Организация налгового контроля в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение сложившейся в Республике Беларусь системы налогового контроля и выработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения цели курсовой работы исследована сущность налогов как составляющей бюджетов Республики Беларусь, проведен анализ эффективности налогообложения в стране, выявлены основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей и пути повышения его эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Сущность и необходимость налогового контроля 6
1.2 Особенности налогового контроля за деятельностью юридических лиц 14
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Работа содержит 1 файл

Тема Курсовая Налоговый контроль.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

     Налоговый контроль имеет государственный  властный характер, он проявляется  при осуществлении субъектами налогового контроля функций по контролю за исчислением и уплатой юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. Особенностью является то, что субъектам налогового контроля предоставлено право внесудебного рассмотрения  дел о применении финансовых и административных санкций. Государственный властный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений, основанных на фискальной функции налогов, а также нежеланием налогоплательщиков уплачивать налоги.

     При постоянном росте потребностей государства  в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые  источники иссякают, и государство  вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.

     Особая  роль налогового контроля заключается  также в необходимости стабилизации финансовой системы, устойчивого поступления  бюджетных доходов, соблюдения налоговой  дисциплины как условия качественного  выполнения обязательств перед государством физическими и юридическими лицами.

     Налоговый контроль можно рассматривать в  организационном, методическом и техническом  аспектах. Первый из них представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; второй аспект охватывает методы осуществления контрольных действий; третий  −  совокупность приемов проверки, их последовательности и взаимоувязки.

     Объектом  налогового контроля являются те финансовые отношения, которые возникают между  юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

     Предметом налогового контроля, в первую очередь, является своевременность и полнота  исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков − организаций относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.

     Субъектами  налогового контроля являются:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом плательщиками;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
  • Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее  −  налоговые органы);
  • Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни (далее  −  таможенные органы);
  • республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);
  • Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы (далее  −  органы государственного контроля), Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы (далее − финансовые органы), иные уполномоченные органы  − при решении вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и другим законодательством.

     Главной целью налогового контроля является обеспечение своевременного и полного  поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и  внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем чтоб компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем.

     К числу основных задач налогового контроля относятся: неотвратимое наказание  нарушителей законодательства о налогах и сборах; обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды); предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.

     Содержание  налогового контроля включает:

       − проверку выполнения физическими  лицами и организациями обязанностей  по исчислению и уплате налогов;

       − проверку постановки на налоговый  учет и исполнение налогоплательщиками  связанных с ним обязанностей;

       − проверку правильности ведения  бухгалтерского (налогового) учета,  своевременности представления  налоговых деклараций и достоверности  содержащихся в них сведений;

       − проверку соответствия крупных  расходов физических лиц их  доходам;

       − проверку исполнения налоговыми  агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков  и перечислению  соответствующий  бюджет налогов и сборов;

       − проверку соблюдения налогоплательщиками  и иными лицами процессуального  порядка, предусмотренного налоговым  законодательством;

       − проверку соблюдения банками  обязанностей, предусмотренных налоговым  законодательством;

       − проверку правильности применения  контрольно − кассовых аппаратов при осуществлении денежных расчетов с населением;

       − предупреждение и пресечение  нарушений законодательства о  налогах и сборах;

       − выявление проблемных категорий  налогоплательщиков;

       − выявление нарушителей  налогового  законодательства и привлечения их к ответственности;

       − возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате  неисполнения налогоплательщиками  (налоговыми агентами) и иными  лицами обязанностей, предусмотренных  налоговым законодательством.

       Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:

       − регистрация и учет налогоплательщиков;

       − прием налоговой отчетности;

       − осуществление камеральных  проверок;

       − начисление платежей к уплате;

       − контроль за своевременной  уплатой начисленных сумм;

       − проведение выездных налоговых проверок;

       − контроль за реализацией  материалов проверок и уплатой  начисленных финансовых санкций  и административных штрафов.

     Таким образом, налоговый контроль играет важную роль не только в системе  государственного финансового контроля, но и в рамках независимого аудита, то есть в целом во всей системе финансового контроля он занимает значительное место.

     Ознакомившись с сущностью налогового контроля, его принципами и местом в системе  финансового контроля, целесообразно  перейти к изучению его элементов и видов.

     Следует отметить, что налоговые органы не должны ограничиваться лишь проверкой  соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления налогов и  своевременностью их уплаты. На субъектов  налогового контроля возлагается проведение проверочных действий за соблюдением юридическими и физическими лицами, а также должностными лицами действующих законов и нормативных актов, не всегда прямо связанных с формированием денежных фондов государства, а как создающих инфраструктуру указанного процесса. В процессе налогового контроля оценивается не только количественные результаты финансово − хозяйственной деятельности, но и ее законность, целесообразность, качество, а также финансовая устойчивость плательщика как основа для повышения налогового потенциала экономики.

     С учетом всего сказанного можно сделать  вывод о том, что налоговый  контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему  наблюдения за финансово − хозяйственной  деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства.

     Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом.

     Одним из первых элементы контроля выделил  Э. А. Вознесенский, который, в частности, указывал, что “функционирование  контрольных органов предполагает наличие комплекса условий организационного и методологического порядка; определение субъектов и объектов контроля, границ контрольной деятельности, прав и обязанностей контрольных органов, периодичности контроля, методики проверки, взаимной координации работы органов контроля и т. д. … Весь перечисленный комплекс условий должен подлежать соответствующей правовой регламентации контрольной деятельности органов государственного управления.”[21, с. 97]

     В настоящее время выделяют различные  элементы контроля. Для характеристики налогового контроля  из всей совокупности его элементов наиболее значимыми являются следующие:

       1) субъекты налогового контроля;

       2) объект и предмет налогового  контроля;

       3) формы, методы и мероприятия  налогового контроля;

       4) документы налогового контроля;

       5) этапы и порядок проведения  налогового контроля.

     Субъектами  налогового контроля являются налогоплательщики—юридические и физические лица, на которых в законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды [26, с. 116], с одной стороны, а с другой – государственные налоговые органы.

     Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [36, с.121].

     Более подробно следует остановиться на формах, видах и методах налогового контроля, поскольку они являются важными составляющими его классификации по наиболее характерным признакам. При этом в связи с тем, что налоговому контролю как составной части финансового контроля присущи основные свойства системы, критерии, лежащие в основе классификации налогового контроля. используются те же, что и при классификации финансового контроля.

     В зависимости от временного фактора можно выделить три формы налогового контроля;

       −  предварительный;

       −  текущий;

       −  последующий.

          Рассмотрим данные формы контроля.

     Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов налогов и налогообложения. Цель данного вида контроля—предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово − хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей. Действительно, эффективным является проведение превентивных мер, направленных на недопущение налоговых нарушений. Хотя, с точки зрения поступления средств в бюджет, применение экономических санкций за уже имевшие место нарушения в ходе последующего налогового контроля также результативно.

     Уполномоченные  контрольные органы осуществляют предварительный налоговый контроль при разработке проектов местных и республиканского бюджетов, при разработке мероприятий по совершенствованию системы налогообложения и направлений реформирования налоговой политики. Налоговые органы обеспечивают полный учет в реестре налогоплательщиков, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц, граждан, получающих доходы; контроль за своевременностью их постановки на учет. Также предварительный налоговый контроль осуществляется при приемке и проверке расчетов по налогам и платежам до наступления срока уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [36, с. 124].

Информация о работе Организация налгового контроля в РБ