Понятие финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 02:49, курсовая работа

Описание работы

Выбранная мною тема на данный момент актуальна, её актуальность обусловлена бурным процессом формирования нового по своему содержанию финансового права. Долгие годы среди других отраслей права и юридических наук оно занимало весьма скромное место, не вызывало большого интереса как предмет изучения и научных исследований. Законы как источник финансового права были немногочисленны, вместо них действовали в основном правительственные постановления и инструкции центральных финансово-кредитных органов. Длительное время в пределах всего Союза ССР насчитывалось всего лишь 4—5 докторов юридических наук по этой специальности, что ничтожно мало. Нечастыми были и защиты кандидатских диссертаций в этой области юриспруденции. ………………………18
§ 5. Система и источники финансового права………………………………....24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список нормативно-правовых актов, литературы…………………………….33

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3
Глава 1. Финансы и финансовая система РФ
§ 1. Понятие и роль финансов…………………………………………………5
§ 2. Структура финансов РФ………………………………………………….....9
Глава 2. Финансовое право в системе российского права
§ 3. Финансовое право как наука и учебная дисциплина……………………..16
§ 4. Предмет и понятие финансового права……………………………………18
§ 5. Система и источники финансового права………………………………....24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список нормативно-правовых актов, литературы…………………………….33

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 63.01 Кб (Скачать)

Однако в связи с  недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования их в рамках фондов проведено включение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Первоначально они были преобразованы в бюджетные целевые фонды, впоследствии же упразднены (в связи с чем средства фондов вошли в общие суммы доходов и расходов бюджета). Такой путь прошли, например, дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с преступностью и др.

Финансы предприятий —  исходное звено, основа всей финансовой системы, поскольку они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальным доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении — это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для развития производства и социальных нужд его работников. Финансы предприятий органически связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, что создает возможности их действенного влияния на данные процессы, обеспечивая эффективность производства. Кризисные условия экономики такие возможности резко ограничивают или использование их затрудняют.

Особое место занимают финансы совместных предприятий, создаваемые на основе сотрудничества и объединения средств отечественных и иностранных хозяйственных организаций. Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоряжении партнеров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны. Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других хозяйствующих субъектов, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе. Страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.). Различают следующие формы страхования:

а) имущественное и личное;

б) социальное;

в) медицинское.

По методам проведения они могут быть обязательными  и добровольными.

В связи с переходом  к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства. Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему содержанию и кругу участников.

Различают две формы кредита:

а) государственный и муниципальный;

б) банковский.

Под государственным кредитом принято понимать прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг5. Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Законодательство предусматривает возможность использования этих средств для финансирования бюджетного дефицита. Государственный долг может быть внутренним (порядок образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита. Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т.д.. Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит. На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во временное пользование.

Банковский кредит — это  отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях — бюджетные и иные ресурсы. В условиях перехода к рыночной экономике сфера, круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширились. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности. Однако обострение системного кризиса экономики России в 1998 г. проявилось, в частности, в параличе банковской системы и сокращении числа банков, что вызвало принятие мер по усилению роли государственного регулирования деятельности банков, направленных на их оздоровление. Они стали составной частью мер по стабилизации социально-экономического положения в стране, включая меры по оздоровлению государственных финансов в целом. В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, то есть используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции.

Россия вступает в сфере  финансов в разнообразные международные связи, которые вместе с тем оказывают воздействие на состояние и возможности использования ее финансовой системы для решения внутренних вопросов. Это финансовые отношения со странами СНГ, развивающиеся после распада Союза ССР, а также с другими зарубежными государствами. Они осуществляются на основе соответствующих договоров и соглашений и являются предметом международного финансового права. Российское государство и муниципальные образования в связи с использованием для выполнения своих задач финансовой системы осуществляют в лице своих органов соответствующую — финансовую деятельность. Возникающие в процессе этой деятельности финансовые общественные отношения регулируются нормами особой отрасли права, а именно — финансового права. В результате этого финансовая система приводится в действие. Следовательно, от уровня (качества) правовых норм и правоприменительной деятельности в данной сфере зависит эффективность действия финансовой системы и реализация социально-экономических программ страны. Это обусловливает необходимость глубокого изучения финансового права

 

Глава 2. Финансовое право в системе российского права

§ 3. Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Наряду с другими аспектами  исследования финансовое право можно  рассматривать и как отрасль  учебной науки. Наука финансового  права представляет собой совокупность теоретических понятий, толкований и представлений о действующем  финансовое право, его предмет и  метод, правовые подотрасли и институты, входящие в его состав. Предметом  финансового права как науки  является его гносеология, а также  осмысления и исследования проблем  и перспектив совершенствования  этой отрасли1.

Финансовое право как  отрасль права материализуется  в финансово-правовых нормах, принципах, методах; наука финансового права  материализуется в обобщениях, оценках, выводах, концепциях, новых понятиях и категориях; в теориях и доктринах, которые отражаются в статьях, монографиях, учебных пособиях и учебниках по финансовому праву.

Как и любая другая наука, наука финансового права имеет  присущие только ей предмет исследования и понятийно-категорийный аппарат, собственное содержание. С другой стороны, она является частью юридической  науки в целом. Предметом науки  финансового права выступает  вся совокупность знаний о финансовом праве и финансовую деятельность государства, хотя такие знания являются разнородными.

Как одна из учебных наук, наука финансового права изучает  историю финансового законодательства, разрабатывает научные рекомендации касается его совершенствования. Задачами науки финансового права является также изучение финансового законодательства других государств, осуществление сравнительного анализа и использования положительного опыта для совершенствования  практики обновление финансово-правовых актов, тем более, что сейчас на повестке дня в сфере финансовой деятельности государства остается реформирование налогового законодательства и законодательства об отношениях в сфере государственного кредита.

Финансовому праву как  науке присущ ряд особенностей. Это  общественная наука, соответственно она  подпадает под различные деформации и политическое давление, особенно в сфере исследования практического  опыта правоприменительной деятельности органов управления в сфере финансов. Наука финансового права как  учебная наука исследует целый  ряд финансовых явлений и понятий, которые по своей природе является предметом исследования экономики  и финансов.

Наука финансового права  — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов  ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь, теории права и государства6.

§4. Предмет и понятие финансового права

Финансовое право - это  совокупность устанавливаемых и  охраняемых государственной властью  юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования  денежных фондов государства, необходимых  для осуществления задач социально-экономического развития страны.

Финансовое право подразделяется на общую и особенные части7.

В условиях возникновения  рыночных отношений государство  при управлении обществом активно  использует такие экономические  рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.

Поэтому изучение дисциплины "Финансовое право" начинается с  освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.

В экономической и правовой литературе понятие "финансы" рассматривается  в двух аспекта: как совокупность экономических отношений, возникающих  в процессе создания, распределения  и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству  для выполнения своих задач и  функций; как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения  и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим  инструментом распределения валового общественного продукта и национального  дохода. Они являются средством контроля над производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Предметом финансового права  как науки является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Эта наука  представляет собой систему специфических  знаний о финансовом праве, имеющую  достаточную степень единства, систематизации и обобщения. Выделяют три составные  части этих знаний.

Во-первых, эти знания воплощаются  в форме финансово-правовых категорий. Финансовое право как наука характеризуется  тем, что ее содержание – это система  связанных и скоординированных  основных понятий: “государственные финансы’, “финансовая деятельность государства“, “финансовые акты“, “финансово-правовые нормы“, “бюджет“, “налоговая система“, “банковская система“. Все другие категории и понятия представляют собой конкретизацию и развертывание  основных категорий.

Информация о работе Понятие финансового права