Понятие финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 02:49, курсовая работа

Описание работы

Выбранная мною тема на данный момент актуальна, её актуальность обусловлена бурным процессом формирования нового по своему содержанию финансового права. Долгие годы среди других отраслей права и юридических наук оно занимало весьма скромное место, не вызывало большого интереса как предмет изучения и научных исследований. Законы как источник финансового права были немногочисленны, вместо них действовали в основном правительственные постановления и инструкции центральных финансово-кредитных органов. Длительное время в пределах всего Союза ССР насчитывалось всего лишь 4—5 докторов юридических наук по этой специальности, что ничтожно мало. Нечастыми были и защиты кандидатских диссертаций в этой области юриспруденции. ………………………18
§ 5. Система и источники финансового права………………………………....24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список нормативно-правовых актов, литературы…………………………….33

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3
Глава 1. Финансы и финансовая система РФ
§ 1. Понятие и роль финансов…………………………………………………5
§ 2. Структура финансов РФ………………………………………………….....9
Глава 2. Финансовое право в системе российского права
§ 3. Финансовое право как наука и учебная дисциплина……………………..16
§ 4. Предмет и понятие финансового права……………………………………18
§ 5. Система и источники финансового права………………………………....24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список нормативно-правовых актов, литературы…………………………….33

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 63.01 Кб (Скачать)

Научная обоснованность системы  права построением на основе объективно существующих отношений даёт возможность  наиболее правильного применения финансово-правовых норм и, следовательно, содействует  укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли.

Источниками права являются нормативно-правовые акты, в которых  содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

Законы и иные нормативные  акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.

Законодательство представляет собой набор11:

• Законов – принимаются законодательным органом власти.

• Указов – принимаются высшими должностными лицами государства.

• Постановлений и распоряжений – подписываются главой исполнительной власти.

• Разъяснений, информационных писем – подписываются руководителями структурных подразделений исполнительных органов власти.

• Письменных записок – подписываются руководителями структурных подразделений органов власти, обычно адресуются подчиненным или коллегам в рамках одного структурного подразделения органа власти.

Законодательство по финансам включает в себя следующие основные разделы: основы бюджетного устройства и бюджетного процесса, налоговой  и денежной систем, законодательство об инвестициях, ценных бумагах, валютном регулировании, бухгалтерском учете, аудиторской, страховой и банковской деятельности, а также об отчетности и финансово-налоговом контроле.

Назовем наиболее важные отечественные  законодательные акты федерального уровня, посвященные финансам: Бюджетный  кодекс, Налоговый кодекс, законы о  бюджетной классификации, о валютном регулировании и валютном контроле, о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела, о  бухгалтерском учете, об аудиторской  деятельности, о Счетной Палате, о рынке ценных бумаг, об акционерных  обществах, о простом и переводном векселе, об особенностях эмиссии и  обращения государственных и  муниципальных ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Отметим еще Постановление  Правительства РФ "О программе  развития бюджетного федерализма в  Российской Федерации на период до 2005 года".

Кроме названных документов, органы власти регулярно принимают  ряд законодательных актов, рассчитанных на год, в том числе: Послание Президента России Федеральному Собранию РФ, законы о федеральном бюджете, о бюджетах федеральных внебюджетных фондов, отчеты об их исполнении.

Одним из первых, фундаментальных  отечественных законодательных  актов в финансовой сфере был  царский Указ о порядке составления  и исполнения государственных росписи  и финансовых смет ведомств, высочайше  утвержденный 22 мая 1862 года.

Им был введен, в общих  чертах сохранившийся до сих пор, набор принципов составления  государственной росписи доходов  и расходов – так называемые принципы построения бюджетов, что ранее не практиковалось. Поэтому отечественные  финансисты вправе отмечать 22 мая 1862 г. как день рождения федерального бюджета.

Государственная роспись  представляла собой документ, в котором  – и это самое важное его  положение – должны были быть приведены  все без исключения предстоящие  властям расходы и «источники к их удовлетворению». В действующем БК РФ – это статья, предполагающая полноту отражения доходов и расходов в бюджете.

Никакой расход, говорится  в Сметных правилах, в «Высочайше утвержденной государственной росписи  не показанный… не допускается». БК РФ также предполагает финансирование исключительно предусмотренных  в бюджете расходов с соблюдением  целевого характера расходуемых  бюджетных средств. Однако направление  расходования средств, полученных от внебюджетных источников, бюджетное учреждение вправе определять самостоятельно.

Сметные правила устанавливали, что открытые законодательным порядком для разных ведомств, кредиты не могут быть увеличены никакими посторонними «вне сметных назначений» поступлениями и поэтому все такие сборы и доходы подлежат передаче «в полной цифре сбора» в Министерство финансов. В БК РФ аналогичный пункт отсутствует, что стимулирует заниматься поиском дополнительных финансовых поступлений, реализацией коммерческих бизнес-проектов, но никак не экономным расходованием уже имеющихся ресурсов.

