Понятие государственной пошлины и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Сбор, взимаемый с лиц, плательщиков, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий – так определяет термин «государственная пошлина» статья 333.16 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)1.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что рыночные реформы, проводимые в нашей стране, осуществленные изменения в правовой системе Российской Федерации, продиктованные курсом на создание правового государства, привели к возрастанию роли государственной пошлины в налоговой системе.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание государственной пошлины 5
2. Виды государственной пошлины 10
3. Порядок применения государственной пошлины 19
3.1 Порядок уплаты 19
3.2 Возврат госпошлины 28
3.3 Льготы 30
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

фин право кур.docx

— 57.36 Кб (Скачать)
ify">     В связи с выпуском акций обществу нужно уплатить следующие пошлины:

     - за рассмотрение заявления о  государственной регистрации выпуска  ценных бумаг и о регистрации  отчета об итогах выпуска эмиссионных  ценных бумаг, если такая регистрация  осуществляется одновременно, - 1000 руб.;

     - за государственную регистрацию  выпуска (дополнительного выпуска)  эмиссионных ценных бумаг, размещаемых  путем подписки, - 0,2% номинальной  суммы выпуска (дополнительного  выпуска), но не более 100 000 руб.  То есть 2000 руб. (1 000 000 руб. х 0,2%).

     За  регистрацию проспекта эмиссии  и отчета об итогах размещения акций  отдельную пошлину платить не нужно, так как при открытой подписке на акции при создании общества проспект регистрируется одновременно с выпуском (п. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 22 апреля 1994 г . № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

     Итого создаваемому обществу в связи с  размещением акций нужно заплатить  госпошлину в общем размере 3000 руб. (1000 руб. + 2000 руб.)27.

     Важно, что пошлина за регистрацию выпуска  ценных бумаг, по сути, заменила действующий  до 1 января 2005 года налог на операции с ценными бумагами. Его ставка также составляла 0,2 процента номинальной  суммы выпуска, но не более 100 000 руб. (ст. 3 Закона РСФСР от 12 декабря 1991 г . № 2023-1 «О налоге на операции с ценными  бумагами»28; изложен в новой редакции Федеральным законом от 18 октября 1995 г . № 158-ФЗ). В определении от 8 июня 2004 г . № 224-О Конституционный суд РФ пришел к выводу, что налог на операции с ценными бумагами - это фактически сбор. С 1 января 2005 года этот платеж стал сбором и юридически, так как вошел в состав федеральной государственной пошлины.

     Еще одна широко распространенная группа случаев уплаты госпошлины связана  с получением разрешений и лицензий на занятие лицензируемыми видами деятельности. До 1 января 2005 года за совершение таких  действий взимались лицензионные сборы. А после этой даты их заменила госпошлина. Ее размеры в общем случае составляют (подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)29:

     - за рассмотрение заявления о  предоставлении лицензии - 300 руб.;

  • за предоставление лицензии - 1000 руб.;
  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб.

     Однако  за выдачу лицензий на отдельные виды деятельности установлены специальные  размеры госпошлины (подп. 72-74 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)30. Это деятельность по организации тотализаторов и игорных заведений, банковские операции, долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

     3.2 Возврат госпошлины

 

     Если  требование к ответчику удовлетворили, уплаченную госпошлину плательщику  вернут не из бюджета. В таком случае госпошлину должны взыскать в его  пользу с ответчика пропорционально  размеру удовлетворенных требований (по сравнению с заявленными; п. 1 ст. 110 АПК РФ)31. А если организация истца была освобождена от уплаты госпошлины (ст. 333.37 НК РФ)32, госпошлину взыщут с ответчика в бюджет.

     Если  в удовлетворении требования суд  откажет полностью или частично, то в отказанной части госпошлина идет в бюджет за счет плательщика, которому отказали в иске.

     Но  если физическое или юридическое  лицо заплатило госпошлину и по каким-либо причинам передумало подавать иск, за возвратом госпошлины нужно обратиться в налоговый орган (подп. 4 п. 1 и  п. 3 ст. 333.40 НК РФ)33. Для этого в налоговую инспекцию, которая указана в платежном поручении (или квитанции), нужно подать заявление о возврате госпошлины и справку суда о том, что плательщик в суд не обращался. Кроме того, к заявлению нужно приложить оригинал платежного документа об уплате госпошлины. Заявление можно подать в течение трех лет со дня уплаты госпошлины. Налоговый орган должен вернуть госпошлину за счет того бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления (ст. 78 НК РФ)34.

     Аналогично  можно поступить и в случаях, когда суд возвратил заявление (ст. 129 АПК РФ)35, оставил его без рассмотрения (гл. 17 АПК РФ) или прекратил производство по делу (гл. 18 АПК РФ). В таких случаях, а также, если госпошлина по ошибке уплачена в большем размере, чем следовало, ее тоже можно вернуть (подп. 1-3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ)36.

     Не  подлежит возврату пошлина, уплаченная за государственную регистрацию  заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в  записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация  соответствующего акта гражданского состояния  или не были внесены исправления  и изменения в записи актов  гражданского состояния.

     Не  подлежит возврату государственная  пошлина, уплаченная за государственную  регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной  регистрации.

     При прекращении государственной регистрации  права, ограничения (обременения) права  на недвижимое имущество, сделки с ним  на основании соответствующих заявлений  сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.

     Возврат уплаченной государственной пошлины  в случаях, если решения судов  приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или  должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась  уплата.

     Плательщик  государственной пошлины имеет  право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы пошлины.

