Органы исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Темой моей курсовой работы является «Органы исполнительной власти в Российской Федерации». Структура курсовой работы включает в себя общую характеристику исполнительной власти, в неё входят принцип разделения властей, понятие и классификация органов исполнительной власти и механизм исполнительной власти. Большое внимание уделено организации и деятельности органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3-4



1. Общая характеристика исполнительной власти.


1.1 Принцип разделения властей…………………………………………..5-8


1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти………...9-11


1.3 Механизм исполнительной власти…………………………………....12-15


2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации.


2.1 Правительство Российской Федерации………………………………16-21


2.2 Формирование и полномочия Правительства


Российской Федерации……………………………………………………22-24


2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти……………………………………………………………………….25-27


3. Организация и деятельность органов исполнительной власти субъектов федерации.


3.1 Органы исполнительной власти субъектов федерации……………...28-30


Заключение………………………………………………………………….31-32


Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Органы исполнительной власти в Российской Федерации.docx

— 42.94 Кб (Скачать)

 

 

От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально - экономических  преобразований и наше движение вперед.

 

 

Исключив верховенство одной  власти над другой, Конституция кардинально  изменила взаимоотношения органов  законодательной и исполнительной власти, а также сам механизм контроля и подотчетности Правительства. Закрепив самостоятельность каждой из ветвей власти, Конституция вывела Правительство из своеобразного  двойного подчинения. В то же время  конституционный выбор, сделанный  в ходе референдума 12 декабря 1993 г. в  пользу сильных прерогатив Президента в государственном руководстве, не оставляет исполнительную власть бесконтрольной в ее самостоятельности.

 

 

Многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Хотя Президент  не глава исполнительной власти, он сохраняет мощные рычаги воздействия  на Правительство путем персональных назначений членов Правительства и  принятия необходимых решений, в  том числе в сфере исполнительной власти.

 

 

В организации федеральной  исполнительной власти пока отсутствует  четкое "разделение труда" между  Президентом и Правительством. Правовое положение Президента Российской Федерации  закреплено в ст. 4 Конституции РФ.

 

 

Согласно Конституции  Президент является главой государства  и в этом качестве обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной власти, принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина.

 

 

Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако он обладает определенной степенью влияния  на деятельность исполнительно-распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное подчинение некоторых  федеральных органов), так и в  косвенной (через Правительство, путем  назначения на должности или освобождение от должностей, через издание нормативных  или распорядительных актов) форме.

 

 

Основная задача, возложенная  Конституцией РФ на Президента заключается в обеспечении взаимодействия властей. В связи с этим правовое положение Президента охватывает несколько сфер. Прежде всего, он является главой государства, т.е. первым среди государственных должностных лиц, и обладает рядом особых полномочий: представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, обладает правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах, обладает правом помилования и т.д.

 

 

В то же время проведение мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Конституция возлагает  на Правительство (ст. 114 Конституции  РФ). Ряд министерств и ведомств, выполняющих упомянутые функции, находятся  одновременно в ведении Президента и Правительства. Институт двойного подчинения отдельных органов управления, как показала практика, не всегда эффективен. Подобные ведомства обычно ориентируются  в своей деятельности на более  сильного "хозяина", а другой выполняет, как правило, минимальные функции  по руководству таким подведомственным органом.

 

 

Конституционные статус и  полномочия Правительства, естественно, не охватывают всех сторон его деятельности, нуждающихся в законодательном  регулировании. Поэтому Конституция  предусматривает принятие федерального конституционного закона о Правительстве. В этом законе будут более подробно определены правовые основы и организация  его деятельности, порядок формирования и состав Правительства, отношения  с Президентом, палатами Федерального Собрания, органами исполнительной власти субъектов Федерации. Нуждаются  в законодательном закреплении  формы и способы взаимного  делегирования полномочий органами исполнительной власти (ст. 78 Конституции  РФ). В федеративном государстве  этот путь открывает широкие перспективы  для достижения оптимального сочетания  децентрализации управления с сохранением  за Центром стратегических общегосударственных  приоритетов и контроля за проведением реформы.

 

 

Конституционное положение  об осуществлении Правительством Российской Федерации исполнительной власти Российской Федерации имеет ключевое значение для определения статуса Правительства, его прерогатив, структуры, порядка  взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами.

 

 

Суть упомянутой конституционной  формулы состоит, во-первых, в том, что Правительство осуществляет - наряду с Президентом, парламентом  и судами Федерации - государственную  власть на основе принципа разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

 

 

Во-вторых, Правительство  возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Речь идет о системе, образуемой федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации  в пределах ее ведения, а также  полномочий по предмет 

 

 

В-третьих, федеральные органы исполнительной власти находятся в  ведении Правительства, за исключением  случаев обеспечения конституционных полномочий Президента Российской Федерации либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

 

 

Осуществление полномочий федеральной  государственной власти обеспечивается в соответствии с Конституцией Президентом  и Правительством на всей территории страны. Издаваемые Правительством постановления  и распоряжения обязательны к исполнению в Российской Федерации.

