Пенсионный фонд. Общая характеристика бюджетов Фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:27, реферат

Описание работы

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Цель этой работы – осветить современное состояние бюджетов внебюджетного социального фонда, а именно пенсионного фонда.

Содержание

Введение 3
1. Пенсионный фонд как звено бюджетной системы РФ 4
1.1. Основные положения 4
2. Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ
2.1. Формирование средств Пенсионного Фонда РФ 6
2.2. Расходы Пенсионного Фонда 9
2.3. Отмена ЕСН 10
3. Роль Пенсионного фонда РФ в социально-экономическом
развитии РФ 14

Заключение 19
Список использованных источников 21

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 40.97 Кб (Скачать)

 

2.3. Отмена ЕСН

С 1 января 2010 года единый социальный налог отменен. Начиная с этой даты на выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц организации  должны начислять взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование.

Обязательства по ЕСН, возникшие до 2010 года, исполняются в порядке, который  был установлен главой 24 Налогового кодекса РФ.

Установленные тарифы страховых взносов  применяются до тех пор, пока выплаты  по каждому сотруднику (нарастающим  итогом с начала года) не превысят 415 000 руб. Такой порядок предусмотрен частью 4 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В 2010 году при расчете взносов  на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужно  учитывать, что для различных  категорий организаций установлены  разные тарифы страховых взносов. В  частности, разные тарифы должны использовать:

– организации, применяющие общую  систему налогообложения;

– организации, применяющие упрощенку  или ЕНВД;

– организации, применяющие ЕСХН;

– организации, которые производят выплаты инвалидам I, II и III групп (независимо от применяемой системы налогообложения)

Раньше, когда организации, применявшие  общую систему налогообложения, начисляли ЕСН, выплаты в пользу инвалидов подпадали под льготу. Чтобы подтвердить право на применение этой льготы, организации должны были иметь справки, выданные работающим в них инвалидам по результатам  проведения медико-социальной экспертизы. Такие разъяснения содержались, в частности, в письмах Минфина России от 30 октября 2008 г. № 03-04-06-02/118, от 27 декабря 2006 г. № 03-05-02-04/189.

Сейчас, несмотря на то, что причины  для признания инвалидами детей  и взрослых одинаковы, пониженными  тарифами при расчете страховых  взносов можно воспользоваться  только в отношении сотрудников, которым присвоена та или иная группа инвалидности. Следовательно, на выплаты несовершеннолетнему инвалиду страховые взносы начисляются по тем тарифам, которые применяются  при начислении взносов остальным  сотрудникам.

Список выплат, не подлежащих обложению  страховыми взносами, аналогичен прежнему перечню не облагаемых единым социальным налогом перечислений. Но из него исключены:

- компенсации за неиспользованный  отпуск при увольнении;

- денежные выплаты за тяжелые,  вредные и опасные условия  труда, кроме компенсаций за  молоко или другие равноценные  продукты;

- выплаты в иностранной валюте  взамен суточных членам экипажей  морских и воздушных судов,  выполняющих заграничные рейсы. 

А вот материальная помощь работникам при рождении (усыновлении) ими ребенка  не будет облагаться взносами, если она выплачена в течение года после такого события и в сумме, не превышающей 50000 руб. Любая другая материальная помощь не будет облагаться взносами, если она не превышает 4000 руб. в год.

Появилась новая форма отчета по страховым взносам в ПФР. Сдача  индивидуальных сведений по работникам в ПФР - теперь дважды в год - за 1-ое полугодие и за год.

Согласно федеральному закону, на бесконтактный способ передачи информации в Пенсионный фонд с 2010 года переходят  работодатели с численностью персонала  более 100 человек. С 2011 года эта норма  начнет действовать для предприятий, численность работников которых 50 и  более.

