Местные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Целью исследовании является комплексный анализ такой юридической категории, как местные финансы в свете принципа федерализма и организации местного самоуправления, учитывая политическую и экономическую роль местных финансов в обеспечении жизнедеятельности членов местного сообщества и всего государства в целом.

Содержание

Введение ………….………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.Содержание и роль местных финансов……………………………………………… 4
§1.1 содержание и роль местных финансов
Глава 2. Местные бюджеты……………………………………………………………………………….9
§2.1 Местные бюджеты………………………………………………………………………………………9
§2.2Состав доходов местных финансов……………………………………………………………14
§2.3 Состав расходов местных финансов………………………………………………………….19
Глава 3. Местные внебюджетные фонды..........................................................2
Глава 4. Современные проблемы финансов органов местного
самоуправления……………………………………………………………………29
§4.1 . Современные проблемы финансов органов местного
Самоуправления……………………………………………………………………29
Заключение …………………………………………………………………………32
Список используемой литературы………………………………………………..34
Приложение …………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 640.00 Кб (Скачать)

- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Глава4. Современные проблемы  финансов органов  местного самоуправления.

§ 4.1 Современные проблемы  финансов органов  местного самоуправления.

Среди актуальных проблем тяжелого положения российского местного самоуправления преобладают финансово-экономические. Тема «бедности» местного самоуправления стала злободневной. Органы местного самоуправления формируют, утверждают, исполняют и контролируют исполнение местного бюджета. Между тем органы местного самоуправления не обладают достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могли бы свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления не соразмерны их обязанностям, установленным Конституцией и законодательством.

Отсутствие четкой регламентации бюджетных взаимоотношений при создании одного муниципального образования в границах другого, а также отсутствие нижнего предела численности населения муниципального образования. Подобное привели к тому, что многие мелкие населенные пункты или даже их части получили возможность сформировать муниципальное образование и получить бюджетную автономию – без всякого учета степени реальной заинтересованности населения в такой форме реализации его права на местное самоуправление. В более широкой формулировке проблема состоит в том, что гарантированные Конституцией и законодательством права на формирование муниципальных органов, подразумевающие специфические бюджетные и финансовые полномочия, именно в этой части лишены эффективного механизма их реализации.

Нуждается в неотложном решении проблема распределения бюджетной базы между массой не всегда дееспособных муниципальных образований. Сводные данные по состоянию бюджетов муниципальных образований РФ показывают, что основную долю доходной и расходной базы местных бюджетов концентрируют достаточно крупные муниципальные образования, эти муниципальные образования являются и наименее дотационными. Напрашивается вывод, что лишь достаточно крупные муниципальные образования оказываются экономически и бюджетно-состоятельными. Собственно, поэтому в большинстве субъектов Федерации муниципальные органы, имеющие самостоятельные бюджеты, образованы на основе районов.

Группа острых проблем связана с огромными расходными обязательствами местных бюджетов. Эти обязательства складываются из трех источников:

      Расходы по исполнению обязательств, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными властями;

      Расходы, подлежащие совместному финансированию бюджетами различных уровней;

      Расходы, отнесенные к исключительному ведению местных органов власти.

Следует констатировать, что все эти расходы существенно превышают доходную базу местного самоуправления. При этом большая часть расходов предопределена федеральным законодательством. Законодательство, регламентирующее расходную деятельность местных бюджетов, обладает чертами неразвитости, противоречивости, неточности изложения, слабости стимулирующих норм и т.д.

На местные бюджеты возложена основная нагрузка по содержанию социальной сферы, но на муниципальном уровне не сформирован адекватный механизм финансирования капитальных вложений в объекты жилищно-коммунальной сферы, образования, здравоохранения и др. Доходы местных бюджетов обычно недостаточны даже для покрытия текущих расходов, не говоря уже о капиталовложениях. За последнее десятилетие бюджеты развития муниципальных образований снизились с 22% от их общих расходов практически до нуля.[13] При этом 80% расходов направляются на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и физической культуры и мероприятий социальной политики. Хотя доля местных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации составляет лишь 23%, расходные полномочия, финансируемые из местных бюджетов, составляют в нем 32%. Из местных бюджетов в настоящее время финансируется почти 100% расходов на среднее образование, 85% на здравоохранение, 60% – на содержание детских садов, жилья, расходов на коммунальные услуги. [14]Именно органы местного самоуправления, прежде всего, ответственны за наполнение конкретным содержанием конституционной нормы, провозгласившей Российскую Федерацию социальным государством. Но эта высокая ответственность не подкреплена соответствующими возможностями.

В большинстве регионов значительная часть обязательств по расходам консолидированного бюджета возложена на органы местного самоуправления. Так как суммарные поступления от местных налоговых и неналоговых доходов в состоянии покрыть лишь незначительную часть расходов местных бюджетов (не более 6%), возникающий вертикальный дисбаланс субъектам Российской Федерации приходится покрывать за счет дифференцированных нормативов отчислений регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из региональных бюджетов. В результате местные органы власти не имеют возможности заранее прогнозировать свои бюджетные доходы и практически не несут ответственности за формирование и исполнение собственного бюджета, а в конечном итоге – и за качество и количество предоставляемых населению бюджетных услуг. При этом постоянно растет кредиторская задолженность местных органов власти.