 

 

Состав Правительства  зависит от структуры федеральных  органов исполнительной власти, т.е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период.

 

 

Правительство Российской Федерации  возглавляет Председатель Правительства. В состав Правительства входят также  заместители Председателя Правительства, федеральные министры. Кандидатуры  на эти должности предлагаются Президенту Российской Федерации Председателем  Правительства.

 

 

Президентом может быть введена  должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, а также установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно заместителем Председателя Правительства.

 

 

В качестве постоянного органа Правительства действует его  Президиум. Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, федерального министра - Руководителя Аппарата Правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формирование и полномочия  Правительства РФ

 

 

Конституция обеспечивает Правительству  Российской Федерации большую самостоятельность  в осуществлении своих полномочий при формировании системы центральных  органов федеральной исполнительной власти и состава Правительства  Российской Федерации. Инициатива при  решении этого вопроса должна исходить от главы Правительства.

 

 

Председатель Правительства  не позднее недельного срока после  его назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных  органов исполнительной власти, что  имеет прямое отношение к последующему формированию состава Правительства.

 

 

Под структурой федеральных  органов исполнительной власти в  ст. 112 Конституции РФ понимается перечень центральных органов федеральной  исполнительной власти (центральных  органов управления), подведомственных Правительству Российской Федерации.

 

 

В ч. 2 ст. 112 Конституции РФ устанавливается также порядок формирования персонального состава Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Включение в Конституцию специальной статьи о порядке назначения и согласования с Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства связано с более сложной процедурой решения этих вопросов, а также с весьма серьезными последствиями для Государственной Думы неоднократного отклонения кандидатур на этот пост. Далее Президент Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. Этот порядок назначения на должность предопределяет и порядок образования состава Правительства Российской Федерации. Указанные полномочия Президент осуществляет на основании предложений Председателя Правительства, который подбирает кандидатов в члены Правительства, отстаивает перед Президентом свою точку зрения на их деловые качества. Таким образом, юридическая сторона этой проблемы заключается в обязательных действиях с обеих сторон. Глава Правительства вносит предложения Президенту по составу Правительства, т.е. формирует Правительство, а Президент назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства.

 

 

При обсуждении кандидатур Президент  не может не считаться с мнением  главы Правительства о лицах, которых предполагается ввести в  состав Правительства, однако последнее  слово остается за Президентом, так  как он решает вопрос о назначении на должность. Строго формально для  любого назначения требуется обязательное предложение главы Правительства.

 

 

Назначение на должность  заместителей Председателя и других членов Правительства - акт большой  политической ответственности, поскольку  на них возлагаются важнейшие  функции исполнительной власти.

 

 

 Председатель Правительства  РФ освобождается от должности  Президентом РФ в случае невозможности  исполнения Председателем Правительства  своих полномочий или по заявлению  Председателя Правительства об  отставке. Освобождение Председателя  Правительства от должности одновременно  влечет за собой отставку Правительства.

 

 

Конституция РФ определяет круг полномочий Правительства Российской Федерации:

 

 

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный  бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

 

 

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

 

 

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии;

 

 

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

 

 

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

 

 

е) осуществляет меры по обеспечению  законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью;

 

 

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами  Президента Российской Федерации (Статья 114 Конституции РФ).

 

 

Перечень полномочий Правительства, предусмотренный ст. 114 Конституции  РФ, не является исчерпывающим. Конституцией, федеральными законами, указами Президента Правительство наделено и другими  полномочиями. В качестве примера  могут быть названы право законодательной  инициативы (ст. 104 Конституции РФ), полномочия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, Законами "О таможенном тарифе", "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности". В последнем Законе содержится прямая отсылка к п. "ж" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, на основании которого Правительство осуществляет иные помимо перечисленных в Законе полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента, в области государственного управления внешнеторговой деятельностью. В целом полномочия Правительства раскрывают значение исполнительной власти в осуществлении функций Российского государства, в укреплении демократии, защите конституционных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Федеральные министерства  и иные федеральные органы  исполнительной власти

 

 

Современная система и  структура федеральных органов  исполнительной власти определена рядом  указов Президента: от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов  исполнительной власти», «О структуре  федеральных органов исполнительной власти» от 6 сентября 1996 г. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти», от 17 марта 1997 г. «О совершенствовании  структуры федеральных органов  исполнительной власти» и др.

 

 

В систему федеральных  органов исполнительной власти входят кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные  органы исполнительной власти. Их структурный  состав достаточно разнообразен и в  разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службы России, Российские агентства, федеральные надзоры России.

 

 

Министерство Российской Федерации – как и другие федеральные  органы исполнительной власти – это  самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий  функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.

 

 

Министерство Российской Федерации, по определению Указа  от 6 сентября 1996 г., - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере  деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти.»  Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера.

 

 

Правительство назначает  и освобождает от должности заместителей федеральных министров, кроме того, оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств.

 

 

Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены  для выполнения межведомственных или  надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.

Информация о работе Органы исполнительной власти