С 2010 года в связи с переходом  на уплату страховых взносов организации  представляют отчетные формы по двум адресам: в ПФР и ФСС. Это обусловлено тем, что Федеральным законом № 212 ФЗ администрирование взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование возложено на ПФР, а на обязательное социальное страхование – на ФСС. Соответственно появились новые КБК и расчетные счета, куда перечислять взносы. Размер отчислений в ПФР изменился почти для всех - 20% (кроме работающих инвалидов; работающих у ИП)

Многие считают, что замена единого  налога на страховые выплаты, прежде всего, приведет к увеличению административной нагрузки на бизнес, потому что помимо налоговиков появляется два новых  контролера в лице Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). Кроме того, с 2011 года размер выплат увеличится с 26% до 34% от зарплаты работника, а для малого бизнеса — с 14% до 34%. Соответственно, работодатели будут  сокращать издержки на фонд оплаты труда. Как они это станут делать, зависит от бизнеса. Банкиры собираются снижать зарплаты, а малые предприниматели  даже не скрывают, что вернутся к  конвертным схемам, благо память о  них сохранилась.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В отличие от единого социального  налога, страховые взносы нужно начислять  и уплачивать отдельно в каждый внебюджетный фонд. В общей сложности бухгалтеру нужно оформить четыре платежных  поручения: в ПФР, в ФСС, в ФФОМС  и в ТФОМС, и указать в каждом соответствующий счет федерального казначейства [8,9]. 

3. Роль Пенсионного фонда РФ в социально-экономическом развитии РФ

пенсионный фонд федеральный бюджет

Значение Пенсионного фонда  в экономике Российской Федерации  Пенсионный фонд имеет огромное влияние  на экономику страны, так как главной  целью его является - обеспечить заработанный человеком уровень  жизненных благ путем перераспределения  средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим  трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный  уровень в будущем. Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату  ежемесячных пособий, пенсий людям  которые в силу определенных обстоятельств  не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так  средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий  для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение. Для  рядового гражданина страны процедура  макроэкономического планирования и формирования сбалансированного  бюджета кажется весьма далекой  от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая  жизнь любого серьезного финансового  учреждения, а тем более столь  сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно  зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры. Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых  для финансирования выплат государственных  пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как, начиная с 1995 года, доходов Пенсионного  фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его  расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Среднемесячная задолженность  фонда на выплаты пенсий в начале 1999 года превысила 5 миллиардов рублей. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами, и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

Связь ПФ РФ с другими внебюджетными  фондами Внебюджетные фонды в  финансовой системе России созданы  в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" ( от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними. На практике такие связи можно заметить даже на таком примере - в направлениях расходов за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из Пенсионного фонда и Фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Пенсии и пособия выплачиваются как за счет средств Пенсионного фонда, так и за счет средств Фонда социального страхования.

Изначально основной функцией Пенсионного  фонда России был сбор страховых  взносов на финансирование выплаты  пенсий по старости, инвалидности и  по случаю потери кормильца. Однако ещё  в 1992 году в ряде регионов страны был  начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату  государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный  закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых  взносов была закреплена Федеральным  законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым  определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции  ПФР и внес изменения в порядок  возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в  частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой  и накопительной. При этом базовая  часть финансируется за счет средств  федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц  на финансирование страховой части  трудовой пенсии, накопительная –  за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц  на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные  гражданами, или негосударственные  пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются  социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также  возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение  государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С  этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена  дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК  будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон  не предусматривает возможность  распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи  с неблагоприятной экономической  ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам  с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР  была проведена вся необходимая  организационная работа и практически  сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

С 2010 года — администрирование  страховых средств, поступающих  по обязательному пенсионному страхованию  и обязательному медицинскому страхованию;

С 2010 года — установление федеральной  социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного  дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Одно из дальнейших направлений  работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к  тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации [6].

Заключение

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно  затрагивает интересы нетрудоспособного  населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения.

Информация о работе Пенсионный фонд. Общая характеристика бюджетов Фонда