Органы исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Темой моей курсовой работы является «Органы исполнительной власти в Российской Федерации». Структура курсовой работы включает в себя общую характеристику исполнительной власти, в неё входят принцип разделения властей, понятие и классификация органов исполнительной власти и механизм исполнительной власти. Большое внимание уделено организации и деятельности органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3-4



1. Общая характеристика исполнительной власти.


1.1 Принцип разделения властей…………………………………………..5-8


1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти………...9-11


1.3 Механизм исполнительной власти…………………………………....12-15


2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации.


2.1 Правительство Российской Федерации………………………………16-21


2.2 Формирование и полномочия Правительства


Российской Федерации……………………………………………………22-24


2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти……………………………………………………………………….25-27


3. Организация и деятельность органов исполнительной власти субъектов федерации.


3.1 Органы исполнительной власти субъектов федерации……………...28-30


Заключение………………………………………………………………….31-32


Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Органы исполнительной власти в Российской Федерации.docx

— 42.94 Кб (Скачать)

 

 

По объему и характеру  компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

 

 

 а) органы общей компетенции,  осуществляющие руководство на  подведомственной территории всеми  или подавляющим большинством  отраслей управления и сфер  деятельности (президентуры, правительства,  администрации субъектов Федерации);

 

 

б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство  отдельными отраслями управления или  сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);

 

 

в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами  управления, имеющими межотраслевое  значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный  надзор).

 

 

Существуют также и  органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

 

 

Следующим основанием для  классификации органов исполнительной власти является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому  признаку выделяют:

 

 

а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной  основе, то есть большинством голосов  лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная  комиссия);

 

 

б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта федерации). Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.

 

 

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.

 

 

Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции  между ними. Структура этой системы  обусловлена федеративным устройством  государства. Она включает в себя Президента, Правительство, федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации.

 

 

Соответствующие нормативные  акты определяют правовое положение  органов исполнительной власти как  субъектов административных правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Механизм исполнительной  власти

 

 

В связи с тем, что вместо термина «государственного управления»  стал употребляться термин «исполнительная  власть», в механизме государственной  власти был осуществлен переход  от «разделения труда» к «разделению  властей». Для исполнительной власти характерны следующие признаки:

 

 

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную  ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую  с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.

 

 

Исполнительная власть самостоятельна только к функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).

 

 

Отличительным признаком  исполнительной власти является то, что  власть реализуется в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической  государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.

 

 

Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в  Российской Федерации (ст. 77 Конституции  Российской Федерации). Таковы четко  определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти.

 

 

Исполнительная власть в  соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным  путем проводится разграничение  предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными  органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.

 

 

Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией  полномочий внесудебного, т.е. административного  принуждения. Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.

 

 

Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной  власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

 

 

Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993 г. принципиально  отличается от положений, содержащихся в ранее действовавшей Конституции  РСФСР 1978 г. Суть введенных изменений  заключается в том, что Президент  в настоящее время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом. По идее, как это сделано, например, во Франции, в этом случае Правительство  и все другие органы исполнительной власти должны обладать большой степенью самостоятельности в осуществлении  государственно-управленческой деятельности, независимости от Президента. Однако особенность Российской Федерации  заключается в том, что, формально  закрепляя самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет  такие полномочия Президенту, которые  позволяют определять содержание и  сущность деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные  органы исполнительной власти непосредственно  подчинены Президенту. Поэтому о  самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой  долей условности.

 

 

Органы исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на:

 

 

федеральные

 

 

субъектов Федерации

 

 

территориальные

 

 

межтерриториальные

 

 

Система федеральных органов  исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе  федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных  органов исполнительной власти»  и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных  комитетов РФ, федеральных служб  России, российских агентств, федеральных  надзоров России.

 

 

Можно выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации.

 

 

 Постоянно действующим  организационным фактором механизма  исполнительной власти являются  находящиеся на различном иерархическом  уровне исполнительные органы  общей компетенции (например, Правительство  Российской Федерации, администрация  области и т.п.). Остальные звенья  такой системы непостоянны, видоизменяемы  (например, министерства, государственные  комитеты и пр.). Они могут в  ряде случаев вообще не существовать (например, возникновение на базе  бывших министерств государственных  концернов, не являющихся государственными  органами), хотя из механизма государственного  управления они не «изымаются».  В таком же аспекте можно  квалифицировать роль, например, различного  рода структурных подразделений  исполнительных органов, их территориальных  звеньев, а также должностных  лиц. Все это — «рабочий  механизм» исполнительной власти, служащий целям лучшей ее организации  и функционирования. Аппарат исполнительной  власти помимо органов общей  компетенции включает в свой  состав также отраслевые, межотраслевые,  надзорные, территориаль­ные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.

 

 

 

 

 

 

2.1 Правительство Российской  Федерации

 

 

Новая Конституция, сохраняя известную преемственность в  законодательной регламентации  деятельности Правительства, весьма существенно  изменила его статус и место в  системе федеральных органов  власти.

 

 

Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное  Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к федеральным органам в новой Конституции не употребляется, но для организации власти это имеет практическое значение. Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяется обобщающий термин "федеральные органы исполнительной власти", без расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются.

 

 

Правительство возглавляет  и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов  исполнительной власти. Конституция  повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность. В отличие  от прежней Конституции, которая  возлагала непосредственное руководство  исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность  Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующая  Конституция исходит из самостоятельности  всех ветвей власти и подобной субординации и подчиненности не предусматривает.

 

 

В современном облике Правительства  более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства  за проведение социально - экономических  преобразований в стране, осуществление  единой государственной политики в  отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и  совместному ведению Федерации  и субъектов, входящих в ее состав (ст. 72 Конституции РФ). Важно отметить, что Основной Закон России создает реальные предпосылки к тому, чтобы Правительство стало действительно способным реализовать намеченные им программы по стабилизации экономики и нести всю полноту ответственности за свои решения и действия.

 

 

От других федеральных  органов Правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно не занимается принятием  законов, как Федеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны. Достаточно сказать, что, согласно ст. 114 Конституции, Правительство  разрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку культуры, науки, образования и здравоохранения.

 

 

Одной из основных функций  Правительства являются организация  исполнения федеральных законов, систематический  контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.

 

 

Свои полномочия Правительство  реализует, принимая постановления  и распоряжения по стратегическим и  текущим вопросам управления, а также  используя право законодательной  инициативы (ст. 104 Конституции РФ) путем  разработки и внесения в Государственную  Думу проектов законов, формирующих  необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим  расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству  осуществлять возложенные на него функции  и намеченную экономическую программу.

 

 

На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств, комитетов и  других подведомственных ему органов. В этом отношении Правительство  и федеральная система (структура) управленческих органов тесно связаны. Большинство центральных органов управления, входящих в систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении Правительства и ему подчиняются.

Информация о работе Органы исполнительной власти