 января 2010 года работодатели вместо ЕСН будут платить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются (согласно 125-ФЗ от 24.07.1998). В отличие от ЕСН, при расчете которого в настоящее время применяется регрессивная шкала налогообложения в зависимости от размера выплат, с 2010 года взносы будут взиматься по единой ставке.

     Установлена предельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Она исчисляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.

     Следует отметить, что сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Такая «зачетная система» позволяет повысить размер среднегодового уровня сбора единого социального налога на 1% против предусмотренного размера среднегодового уровня сбора единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет (97 %).

     Расчет  страховых тарифов осуществлялся  на принципе эквивалентности обязательств страхователя и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве. 

     2.2. Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования 

     Анализ  расходов может быть двух видов: горизонтальный и вертикальный.

     Горизонтальный  анализ - это деление каждой расходной статьи отчетного года на соответствующую статью расходов базисного года для выявления направлений и закономерностей изменений относительной значимости статей расходов в течение определенного периода.

     Вертикальный  анализ отчетности подразумевает представление  всех статей отчетности в виде относительных  показателей. Он позволяет получить наглядное представление о том, какую долю составляют те или иные расходы предприятия в общей сумме расходов, что позволяет судить о степени их влияния на деятельность предприятия.

     В таблицах 2.3. и 2.4. представлен горизонтальный и вертикальный анализ бюджетных показателей расходной части Фонда социального страхования. 
 
 
 
 
 

Таблица 2.3.

Горизонтальный анализ бюджетных показателей расходной части ФСС

Статьи  расходов Сумма расходов на 2006 г.,

тыс. руб

Сумма расходов на 2007 г., тыс. руб Темп роста,   % Сумма расходов на 2008 г., тыс. руб Темп роста,    %
1) Общегосударственные  вопросы 3427,8 3164,4 92,3 3218,4 101,7
Международные отношения и международное сотрудничество 3427,8 3164,4 92,3 3218,4 101,7
2) Образование 17123502 17120287,5 99,9 18147507,1 106
Профессиональная  подготовка, переподготовка    и повышение квалификации 578307,1 615897 106 652850,9 106
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров 42465,9 45226,1 106 47939,7 106
Молодежная  политика и оздоровление детей 16545194,9 16504390,5 99,8 17494656,2 106
3) Социальная  политика 430857672,8 338943928,1 95 371312882 109
Социальное обеспечение населения 429365054,8 337356400,7 95 370236459,6 109
Обеспечение инвалидов техническими ср-вами реабилитации 8989699 9680090 108 10387050 107
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию 34351125,6 16795276,2 49 17169184,8 102
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию 45220082,2 52220719,8 115 59032339,6 113
Пособия при рождении ребенка 14723016 13772000 87 14062400 102
Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию 134059547 128267460 95,7 143236160 111,7
Пособия по беременности и родам 39697020 33901200 85,4 38798085 114,4
Оплата  мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде 16600000 17000000 102 17000000 100
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 2395877,4 1768181,8 74 1801006,2 102
Оплата  путевок на санаторно-курортное  лечение работников 4383536,5 4189187,7 96 4440538,9 106
Другие вопросы в области соц. полит. 1411508,2 1501145,4 106 984857,4 66
Итого расходов 30312355,8 365067380,1 94,8 389463607,5 109,4

     Как видно из таблицы, общая сумма расходов на 2006 год составляла 303112355,3 тыс. рублей (122,6 % к уровню 2005 года), из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено 264771853 тыс. рублей (130,6 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 49852551,2 тыс. рублей (115,7 %).

     На 2007 год расходы Фонда составляли 365067380,1 тыс. рублей (120 % к уровню 2006 года), из них: на обязательное социальное страхование - 259639308,6 тыс. рублей (111,8 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 51907735,2 тыс. рублей (108,5 %).

     На 2008 год расходы Фонда составляли 389463607,5 тыс. рублей (107% к уровню 2007 года), из них: на обязательное социальное страхование - 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).

      Наибольший темп роста наблюдался в период 2006-2007 гг. на пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц.страхованию. Он составил 115%. Наименьший наблюдался в тот же период и составил 49% на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2.5. Расходы ФСС за период 2006-2008 гг.

     Таким образом, расходы на социальную политику на протяжении рассматриваемого периода имели наибольшие темпы роста. За период 2006-2007 гг. они были сокращены, а с 2007 по 2008 гг. наблюдалось их увеличение. 
 

Таблица 2.5.

Вертикальный  анализ бюджетных показателей расходной  части ФСС

Статьи  расходов Сумма расхо-  дов на 2006 г., тыс. руб Уд.   вес, % Сумма расходов    на 2007 г., тыс. руб Уд. вес,   % Сумма расхо-дов на 2008 г., тыс. руб Уд. вес,    %
1 2 3 4 5 6 7
1) Общегосударственные  вопросы 3427,8 0,001 3164,4 0,001 3218,4 0,001
Международные отношения и междунар. сотрудничество 3427,8 0,001 3164,4 0,001 3218,4 0,001
2) Образование 17123502 4,56 17120287,5 4,8 18147507,1 4,67
Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации 578307,1 0,15 615897 0,17 652850,9 0,17
Учебные заведения и курсы по переподго- кадров 42465,9 0,01 45226,1 0,01 47939,7 0,01
Молодежная  политика и оздоровление детей 16545194,9 4,4 16504390,5 4,64 17494656,2 4,49
3) Социальная  политика 213549151,4 95,44 338943928,1 95,19 371312882 95,34
Социальное  обеспечение населения 212056533,4 95,04 337356400,7 94,75 370236459,6 95,06
Обеспечение инвалидов техническими ср-вами реабилитации 8989699 2,39 9680090 2,72 10387050 2,67
Выплата пособий по уходу за ребенком до полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию 34351125,6 9,15 16795276,2 4,72 17169184,8 4,41
Пособия по уходу за ребенком до полутора лет  гражданам, подлежащим обязательному  соц. страхованию 45220082,2 12,04 52220719,8 14,67 59032339,6 15,16
Пособия при рождении ребенка 14723016 3,92 13772000 3,87 14062400 3,61
Пособия при временной нетрудосп-ти по обязательному соц. страхованию 134059547 35,7 128267460 36 143236160 36,78
Пособия по беременности и родам 39697020 10,57 33901200 9,52 38798085 9,96
Оплата  мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде 16600000 4,42 17000000 4,77 17000000 4,36
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний 2395877,4 0,64 1768181,8 0,5 1801006,2 0,46
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников 4383536,5 1,17 4189187,7 1,18 4440538,9 1,14
Другие  вопросы в области соц. политики 1411508,2 0,38 1501145,4 0,42 984857,4 0,25
Итого расходов 303112355,3 100 365067380,1 100 389463607,5 100

Информация о работе Система социального страхования РФ