Политические права граждан в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена различным политическим правам. Более подробно будут рассмотрены виды политических прав в Республике Беларусь и гарантии их обеспечения в Республике Беларусь. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.
Институт прав и свобод является центральным и в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового понимания свободы.

Содержание

Введение...………………………………...…………………………………3

1. Понятие политических прав и свобод, их особенности…………….. 4
2. Характеристика политических прав и свобод граждан Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством…..…................7
3. Гарантии обеспечения политических прав и свобод в Республике Беларусь…...………………………………………………………………….....19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемой литературы………………...............................................23

Работа содержит 1 файл

kyrsovaya_po_pravy.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

    В соответствии с юридическим  содержанием политических прав  и свобод граждане вправе требовать  от государства исполнения обязанностей, закрепленных в Конституции. Однако  в Республике Беларусь отсутствует  цельный правовой механизм, регулирующий  процессуальную форму реализации политических прав и свобод. А это весьма важно для расширения форм реализации власти народом. Использование разрешительного порядка проведения митингов, собраний, шествий и т. д. не дает возможности личности реализовать в полной мере свои конституционные права, приводит к необоснованному расширению оснований для безосновательного отказа в их проведении, что может в конечном счете привести к падению социальной активности граждан, отчуждению их от политических институтов.

    В то же время государство должно ограничивать проведение массовых мероприятий, призывающих общество к анархии, нарушению общественного порядка. В этом вопросе государственными органами должен соблюдаться принцип законности, дополненный тактичностью, гибкостью и т. д. Здесь нужно более четкое законодательство, определяющее границы проявления свобод участниками массовых мероприятий.

    Правовую основу государственной службы в Республике Беларусь составляют  Конституция  Республики Беларусь, настоящий Закон и иные законодательные акты. На  отношения,  связанные  с  государственной  службой,   не урегулированные  настоящим  Законом и иными актами законодательства, распространяется  действие  норм  трудового,  пенсионного  и   иного законодательства.

        Гарантии политических прав и свобод:

  • Государство  обеспечивает сохранение  и защиту  прав и законных интересов  общественных  объединений. Государство  может оказывать  в установленном законодательством порядке  помощь   общественным  объединениям  в   осуществлении  ими уставной деятельности. Законодательство об  общественных   объединениях  состоит  из Конституции  Республики  Беларусь,  настоящего  Закона  и иных актов законодательства Республики Беларусь.     Защита  прав  и  законных  интересов  общественных  объединений осуществляется  в  судебном  порядке,  если  иное  не  предусмотрено законодательными актами. Надзор  за соответствием  деятельности общественных объединений Конституции  Республики  Беларусь   и  законам  Республики  Беларусь осуществляют Генеральный прокурор  Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры. Контроль за соответствием деятельности общественных объединений их   уставам   осуществляют    органы,   зарегистрировавшие   данные объединения.
  • Государство  гарантирует   также защиту  прав  и  законных  интересов политических партий,  создание  условий  для  выполнения  ими  своих уставных  целей   и   задач,   в   том   числе   путем   пользования государственными средствами массовой информации. Законодательство о  политических партиях состоит из Конституции Республики   Беларусь,    настоящего   Закона    и   других    актов законодательства Республики Беларусь. Надзор  за   соответствием  деятельности   политических  партий Конституции  Республики   Беларусь  и  законам  Республики  Беларусь осуществляют Генеральный  прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры. Контроль  за  соответствием  деятельности  политических  партий Конституции Республики  Беларусь, действующему законодательству и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.
  • «Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.»26 Гарантированная Конституцией свобода их проведения может быть ограничена, но лишь «в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц»27 (часть первая ст. 23 Конституции).
  • Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами (ст. 37 Конституции). Участие граждан в управлении делами своего государства является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. Проведение референдумов и народных обсуждений регулируется соответственно Избирательным кодексом Республики Беларусь (ранее Законом «О народном голосовании (референдуме)», а  также Законом от 2 февраля 1988 года «О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни Республики Беларусь».

    Гражданам Республики Беларусь в количестве не менее 50 тыс. человек впервые предоставлено право законодательной инициативы (ст. 99 Конституции).

  • Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 39 Конституции) – важное средство осуществления и охраны прав личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин может обратиться в государственные органы с жалобой заявлением. Рассмотрение обращений граждан гарантируется, что нашло закрепление в Законе об основах службы в государственном аппарате, законах о прокуратуре, милиции, о судоустройстве и статусе судей и других нормативных актах государства. 
  • Статья 34 гарантирует «право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды»28. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
  • Право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, свободного, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст. 38 Конституции) —    конституционное право, которое подробно регламентируется в законах о выборах в представительные органы государства.

    Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет Конституция.

   Для конституционных прав, свобод и обязанностей, которые рассматриваются в качестве основных (фундаментальных), характерна их наивысшая юридическая сила, повышенная защита. Они в силу их фундаментальности являются базой для всей системы прав и свобод. Права человека гарантированы каждому, находящемуся на территории государства, они едины на всей территории.

