Лекции по основам финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:12, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 1 файл

Основы Финансового права.doc

— 189.50 Кб (Скачать)
 

Конституции РФ закрепляет существование  публичной собственности  – государственной  и муниципальной. Они имеют ряд  общих черт: целевая  направленность, субъекты, наделенные властными  публичными полномочиями; одинаковый правовой режим регулирования в гражданском обороте

  

Признаки  публичной собственности:

  • Целевое назначение – реализация публичных интересов
  • Пределы осуществления – границы территории государства, субъекты Федерации, муниципального образования
  • Особенность субъектов – многонациональный народ, народы, проижвающие на территории субъекта Федерации, население муниципального образования, государство, государственные образования, муниципальные образования
  • Особенность объектов – наиболее значимые,  уникальные ресурмсы, а также обхъекты, необходимые для осуществения публичных функций государственной власти и местного самоуправления
 

5. Конституционные принципы регулирования 

Конституционные принципы регулирования  экономических отношений подразделяются на две основные группы

  • Общие принципы: социальной справедливости; правового государства; народовластие; приоритета прав и свобод человека и гражданина; разделения властей; федерализма; социального государства; экономического плюрализма
  • Специальные принципы: многообразия форм собственности и их равной правовой защиты; свободы экономической деятельности; свободы перемещения товаров и услуг и финансовых средств; единства экономического пространства; поддержки конкуренции; неприкосновенности частной собственности; свободы договора
 

В сфере регулирование  отношений публичной  собственности можно  выделить ряд особых принципов:

  • Единство конституционной основы публичной собственности
  • Целевое назначение и использование: субсидиарная ответственность;
  • Публичность (открытость)
 
 

Принцип свободы  экономической деятельности проявляется:

  • В свободе экономического выбора (быть предпринимателем или наемным работником)
  • В свободе рынка труда (право свободного передвижения; выбора места жительства)
  • В праве на выбор организационной формы хозяйственной деятельности;
  • В праве на свободное использование своего имущества;
  • В праве на защиту от недобросовестной конкуренции, монополизма

  

Понятие финансовой деятельности государства

Финансовая деятельность – это осуществление функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны  
 

Принципы  финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

  • Принцип федерализма
  • Принцип законности
  • Принцип гласности
  • Принцип плановости
 

Методы  осуществления финансовой деятельности

  • Методы собирания денежных средств
  • Методы их распределения и использования
 

Методы  собирания денежных средств

- Метод установления  налогов

- Метод обязательных  платежей (взносов) в государственные  внебюджетные фонды

- Метод добровольных  взносов – покупка государственных  ценных бумаг, пожертвований,  вклады в банки и т.д. 

Метод распределения и использования

- Метод финансирования  выражается в безвозмездном и  безвозвратном представлении денежных  средств

- Кредитование  означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях  возмездности и возвратности 

Финансово-правовые акты

Это принятые в  предусмотренной форме и имеющие  юридические последствия решения  государственных органов и органов  местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в  их компетенцию 
 
 

Финансово-правовые акты можно классифицировать

  • По юридическим свойствам
  • По юридической природе
  • По органам, издающим их
  • По другим основаниям
 

1.По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на:

- Нормативные 

- Индивидуальные   
 

2.По юридической природе акты делятся на

- Законодательные

- Подзаконные  

3.По органам, их издающих

- Законы и  постановления Государственной  Думы РФ

- Указы и распоряжения  Президента РФ

- Постановления  и распоряжения Правительства  РФ и др.  

Особенностью  финансово-правовых актов является наличие  среди них финансово-плановых актов 

Финансово-плановые акты

Это акты, принимаемые  в процессе финансовой деятельности государства и органов МС, которые  содержат конкретные здания в области  финансов, то есть являются планами  по мобилизации, распределению и  использованию финансовых ресурсов  

К Финансово-плановым актам относятся:

  • Федеральный бюджет РФ
  • Финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов
  • Финансово-кредитные и кассовые планы банков
  • Финансовые планы страховых организаций
  • Финансовые планы и сметы министерств
  • Финансовые планы предприятий и объединений
  • Сметы учреждений
 

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения –  министерством, которому это учреждение подчинено. Регулирует финансовые отношения. 
 

3. Финансовый контроль  РФ

Финансовый  контроль – регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хоз-ющих субъектов на проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующее фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования  

Финансовый  контроль делится  на следующие виды:

- Государственный 

- Внутрихозяйственный

- Финансово-кредитных  органов 

- Общественный

- Независимый  (аудиторский) 
 

В зависимости от времени  совершения финансовый контроль имеет следующие  формы:

- Предварительный 

- Текущий (оперативный)

- Последующий  

Методы  осуществления финансового  контроля:

- Наблюдение

- Проверка

- Обследование

- Анализ

- Ревизия  

Объекты контроля:

  • Исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов
  • Организация денежного обращения
  • Использование кредитных ресурсов
  • Состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов
  • Предоставление финансовых и налоговых льгот и преимущества
 

Субъектами  гос. Финансового  контроля являются:

- Счетная Палата  РФ

- ЦБ РФ 

- Министерство  Финансов РФ 
- Гос. Таможенный комитет РФ

- Фед служба  России по валютному и экспертному контролю

- Контрольно-ревизионные  органы федеральных органов исполнительной  власти 
 

Банковский  контроль

Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам  

Способы банковского  контроля

- Предварительный  и текущий финансовый контроль  осуществляется в ходе проведения  денежных операций 

- При оформлении  кредита банк проверяет наличие  у предприятия собственных оборотных  средств

- Выдавая ссуд, проверяет ее обеспечение

- Выполняя поручение  клиента на перечисление денег  его контрагенту 

Внутрихозяйственный контроля

Это контроль финансово-хозяйственной  деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или  организации

Объектами этого  контроля выступают как предприятия  в целом, так и отдельные его  структурные подразделения  
 

Функции внутрихозяйственного контроля:

- Формирование  учетной политика

- Ведения бухгалтерского  учета

- Составление  в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности

- Контроль за  движением имущества и выполнением  обязательств 

- Обеспечение  соответствия всех сосущ предприятием  хоз.  

Аудиторский (независимый) контроль – форма предпринимательской деятельности аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов  
 
 
 

Лекция 6. Основы бюджетного права РФ 
1. Понятие бюджета и бюджетной системы РФ

2. Принципы бюджетной  системы РФ

3. Доходы и  расходы бюджета

4. Формы предоставления бюджетных средств

5. Стадии бюджетного  процесса

6. Федеральный  внебюджетные фонды 
 

В настоящее время  термин бюджет употребляется  как обозначение:

- основного денежного  фонда административно-территориального  образования 

- формы образования  и расходования денежных средств

- финансового  плана, содержащего сведения о  дохода и расходах   

В БК под бюджетом понимается – форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления  

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов  

Бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней:

- федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

- местные бюджеты  

Бюджет  субъектов РФ(региональный бюджет)

Информация о работе Лекции по основам финансового права