Местные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Целью исследовании является комплексный анализ такой юридической категории, как местные финансы в свете принципа федерализма и организации местного самоуправления, учитывая политическую и экономическую роль местных финансов в обеспечении жизнедеятельности членов местного сообщества и всего государства в целом.

Содержание

Введение ………….………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.Содержание и роль местных финансов……………………………………………… 4
§1.1 содержание и роль местных финансов
Глава 2. Местные бюджеты……………………………………………………………………………….9
§2.1 Местные бюджеты………………………………………………………………………………………9
§2.2Состав доходов местных финансов……………………………………………………………14
§2.3 Состав расходов местных финансов………………………………………………………….19
Глава 3. Местные внебюджетные фонды..........................................................2
Глава 4. Современные проблемы финансов органов местного
самоуправления……………………………………………………………………29
§4.1 . Современные проблемы финансов органов местного
Самоуправления……………………………………………………………………29
Заключение …………………………………………………………………………32
Список используемой литературы………………………………………………..34
Приложение …………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 640.00 Кб (Скачать)

      компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов Российской, Федерации, а также иных решений органов государственной власти

Необходимость составле­ния местных бюджетов обусловлена наличием собственных пред­метов ведения, требующих осуществления хозяйственной деятель­ности. С развитием местного самоуправления для повышения эффек­тивности деятельности возникла необходимость разработки и ис­пользования самостоятельных местных бюджетов. Формирова­ние и исполнение местного бюджета осуществляются органами ме­стного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно принципу самостоятельности бюджетов муниципаль­ных образований, местные органы власти имеют право осуществ­лять бюджетный процесс, который представляет собой планирова­ние, утверждение, исполнение и оценку результатов исполнения бюджета.  В том числе, органы местного самоуправления  в праве на:

      установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля  над их исполнением и утверждения отче­тов об исполнении местных бюджетов;

      составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление кон­троля над их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

      определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

      определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

      предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

      определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

      осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

Общие принципы составления, рассмотрения и утверждения бюджета на примере города Челябинска.

К ведению администрации города относятся составление проекта бюджета, исполнение этого бюджета и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований.

К ведению городской думы относятся рассмотрение проекта бюджета, утверждение этого бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета о его исполнении.

Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития города, районов в городе, целевых программ, на основании которых администрация города готовит предложения о доходах и расходах бюджета города, сметах доходов и расходов районов в городе в порядке и в сроки, установленные Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе.

В процессе составления бюджета города администрация города информирует постоянные комиссии городской думы об обобщающих результатах промежуточных этапов составления бюджета и всех изменениях в нормативной базе, которая указанный процесс регламентирует.

Глава города представляет проект бюджета на рассмотрение и утверждение в городскую думу.

Бюджет города должен быть утвержден и опубликован до начала финансового года (периода).

Если бюджет города не утвержден до начала календарного года, то до его утверждения сохраняются прошлогодние нормативы по источникам бюджетных поступлений, ежемесячное финансирование производится по решению главы города в пределах расходов отчетного периода, но не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал по соответствующим разделам бюджетной классификации.  

Городская дума утверждает в составе бюджета города сверх предусмотренных расходов объем планового остатка средств на начало следующего финансового года, но не более трех процентов от расходной части бюджета планируемого года.

Остаток средств может быть использован на покрытие временных кассовых разрывов и должен быть восстановлен в том же году в объеме, принятом при утверждении бюджета.

Сбалансированность бюджета города является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

Предельный размер дефицита бюджета устанавливается решением городской думы, но не выше размера, определенного бюджетным законодательством. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета, городская дума по предложению главы города производит снижение расходов по статьям бюджета с учетом ранее определенных приоритетов в расходовании средств. Финансирование по защищенным статьям сокращению не подлежит.

От имени города право осуществления внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит главе города. Верхний предел общей суммы муниципальных гарантий устанавливается решением городской думы о бюджете города на очередной финансовый год.

  В ходе исполнения бюджета глава города вправе принимать решения о внесении изменений по статьям расходов в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств, в размерах и порядке, определенном решением городской думы о бюджете города на текущий финансовый год, и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх сумм, утвержденных решением городской думы о бюджете, направляются главой города на уменьшение размера дефицита бюджета и на выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, самостоятельно, а на иные цели - после внесения городской думой изменений в решение о бюджете города.  

Отчет об исполнении бюджета города за финансовый год утверждается городской думой по представлению главы города в порядке, установленном бюджетным законодательством.

 

§2.2Состав доходов местных бюджетов.

Доходы местных бюджетов – денежные средства , поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов местного самоуправления.

Возможный состав собственных источников доходов местного бюджета определяется законодательством Российской Федерации.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах со стороны вышестоящих уровней власти, средства по взаимным расчетам, а также неизрасходованный остаток средств по бюджету за про­шлый финансовый год.[7]

Финансовая помощь от других бюджетов подлежит учету в ме­стном бюджете, являющимся получателем средств, но не считается собственным доходом местных бюджетов. Оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету может быть осуществлено в следующих формах:

      предоставление из фондов финансовой поддержки муници­пальных образований субъектов Российской Федерации, созда­ваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспе­ченности муниципальных образований с целью обеспечения фи­нансирования минимальных государственных социальных стан­дартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

      предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов.