Государственная роспись  составлялась на один год (как исключение для некоторых капитальных расходов – два года), бюджетный год  совпадал с календарным, как и  в настоящее время. По истечении  бюджетного года кредиты уничтожались и оставшиеся неизрасходованными суммы  «составляли принадлежность Государственного Казначейства». Действующее законодательство РФ позволяет бюджетным учреждениям  оставлять за собой те средства, которые получены от предпринимательской  деятельности.

За прошедшие полтора  столетия порядок сбора доходов  по существу не изменился. Нынешняя система, когда Министерство по налогам и  сборам собирает налоги, Мингосимущество  – средства от использования госимущества, Таможенный комитет – таможенные сборы, ГАИ, СЭС, пожарные службы, Федеральная  пограничная служба, Министерство иностранных дел и прочее – всевозможные сборы и штрафы, в похожем виде существовала и сто с лишнем лет назад.

В обоих документах совпадает  концовка работы над проектом бюджета. После прохождения парламента «государственная роспись по утверждении ее Высочайшею властью обнародывается во всеобщее сведение». Однако подробного разъяснения  как, в какие сроки и по каким  правилам это делать нет. Не понятна  также, какая при этом преследуется цель.

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового  права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления  государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению  и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового  права, состоит в том, что они  возникают в процессе финансовой деятельности государства. Отсюда и  другая их особенность — они представляют собой разновидность имущественных  отношений, так как возникают  по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это — финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его  орган.

Своеобразие предмета регулирования  обусловливает и особенности  метода регулирования, свойственного  финансовому праву.

Основным методом правового  регулирования финансового права  является метод «власти и подчинения».

Финансовое право —  самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования  государством определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения его задач и функций методом «власти и подчинения», как правило, не основанным на субординации. Нормы финансового права носят, как правило, императивный характер, т. е. содержание такой нормы не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения.

В зависимости от характера  воздействия на участников финансового  отношения нормы финансового  права подразделяется на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Источниками финансового  права являются различные нормативные  акты. Основополагающие нормы финансового  права содержатся в Конституции РФ, например, в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Источниками финансового права являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений, значительное количество федеральных законов принято для регулирования налоговых отношений. Нормы финансового права содержатся в Указах Президента РФ, регулирующих финансовые отношения, в соответствующих Постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации. Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют инструкции, письма и т. д. Министерства финансов Российской Федерации, Центрального Банка России; при регулировании банковских отношений значительную роль играют обычаи делового оборота.

Совокупность нормативных  актов, содержащих нормы финансового  права, принято определять как финансовое законодательство.

Таким образом, финансовое право  дает студентам теоретические знания, позволяет понять юридическую значимость важнейших институтов финансового  права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные нормативные  акты, литература

1. Нормативно-правовые  акты

1.1. "Конституция Российской Федерации" (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, № 4, ст. 445

1.2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2013) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, № 31, ст. 3823

1.3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // "Собрание законодательства РФ", № 31, 03.08.1998, ст. 3824

 

2. Литература

2.1. История финансового законодательства России. Учебное пособие / Бабаян Э.А., Ипатов А.Б., Науменко А.М., Пазюкова Н.В., и др.; Отв. ред.: Рукавишникова И.В. - М.: ИКЦ "МарТ", 2003. - 256 c.

2.2. Кашанина Т.В, Кашанин А.В. Российское право: учебник // 2-е изд., пересмотр. - М.: 2009. — 784 с.

2.3. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000. - 304 с.

2.4. Учебник для вузов/ Под ред. проф. ЛА Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. - 475 с.

2.5.  Финансовое право. Учебник / Воронова Л.К., Давыдова Л.А., Карасева М.В., Новоселов В.И., и др.; Отв. ред.: Химичева Н.И. - М.: БЕК, 1996.- 524 c.

2.6. Финансовое право Российской Федерации.   Отв. ред. Карасева М.В. // М.: Юристъ, 2004. — 576 с.

2.7. Финансовое право.  Под ред. Рассолова М.М. // М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2001. - 444 с.  

2.8. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.Г. Грязновой.-М.: Финансы и статистика, 2002.-1168 с

1 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.Г. Грязновой.-М.: Финансы и статистика, 2002.-1168 с

2 "Конституция Российской Федерации" (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445

3 Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. ЛА Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. - 475 с.

4 "Конституция Российской Федерации" (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445, ст.12

5 "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823, ст. 97

6 Финансовое право. Учебник / Воронова Л.К., Давыдова Л.А., Карасева М.В., Новоселов В.И., и др.; Отв. ред.: Химичева Н.И. - М.: БЕК, 1996. - 524 c.

7 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2008.

8 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000. - 304 с.

9 Финансовое право.  Под ред. Рассолова М.М. // М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2001. - 444 с. 

10 Финансовое право Российской Федерации.   Отв. ред. Карасева М.В. // М.: Юристъ, 2004. — 576 с.

11 История финансового законодательства России. Учебное пособие / Бабаян Э.А., Ипатов А.Б., Науменко А.М., Пазюкова Н.В., и др.; Отв. ред.: Рукавишникова И.В. - М.: ИКЦ "МарТ", 2003. - 256 c.

 


Информация о работе Понятие финансового права