     Зачет производится по заявлению плательщика. Заявление о зачете может быть подано в течение 3 лет со дня принятия соответствующего решения суда о  возврате государственной пошлины  из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

     3.3 Льготы

     Ряд плательщиков освобождаются от уплаты госпошлины. Общий перечень льгот  содержится в статье 333.35 НК РФ. А  в статьях 333.36-333.39 НК РФ предусмотрены  льготы для обращения в суды, нотариат и регистрации актов гражданского состояния. Как правило, льготируются обращения государственных и  судебных органов и некоторых  категорий физических лиц.

     Для организаций могут представить  интерес следующие льготы.

     Не  надо будет платить госпошлину, если организация выпускает ценные бумаги в целях реструктуризации задолженности  перед бюджетами всех уровней (подп. 6 п. 1 ст. 333.35 НК РФ)37. Или в целях увеличения уставного капитала на величину переоценки основных фондов, произведенной по решению Правительства РФ (подп. 7 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

     В заключение следует отметить, что  все платежи, предусмотренные главой 25.3 НК РФ, можно учитывать при  налогообложении прибыли организаций  в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Разумеется, если они  произведены в целях осуществления  приносящей доход деятельности (ст. 252 НК РФ).

 

     Заключение.

     Государственная пошлина это - сбор, взимаемый с  лиц, плательщиков, при их обращении  в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые  уполномочены, за совершением в отношении  этих лиц юридически значимых действий.

     Плательщиками госпошлины являются: организации и  физические лица. в случае, если они:

     - обращаются за совершением юридически значимых действий;

     - выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

     Плательщики уплачивают государственную пошлину  в установленные законодательством сроки.

     В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих  права на льготы, пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

     Если  среди лиц, обратившихся за совершением  юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено  от уплаты пошлины, ее размер уменьшается  пропорционально количеству лиц, освобожденных  от уплаты. Оставшаяся часть суммы  пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты.

     Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в  наличной или безналичной форме.

     Ряд плательщиков освобождаются от уплаты госпошлины. В ряде случаев уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью.

     Отсрочка  или рассрочка уплаты государственной  пошлины предоставляется по ходатайству  заинтересованного лица.

     Положениями главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ на налоговые органы возложены  следующие функции:

     — осуществление возврата (зачета) государственной  пошлины, уплаченной за совершение всех юридически значимых действий (ст. 333.40 НК РФ);

     — предоставление отсрочек (рассрочек) по уплате государственной пошлины, за исключением пошлины, уплачиваемой при обращении в суды (ст. 333.41 НК РФ);

     — проверка правильности исчисления и  уплаты государственной пошлины  в органах и организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых взимается  государственная пошлина (ст. 333.42 НК РФ).

     Необходимо  отметить, что в главе 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ впервые прописаны  особенности уплаты государственной  пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, за совершением нотариальных действий, а также за государственную регистрацию  актов гражданского состояния и  другие юридически значимые действия. Эти особенности предусмотрены  статьями 333.20, 333.22, 333.25,333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 Налогового кодекса).

     До 1 января 2005 года администраторами государственной  пошлины являлись налоговые органы, которые в соответствии с законодательством  Российской Федерации осуществляли контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты государственной пошлины, принятие решений о возврате излишне уплаченной в бюджет государственной пошлины, анализ и прогнозирование поступлений  государственной пошлины в бюджет, а также представляли проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

     С 1 января 2005 года администраторами (главными распорядителями) поступлений государственной  пошлины в бюджет являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, которые в рамках бюджетного процесса будут осуществлять мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений государственной пошлины из соответствующего доходного источника и представлять проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы. 

 

     Список  использованной литературы.

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. – от 24.06.2002 №95-ФЗ. – действующая редакция. // СПС КонсультантПлюс 2008
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации: часть 2. – от 05.08.2000 №117-ФЗ. – действующая редакция. –// СПС КонсультантПлюс 2008
  3. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: Федеральный Закон. – от 02.11.2004 № 127-ФЗ. // СПС КонсультантПлюс
  4. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Федеральный Закон. – от 27.12.1991 №2118-1. - – [утратил силу] // СПС КонсультантПлюс 2008
  5. О государственной пошлине: Федеральный Закон. – от 09.12.1991 №205-1. – [утратил силу]. // СПС КонсультантПлюс 2008
  6. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный Конституционный Закон. – от 21.07.1994 №1-ФКЗ. – ред. от 05.04.2005. // СПС КонсультантПлюс 2008
  7. О налоге на операции с ценными бумагами: Закон РСФСР. – от 12.12.1991 №2023-1. – [утратил действие]. // СПС КонсультантПлюс 2008
  8. Пленум ВАС РФ. О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине: Постановление. – от 20.03.1997 №6. // СПС КонсультантПлюс 2008
  9. Алексин Д.В. Глава 25.3 «Государственная пошлина» // Документы и комментарии.
  10. Большой юридический словарь // http://www.urka.ru
  11. Государственная пошлина: Учебник. – М.: Книга-сервис, 2005. – 80с.
  12. Еналеева И.Д., Сальников Л.В. Налоговое право России: Учебник для вузов. – М.: ЮСТИНФОРМ, 2006.
  13. Жукова С.В. Новое в законодательстве о государственной пошлине// Российский налоговый курьер. – 2005. - №1-2.
  14. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для вузов/Ю.А. Крохина. – ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  15. Современный толковый налоговый словарь/Сост. А.В. Началов. – М.: Налог Инфо, Статус-Кво 97, 2006. – 480с.

Информация о работе Понятие государственной пошлины и ее виды