Основы финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:54, реферат

Описание работы

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития. Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.

Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Содержание

1. Основные понятия финансового права.

Система финансового права

Субъект финансового правоотношения

Объект государственного финансового контроля

Финансовый контроль

Финансовые отношения

2. Бюджетное право РК.

Бюджетное право и методы его регулирования

Процесс бюджетного планирования

Бюджетная система РК

3. Система и виды налогов в РК.

Работа содержит 1 файл

основы финансового права.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

     Как одно из направлений бюджетной деятельности, бюджетный контроль представляет собой  деятельность уполномоченных на то государственных  органов (органов бюджетного контроля) по проверке соблюдения порядка формирования и распределения бюджетов, а также законности и целесообразности использования бюджетных средств их получателями.

     В зависимости  от осуществляющих его органов бюджетный  контроль можно подразделить на три  вида:

1) бюджетный контроль, осуществляемый представительными  органами;

2) бюджетный контроль, осуществляемый исполнительными  органами общей компетенции; 

3) контроль, осуществляемый  специализированными органами бюджетного  контроля.

     Основными методами бюджетного контроля являются:

1) рассмотрение проекта  бюджета и проверка обоснованности  заложенных в него показателей; 

2) установление системы  отчетности об исполнении бюджетов  и рассмотрении этих отчетов; 

3) проверка использования  выделенных бюджетных средств на предмет законности бюджета, соблюдение целевой направленности, эффективности и рациональности;

4) проверка хода  исполнения бюджета; 

5) рассмотрение и  утверждение отчетов об исполнении  бюджетов как осуществление стадий  бюджетного планирования.

     В целях  осуществления контроля за исполнением  бюджета установлена целая система  государственной отчетности. Получатели бюджетных средств представляют отчеты об их использовании в соответствующие  финансовые органы, а также в вышестоящие  органы управления.

     В зависимости  от времени своего осуществления  бюджетный контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

     В материальном смысле бюджет — это государственный  денежный фонд. 
 

Бюджетная система РК

     Бюджетную систему РК составляют совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отношений.

     Бюджетный процесс- это регламентированная бюджетным  законодательством РК деятельность по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюджетного учета и отчетности, государственному финансовому контролю, а также по планированию и использованию связанных грантов.

     Бюджетные отношения — это отношения, возникающие  в бюджетном процессе.

     Существуют  государственный и местный бюджет. Государственный бюджет - сводный бюджет, объединяющий республиканский и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению. Бюджет государства состоит из бюджетных средств, т.е. это деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме. Местный бюджет — областной бюджета бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).

     В зависимости  от процедуры поправки бюджет бывает скорректированный, утвержденный и  уточненный. Скорректированный бюджет _ утвержденный или уточненный бюджет с учетом изменений и дополнений, внесенных Правительством РК или  местными исполнительными органами, без уточнения соответственно в Парламенте РК или маслихате.

     Утвержденный  бюджет — бюджет на соответствующий  финансовый год, утвержденный Парламентом  РК или соответствующим маслихатом;

     Уточненный  бюджет — утвержденный бюджет на соответствующий финансовый год с учетом изменений и дополнений, принятых Парламентом РК или соответствующим маслихатом в ходе его исполнения.

     В Республике Казахстан существуют следующие  уровни бюджета:

1) республиканский  бюджет;

2) областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы;

3) бюджет района (города  областного значения)

4) в случаях, установленных  БК РК, может разрабатываться,  утверждаться и исполняться чрезвычайный  государственный бюджет.  
 

     Структура бюджета состоит из следующих разделов:

1) доходы: налоговые  поступления; неналоговые поступления;  поступления от продажи основного  капитала; поступления официальных  трансфертов; 

2) затраты; 

3) операционное сальдо;

4) чистое бюджетное  кредитование: бюджетные кредиты;  погашение бюджетных кредитов;

5) сальдо по операциям  с финансовыми активами: приобретение  финансовых активов; поступления  от продажи финансовых активов  государства; 

 6) дефицит (профицит) бюджета;

7) финансирование  дефицита (использование профицита)  бюджета: поступление займов; погашение займов; движение остатков бюджетных средств. 
 

Налоги  и их виды

     Налог - обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоги -один из главных источников дохода государственного бюджета. Основная функция налогов фискальная, т.к. с их помощью создаются материальные условия действия государства. Регулирующая функция: налоги стимулируют или сдерживают темпы развития экономики. Согласно п. 17 ст. 10 Налогового кодекса РК налоги - это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые вопределенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

     Виды  налогов. Налоги можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямой налог - это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т. е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества. Примером таких налогов выступает подоходный налог, в результате уплаты которого налогоплательщик лишается части своего дохода.

     Косвенный налог — это налог, где его  субъект перекладывает его бремя  на другое лицо, выступающее фактическим  его плательщиком (носителем налога). Примером такого налога выступают налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Хотя юридическим плательщиком этих налогов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются покупателем товара, поскольку суммы налога включаются в цену этого товара, оплачиваемого покупателем. Иначе говоря сумма налога переносится налогоплательщиком на другое лицо.

     В соответствии с НК РК налоги, действующие на территории Казахстана, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам  относятся НДС и акцизы. Другие относятся к прямым.

     Согласно  ст. 60 НК РК установлены следующие  виды налогов: 1) корпоративный подоходный налог; 2) индивидуальный подоходный налог; 3) налог на добавленную стоимость; 4) акцизы; 5) налоги и специальные  платежи недропользователей; 6) социальный налог; 7) земельный налог; 8) налог на транспортные средства; 9) налог на имущество.

     Кроме того, в ст. 61 НК РК установлены следующие  виды сборов: 1) сбор за государственную  регистрацию юридических лиц; 2) сбор за государственную регистрацию  индивидуальных предпринимателей; 3) сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и др. 
 
 
 
 

Информация о работе Основы финансового права