Пенсия по потере кормильца

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:20, реферат

Описание работы

Пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств ПФР нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.

Содержание

Введение
1.1. Пенсионное обеспечение: понятия, виды
1.2. Пенсия по случаю потери кормильца. Условия назначения.
1.3. Технология начисления, размер.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

пенсия по потере кормильца.doc

— 194.89 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

1.1. Пенсионное обеспечение: понятия, виды

1.2. Пенсия по случаю потери кормильца. Условия назначения.

1.3. Технология начисления, размер.

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Россия стремится выстроить пенсионную систему, опираясь на опыт других стран. В 2002 году в России была предпринята масштабная пенсионная реформа, цель которой повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.

Новое пенсионное законодательство было разработано и практически в полном объеме введено в действие в 2002-2003 годах. Трудовая пенсия в Российской Федерации с 2002 года состоит из трех частей: базовая, страховая и накопительная. За счет введения накопительного элемента, пенсионная реформа должна была способствовать формированию долгосрочного инвестиционного потенциала для реального сектора экономики, развитию финансовых рынков, а также повышению уровня пенсионной культуры граждан и их ответственности за свое благосостояние в старости.

Проводимая государством пенсионная реформа относится не ко всем категориям российских граждан. Все население России делится на две группы, и задачи государства в отношении этих групп различны.

Первая группа – нынешние пенсионеры. Они уже никак не могут повлиять на размер своей пенсии. Поэтому повышение уровня их жизни, является важнейшей задачей государства.

Вторая группа – работающие граждане.

В процессе проведения пенсионной реформы государство должно решить следующие задачи:

– обеспечить гарантированный минимальный уровень пенсионного обеспечения для любого гражданина России независимо от уровня его доходов;

– создать условия для формирования населением достаточных пенсионных накоплений, как путем введения обязательных платежей, так и с помощью развития самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы.

Для этих целей в 2002 году всем гражданам моложе 1952 года (мужчины) и 1956 года (женщины) были открыты персональные накопительные счета. Но с 2005 года правительство внесло изменения в реформу. Накопительные счета у граждан старше 1967 года рождения перестали пополняться. Таким образом, у мужчин 1952-1966 года рождения и женщин 1956-1966 года рождения пенсионные накопления сформировались лишь за период 2002-2004 года.
Практическая реализация пенсионной реформы сталкивается со значительными трудностями. Основная из них – реальные страховые механизмы финансирования пенсий так и не заработали.

Во-первых, материальное положение российских пенсионеров улучшается слишком медленно и не соответствует представлениям о достойной старости. Борьба с бедностью среди пенсионеров проводится единственно возможным путем – увеличением базовой части трудовой пенсии (единственная часть трудовой пенсии, размер которой зависит от правительственных решений) и финансируется за счет текущих бюджетных поступлений.

Во-вторых, финансовое состояние Пенсионного фонда России характеризуется все возрастающим дефицитом, который пока покрывается за счет государственного бюджета. Это фактически означает, что дополнительные расходы пенсионной системы покрываются за счет других налоговых поступлений – сегодняшние работники платят пенсии сегодняшним пенсионерам. Таким образом, с течением времени постреформенная пенсионная система откатывается все дальше к своим историческим проблемам.

Помимо проблем, связанных с отходом от страховых принципов, необходимо отметить следующие трудности в проведении пенсионной реформы.

Население по-прежнему очень плохо информировано о целях и принципах пенсионной реформы, о своих возможностях в новой системе пенсионного обеспечения – как в отношении накопительной части трудовой пенсии, так и в отношении добровольного пенсионного обеспечения.

И, наконец, достаточно часто со стороны государственных органов звучат предложения о полном или частичном демонтаже накопительного компонента в рамках системы трудовых пенсий. Подобные меры означали бы отход от накопительных принципов в пенсионной реформе и постепенный возврат к уравнительной модели пенсионного обеспечения, а также снижение финансовой устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе. Кроме того, постоянные изменения государством «правил игры» при проведении пенсионной реформы подрывают доверие населения к ней.


1.1 Пенсионное обеспечение: понятия, виды

 

Пенсионная система как правовое понятие – комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений. Первая группа – это отношение по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачивается пенсии, и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании. Вторая группа – отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. Третья группа - отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения (предмет административного права). В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм – пенсионное право – занимает центральное место.

Пенсия - это ежемесячная выплата, которая назначается лицу пожизненно либо на длительный срок в связи с наступлением определенных обстоятельств и в тех размерах, которые соизмеримы с его прошлым заработком.

Общие вопросы установления, назначения и выплаты пенсий в настоящее время регулируются следующими базовыми нормативными актами:

      Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

      Федеральный Закон « О трудовых пенсиях в РФ».

      Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

В соответствии с указанными законами пенсии подразделяются в зависимости от основания возникновения на них права на:

- трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (ст. 2, ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации");

- пенсии по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячные денежные выплаты, право на получение, которых определяется в соответствии с условиями и нормативными, установленными Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», и которые предоставляются гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленным законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленным законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию (ст. 2, ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации")

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют (ст. 4, ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"):

1) федеральные государственные гражданские служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) граждане из числа космонавтов;

7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;

8) нетрудоспособные граждане.

Таким образом, общим признаком трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению является предоставление их гражданам в целях компенсации им заработной платы или иного дохода при наличии у них определенного стажа.

Кроме того, трудовые пенсии делятся на следующие виды в зависимости от обстоятельств, наступление которых дает право на пенсию (достижение соответствующего возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца либо определенная длительность профессиональной деятельности):

 

- трудовые пенсии по старости (по возрасту)

1) страховая часть;

2) накопительная часть (ст. 5, ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации");

- трудовые пенсии по инвалидности;

- трудовые пенсии по случаю потери кормильца.

В свою очередь пенсии по государственному пенсионному обеспечению по тому же основанию подразделяются на:

- пенсии за выслугу лет;

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

- социальные пенсии.

Из всего вышесказанного следует, что пенсионное обеспечение – регулируемая законом совокупность общественных отношений по материальному обеспечению граждан пенсиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Пенсия по случаю потери кормильца. Условия назначения.

 

 

Пенсия по случаю потери кормильца – это денежная ежемесячная выплата, осуществляемая из Пенсионного фонда РФ, и назначается в случае смерти (безвозмездного отсутствия) кормильца нетрудоспособным членам семьи, состоявшим на его иждивении.

Под потерей кормильца законодатель понимает его смерть или безвестное отсутствие, которые удостоверяются свидетельством о смерти, выданным органом ЗАГСа, а также решением суда об объявлении лица, являющегося кормильцем, умершим либо о признании его безвестного отсутствующим.

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца не имеет значения продолжительность страхового стажа кормильца, а также причина и время наступления его смерти.

Исключение составляют случаи, когда у умершего кормильца страховой стаж полностью отсутствует, а также, если его смерть наступила вследствие совершения им умышленного уголовного наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке. В этих случаях назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца, предъявляемые к членам семьи кормильца, заключаются в следующем (Ст. 9 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"):

- нетрудоспособность – определенное состояние здоровья, вызванное заболеванием или увечьем, при котором работник не имеет возможности выполнять свои трудовые функции либо не способен к трудовой деятельности.

- нахождение на иждивении, т.е. нахождение на полном содержании кормильца или получение от него постоянным и основным источником средств  к существованию. При этом иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

- дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

-один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигших 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;

Информация о работе Пенсия по потере кормильца