Система социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

Создание эффективного правового механизма социального страхования предполагает реализацию, по крайней мере, двух основных положений. Во-первых, он должен строиться на исторической преемственности правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Это обеспечение активной роли государства не только в обязательных формах социального страхования, но и добровольных (договорных). Во-вторых, этот механизм должен основываться на сочетании общего и особенного, что означает взаимодействие международных и национальных начал, принципов правового регулирования основ социального страхования. Национальная специфика форм и методов социального страхования обусловлена уровнем социально-экономического развития страны, ее историческими и этническими особенностями. В этой связи очевидно, что механическое копирование той или иной модели социального страхования или их компиляция в российском законодательстве не принесет ожидаемых результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………................. 3

Глава 1. Теоретические особенности системы социального страхования РФ……........ 6

1.1. Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования 6

1.2. Доходы и расходы ФСС 12

Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования …..20

2.1. Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования.......... 20

2.2. Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования 26

Заключение……………………………………………………………………….............. 33

Список использованной литературы…………………………………………................. 36

Приложение 1. Выплаты, производимые Фондом социального страхования в 2008 году 38

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 468.00 Кб (Скачать)
 

     1.2. Доходы и расходы ФСС

     В России система социального страхования  далека от совершенства. Ее главным  недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых  взносов, что не позволяет задействовать  механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.

     Денежные  средства Фонда являются государственной  собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

     Средства  Фонда социального страхования  формируются за счет:

  • страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  • ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

     Основную  долю доходов ФСС составляют страховые взносы. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом.

     Плательщиками взносов являются:

  • организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно - правовых форм, в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства;
  • граждане, в том числе иностранные, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

     Не  являются плательщиками страховых  взносов в Фонд социального страхования общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей.

     Налогооблагаемой  базой для расчета страховых  взносов являются все виды оплаты труда независимо от источников финансирования и без уменьшения на сумму налогов и удержаний.

      Уплата  страховых взносов с оплаты труда, начисленной в иностранной валюте, производится в рублях. Для исчисления страховых взносов оплата труда, начисленная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день начисления страховых взносов.

     Если  в организации действует система  оплаты труда, предусматривающая расчеты  по заработной плате в натуральной  форме, то фонд оплаты труда увеличивается на стоимость соответствующей продукции.

     Страховые взносы начисляются на оплату труда  по всем основаниям работников, в том  числе внештатных, сезонных, временных  и выполняющих работу по совместительству, за исключением выплат, на которые в соответствии с законодательством страховые взносы не начисляются.

     Плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю  начисленную сумму, а разницу  между суммой начисленных взносов  и суммой средств, использованных плательщиками  на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение, физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам.

      Кроме того, страхователи уплачивают в Фонд и другие платежи. К ним в частности  относятся:

  • расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов;
  • суммы по возмещению пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям;
  • пени, штрафы;
  • сокрытая сумма оплаты труда;
  • частичная оплата за путевки.

     Доходы  Фонда социального страхования зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие доходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.

      Средства  государственного социального страхования направляются на:

     1) выплату пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребенка;
  • ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • социального пособия на погребение;

     2) санаторно-курортное лечение и  оздоровление работников и членов  их семей, а также на другие  цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством:

  • частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;
  • лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие;

     3) создание резерва для обеспечения  финансовой устойчивости Фонда  на всех уровнях. 

     Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

     4) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления  Фонда;

     5) финансирование деятельности подразделений  органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

     6) проведение научно-исследовательской  работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

     7) осуществление иных мероприятий  в соответствии с задачами  Фонда, включая разъяснительную  работу среди населения, поощрение  внештатных работников Фонда,  активно участвующих в реализации  мероприятий по социальному страхованию;

     8) участие в финансировании программ  международного сотрудничества  по вопросам социального страхования.

     Средства  фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных  мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

     Наибольший  удельный вес в расходах Фонда  социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.

     Примерно 75% взносов на социальное страхование  остается в распоряжении страхователя. По истечению финансового года, если у страхователя остаются неиспользованными средства, он обязан их перечислить в федеральный и региональный уровни. В то же время в случае превышения фактических расходов над суммой начисленных страховых взносов страхователь не имеет права приостанавливать выплату пособий. Недостаток средств ему возмещается за счет исполнительного органа фонда.

     Что касается санаторно-курортного обслуживания, то ежегодно исполнительный орган утверждает страхователю лимит средств, которые он может использовать на приобретение путевок.

     Основная  часть средств социального страхования  поступает работникам непосредственно  от работодателей, а меньшая (примерно 22%) перечисляется в Фонд социального  страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, учреждениями, организациями.

     Министерство  экономического развития и торговли РФ предлагает сегодня более широко использовать такие рыночные механизмы, как система бонусов (скидок к тарифу) и надбавок для страхователей в зависимости от уровня производственного травматизма и низкой заболеваемости на каждом конкретном предприятии. Речь идет о том, чтобы максимально привязать социальные страховые выплаты, страховой тариф к реальной ситуации на конкретном предприятии. В рамках действующей системы ФСС РФ такой привязки добиться сегодня очень сложно, поэтому предлагается перейти к смешанной системе социального страхования и более активно привлекать в систему соцстрахования негосударственных страховщиков (акционерных страховых компаний).

     Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других мероприятий  по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и  иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

     Страхователь  не вправе приостанавливать выплату  пособий по государственному социальному  страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают  сумму начисленных страховых взносов. Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

     Расходы на санаторно-курортное обслуживание должны производиться страхователем  в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный год.

     Оплата  путевок на санаторно-курортное  лечение, в учреждения отдыха, санатории - профилактории, санаторные и оздоровительные  лагеря для детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены.

     Порядок частичного финансирования санаториев - профилакториев, детских оздоровительных  лагерей, детско-юношеских спортивных школ определяется исполнительным органом  Фонда, в котором зарегистрирован  страхователь, согласно представленным сметам.

     Расходы на административные, хозяйственные  и иные цели, связанные с деятельностью  Фонда, его исполнительных органов  осуществляются по смете в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами.

     На  текущие счета исполнительных органов фонда зачисляются суммы, полученные в порядке финансирования с текущих счетов вышестоящих органов фонда, отчислений с транзитных счетов, а также в порядке расчетов исполнительных органов фонда с организациями. С текущих счетов исполнительные органы фонда производят все расходы согласно утвержденным в установленном порядке бюджетам и сметам.

     Страхователь  не вправе приостанавливать выплату  пособий по государственному социальному  страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают  сумму начисленных страховых взносов. Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

Информация о работе Система социального страхования РФ