    Государственные органы, общественные объединения, должностные  лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

    Заключение

    При подготовке курсовой  работы использовалась имеющаяся  научная и учебная литература  по политическим правам. Вопросы курсовой работы рассмотрены с учетом прогрессивных форм и методов практической деятельности специалистов в современных условиях.      

    В данной курсовой  я попыталась рассмотреть реализацию  политических прав и свобод  граждан, которая неизбежно возникает в процессе жизнедеятельности правового общества. Надо сказать, что государство не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Я считаю, что, если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и, в конце концов, погибнет. Составляя приоритет демократического государственного и правового порядка, политические права и свободы человека не только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий, происходящих в мире.

    Беларусь сегодня является частью мирового сообщества. Она признает Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года, Устав ООН, Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, участвует в договоренностях в рамках ОБСЕ, многих международных конвенциях.

    Подводя итог, следует отметить, что Беларусь сегодня считается правовым государством, хотя в реальности права и свободы человека еще не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека – задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно только благодаря усилиям всего общества в течение многих лет, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции Беларуси не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Беларусь имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

    Как показывает история, каждому поколению необходимо защищать права личности, а человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для обеспечения и защиты прав и свобод человека, поэтому необходим баланс между заботой общества о человеке и его собственной ответственностью за себя, между свободой и справедливостью.  

    Подавляющая часть перечисленных в Конституции основных прав и свобод представляет собой не простую совокупность, а определенную научную, глубоко продуманную систему, имеющую логические основания. Систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция в их последовательном расположении.               

Список используемой литературы:

 

  1. Абрамович   А.М. Правовой  статус  советского  гражданина. Мн.,  1988.  С. 5; Кучинский  В.А. Основные  права  и  обязанности  граждан Белорусской ССР, Мн., 1978.
  2. Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003.
  3. Визер Б. Право человека на информацию в Австрии // Государство и право. 1992. № 4.
  4. Головко А.А. Концепция прав человека в новой Конституции Республики Беларусь // Правовое государство: Ежегодник научных трудов. Институт государства и права АНУ. Киев, 1995. Вып. 6.
  5. Головко А.А. Проблемы взаимодействия демократии и суверенитета // Право и демократия. Выпуск 7. Мн., 1995.
  6. Головко А.А., Человек, личность, гражданин. – Мн., «Беларусь», 1982.
  7. Денисов Н.И. Права человека и действия граждан // Международная научно-практическая конференция «Философия социального действия и перспективы демократии»: Тезисы докладов. Мн., 1994.
  8. Законы Республики Беларусь.
  9. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. М., 1995.
  10. Конституционное право. Энциклопедический словарь под редакцией С.А. Авакьяна, М., 2000.
  11. Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002.
  12. Кунцевич К.Н., Конституционное право Республики Беларусь, Могилев, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 сентября 2003г.  

1 Абрамович А.М. Правовой статус советского гражданина. Мн., 1988. Стр. 5; Кучинский В.А. Основные права и обязанности граждан Белорусской ССР. Мн., 1978. Стр. 23. 

2 Конституционное право. Энциклопедический словарь под редакцией С.А. Авакьяна, М., 2000. Стр. 426

3 Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. М., 1995. Стр. 183.

4 Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002. Стр. 36

5 Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003. Стр. 361

6 Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003. Стр. 362

7 Головко А. А. Проблемы взаимодействия демократии и суверенитета // Право и демократия. Выпуск 7. Мн., 1995. Стр. 45

8 Кунцевич К.Н., Конституционное право Республики Беларусь, Могилев, 2002. Стр. 41-42

9 Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002, Часть первая. Стр. 23

10 Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003. Стр. 364-365

11 Головко А. А. Концепция прав человека в новой Конституции Республики Беларусь // Правовое государство: Ежегодник научных трудов. Институт государства и права АНУ. Киев, 1995. Вып. 6. Стр. 28

12 Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002. Стр. 33

13 Визер Б. Право человека на информацию в Австрии // Государство и право. 1992. № 4. Стр. 112

14 Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003. Стр.366

15 Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002. Стр 65

16 Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003. Стр. 358

17 Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003. Стр. 357

18 Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003г. Стр. 27, пункт 3.

19 Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003. Стр. 36, пункты 2, 3.

20 Конституция  Республики Беларусь, Мн., 2002. Стр. 61

21 Конституционное право. Энциклопедический словарь под редакцией С.А. Авакьяна, М., 2000. Стр. 468

22 Конституционное право. Энциклопедический словарь под редакцией С.А. Авакьяна, М., 2000. Стр. 225

23 Конституционное право. Энциклопедический словарь под редакцией С.А. Авакьяна, М., 2000. Стр.207

24 Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003. Стр. 360

25 Денисов Н.И. Права человека и действия граждан // Международная научно-практическая конференция «Философия социального действия и перспективы демократии»: Тезисы докладов. Мн., 1994. Стр. 6. 

26 Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002. Стр. 35

27 Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002, Часть первая. Стр. 23

28 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Указ. соч. Стр. 75




Информация о работе Политические права граждан в Республике Беларусь