Казалось бы, возможность введения местных налогов должна была обеспечить муниципальным образованиям прочную доходную базу. Однако этого не происходит, поскольку ставки по этим налогам устанавливаются федеральным законодательством, а список местных налогов является исчерпывающим. Объем поступлений из этих источников в местные бюджеты регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, доходы местных бюджетов находятся в серьезной зависимости от решений региональных и федеральных властей. Нормативы отчислений от регулирующих налогов в местные бюджеты и правила распределения финансовой помощи устанавливаются на региональном уровне. Эти нормативы нестабильны и определяются в значительной мере субъективно.

Еще одной проблемой является огромный разрыв между муниципальными образованиями по показателям бюджетной обеспеченности. В муниципальных образованиях - городах размеры бюджетов, структура доходов и расходов, устойчивость бюджета и общее состояние бюджетного процесса несравнимы с подавляющим большинством других муниципалитетов. Органы местного самоуправления административных центров субъектов федерации имеют бюджеты, сопоставимые по размеру с бюджетами регионов, а нередко и превосходят их. Это становится источником постоянной напряженности в отношениях региональных властей и руководства крупных городов. Иногда дело доходит до острых конфликтов, вплоть до судебных исков городских администраций против решений региона по бюджетным вопросам. Нерешенность вопросов четкого закрепления функций, полномочий и распределения ресурсов по уровням власти провоцирует данное противостояние.

 

 

Заключение.

В целом положение местных финансов в Российской Федерации стабильное, но следует полагать, что органы местного значения достигли наилучших результатов в области финансового значения. Существует ещё большое количество проблем требующих немедленного решения. В этой связи, бюджетная политика органов местного самоуправления должна быть ориентирована на адаптацию бюджетного процесса к изменившимся условиям и создание предпосылок для устойчивого развития муниципальных образований.

В этих целях необходимо решать следующие основные задачи.

Первое. Безусловное исполнение социальных обязательств местных бюджетов. В первую очередь, речь идет о своевременной и в полном объеме выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.

Второе. Организация на местном уровне системной работы по наполняемости бюджетов собственными доходами.

Прежде всего, это:

1. проведение на постоянной основе работы с крупнейшими налогоплательщиками с целью анализа и оценки их возможностей по наполнению местных бюджетов.

2. мониторинг и анализ ежедневных поступлений доходов, еженедельный прогноз экономической ситуации и уточнение оценки ожидаемых поступлений в текущем месяце и до конца года.

Третье. В каждом муниципальном образовании должен быть установлен режим жесткой экономии бюджетных средств с одновременным максимальным расширением практики применения методов бюджетирования, ориентированного на результат.

Должна быть проведена ревизия расходов местных бюджетов с целью выявления менее эффективных, а также приняты меры по оптимизации остающихся в бюджете.

В бюджетном планировании необходимо применять такие современные инструменты управления финансами как муниципальные и ведомственные целевые программы, которые позволяют через индикативные показатели увязать планируемый результат и объем выделяемых бюджетных ассигнований.

Четвертое. В условиях проявления финансового кризиса бюджеты, в том числе, местные, не должны становиться источником финансовой нестабильности. Все взятые на местный бюджет обязательства должны исполняться своевременно и в полном объеме. Недопустимым является образование просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов.

Пятое. На  уровне поселений и муниципальных районов должна продолжаться собственная работа по укреплению доходной базы поселений.

В этих целях, муниципальным районам с учетом особенностей размещения налоговой базы следует рассмотреть возможность передачи бюджетам поселений дополнительных налоговых доходов.

Только конструктивная совместная работа органов государственной власти  и органов местного самоуправления позволит  преодолеть все трудности и достойную жизнь населения муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1.      Федеральный закон от 01.01.2006. N 131-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»

2.      Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ
"О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"(с изменениями от 9 июля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 29 июня, 28 декабря 2004 г.)

3.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ
(с изменениями от 14 июля 2008 г.)

4.      Устав города Челябинска .Принят населением на городском референдуме 17 декабря 1995 года.

5.      Астапов К.Л. Методы учета доходов и расходов федерального и регионального бюджетов « Финансы» №5. 2006.

6.      Маркина Е.В. Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов. «Финансы и кредит»№ 6. 2009

7.      Уткин Э. А., Денисов А. Ф .Теория государственного управления «Государственное и муниципальное управление»

8.      Федоткин В.Н.» Финансово-бюджетные основы местного самоуправления в Российской Федерации». Рязань: РГРТА, 2006.

9.      Юшишин Ю.О «Финансовое  право» Москва, Издательство  «Юрист», 2008

10. Янин  Д.А «Налоговое право», Москва, Издательство  «Эксмо» 2008г

 

 

 

      

 

 

 

Приложение №1

Местные бюджеты.

 

 

 

Приложение  № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Самые высокие темпы роста собственных доходов отмечаются в местных бюджетах следующих субъектов Российской Федерации:

Таблица 1

(млн. руб.)

Наименование субъекта РФ

Исполнение

Темп роста

2007/2008

2007 год (факт)

2008год

(факт)

Кабардино-Балкарская Республика

2036,8

3649,1

79,2%

Республика Калмыкия

1231,1

1987,9

61,5%

Ненецкий автономный округ

2587,3

4171,7

61,2%

Волгоградская область

14153,0

21892,6

54,7%

Курская область

4568,1

7022,8

53,7%

Ставропольский край

12778,8

19638,0

53,7%

Чувашская Республика

6548,9

9978,6

52,4%

Тульская область

8967,8

13510,3

50,7%

Информация о работе Местные финансы