К регулирующим доходам относятся федеральные и регио­нальные налоги и иные платежи, по которым на определенный срок устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений опреде­ляются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Рос­сийской Федерации, который передает регулирующие доходы, ли­бо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Согласно данным официальной отчетности по состоянию на 1 января 2009 года общий объем поступивших в местные бюджеты доходов составляет 1 948,8 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 28,1% или 427,1 млрд. рублей.

Собственные доходы местных бюджетов, направляемые муниципальными образованиями на решение вопросов местного значения, увеличились в 2008 году по сравнению с предыдущим годом на 303,0 млрд. рублей или 27,9% и составили 1387,2 млрд. рублей. За два истекших года рост собственных доходов в относительном и абсолютном выражении составил 63,4% и 538,5 млрд. рублей соответственно. В местных бюджетах 55 субъектов Российской Федерации по 6 федеральным округам рост собственных доходов составил выше среднего уровня по Российской Федерации и достигает в Центральном федеральном округе – 41,1%, Южном федеральном округе – 40,5%, Сибирском федеральном округе – 31,3%, Приволжском федеральном округе – 31,1%, Северо-Западном федеральном округе – 30,6%, Дальневосточном федеральном округе – 28,3 %. Самый низкий уровень  указанного показателя отмечается в субъектах Российской Федерации Уральского федерального округа  - 5,3%( Приложение №  4 )

Распределение собственных доходов по типам муниципальных образований составило: бюджеты городских округов - 761,1 млрд. рублей (54,9%), бюджеты муниципальных районов – 513,6 млрд. рублей (37,0%), бюджеты поселений – 112,5 млрд. рублей (8,1%).

В общем объеме поступивших в 2008 году собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 59,1% (819,2 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций из фондов компенсаций) - 40,9 %  (568,0 млрд. рублей).

При этом налоговые доходы местных бюджетов исполнены в 2007 году в сумме 579,5 млрд. рублей, то есть с перевыполнением первоначального плана поступлений на 24,2 % или 62,5 млрд. рублей. В структуре собственных доходов местных бюджетов налоговые доходы занимают 41,8% в среднем по Российской Федерации. ( приложение № 5 )

Как и по налоговым доходам, распределение неналоговых доходов по типам муниципальных образований осуществляется крайне неравномерно. Основной объем неналоговых доходов (69,5%) поступил в бюджеты городских округов, доля неналоговых доходов муниципальных районов составляет 25,2%, а поселений - лишь 5,3%. (Приложение №6)

Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рас­срочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюд­жет полностью учитывается в доходах местного бюджета.

К собственным доходам относятся:

      местные налоги и сборы;

      доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

      не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

      доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;

      платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

      штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

      государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);

      подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

      доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе;

      платежи, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

      финансовая помощь, осуществляемая в формах:

- дотации, то есть средства, предоставленные местным бюджетам из федерального бюджета и субъектов Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения;

- субвенции, то есть денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае не использования их по целевому назначению в установленный срок;

-субсидии, то есть бюджетные средства , предоставляемые местному бюджету РФ, субъектам РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов.[8]

В объеме всех доходов местных бюджетов в 2008 году доля межбюджетных трансфертов составляет 57,9% или 1129,6 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом указанные поступления исполнены с ростом на 27,9 процента

(Приложение №7).

С 2009 года уточнено разграничение налоговых доходов между областным и местными бюджетами. Взамен отчислений от налога на прибыль муниципальным образованиям переданы дополнительные отчисления по налогу на добычу полезных ископаемых, транспортному налогу и единому сельскохозяйственному налогу (Приложение № 2).

В 2009 году по сравнению с 2008 годом  объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям сократился лишь на 9,8 %. При этом, по ряду направлений отмечается рост. В частности, на 43,4% по сравнению с прошлым годом увеличен объем дотаций местным бюджетам, в том числе на 87,2 % (с 229 до 429 млн. рублей) увеличен объем дотаций бюджетам поселений, предоставляемых за счет областного бюджета (Приложение № 3 ).

 

2.3 Состав расходов местных бюджетов.

Расходы местных бюджетов – денежные средства, направляемые  на финансовое  обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Согласно данным отчетности общий объем расходов местных бюджетов в 2008 году составил 1933,8 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 27,9% или 422,4 млрд. рублей, в том числе расходы на решение вопросов местного значения – 1372,2 млрд. рублей или с ростом к уровню 2007 года на 27,8% или 298,2 млрд. рублей (Приложение №8).

Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет основные направления расходов местных бюджетов.

Расходы местных бюджетов осуществляются:

      В формах предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ;

Информация о работе Местные финансы