Понятие и виды финансов и финансовых фондов Российской Федерации. Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:11, курс лекций

Описание работы

Сущность финансов наиболее видна через уяснение всех сторон их проявления, отражающих не только экономическую природу, но и особенности материальной оболочки и правовых характеристик.
Финансы, рождаясь в недрах экономических отношений, несут денежную форму, которая является обязательным условием их существования. В системе денежных отношений финансы представляют собой их обособившуюся часть, имеющую особую целевую направленность. Они порождены необходимостью государства и других участников общественного воспроизводства распределять внутренний валовой продукт и национальный доход на базе их стоимостных характеристик.

Работа содержит 1 файл

1. Понятие и виды финансов и финансовых фондов (перераб 2012.09.06).doc

— 222.50 Кб (Скачать)

1. Понятие и виды финансов и финансовых фондов Российской Федерации. Финансовая система

Перераб. 03.09.2012

 

Сущность финансов наиболее видна через уяснение всех сторон их проявления, отражающих не только экономическую природу, но и особенности материальной оболочки и правовых характеристик.

Финансы, рождаясь в недрах экономических отношений, несут денежную форму, которая является обязательным условием их существования. В системе денежных отношений финансы  представляют собой их обособившуюся часть, имеющую особую целевую направленность. Они порождены необходимостью государства и других участников общественного  воспроизводства  распределять внутренний валовой продукт  и  национальный доход на базе их стоимостных характеристик.

Таким образом, финансы Российской Федерации  в целом можно определить как урегулированную нормами права систему экономических отношений по распределению и перераспределению национального дохода, посредством которой ОГВ и ОМС формируют, распределяют и расходуют бюджетные и внебюджетные, централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, необходимые для решения задач и выполнения функций общественно-территориальных образований. (В данном определении сущности финансов показан как экономический,  так и материальный аспект их проявления, а также  многообразие видов фондов.)

По  своему материальному содержанию финансы представляют собой совокупность различных денежных фондов, объединяющих в себе все финансовые ресурсы  страны. (централизованные на общие нужды и отдельные цели бюджетные средства, целевые внебюджетные затраты, децентрализованные финансы ОТО всех уровней).

Экономический аспект  сущности финансов заключается в самой природе данной категории  как особой системы экономических отношений. Посредством этой системы денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода становится возможным образование и использование всех видов денежных фондов, которые составляют материальное содержание финансов.

Экономический аспект финансов в финансовом праве  служит инструментом построения финансовой системы государства и ее отдельных институтов, а также используется для характеристики экономических основ государства,  других общественно-территориальных образований, частью которых являются финансы.

С правовых позиций финансы проявляются через систему законодательства и сопутствующего ему нормотворчества, отражающего финансовую политику государства.

1. Стороны денежных отношений по образованию, распределению и использованию финансовых фондов наделяются юридическими правами и обязанностями, а финансы и финансовая деятельность подпадают под нормативно-правовое регулирование. Урегулированные нормами права отношения по практической организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые собирают, распределяют и расходуют денежные ресурсы страны, составляют предмет правового регулирования отрасли финансового права.

2. Другая сторона  правового проявления финансов наиболее видна через юридические формы финансового планирования. Любой фонд денежных средств может формироваться, распределяться и использоваться только в форме финансово-планового акта и процедур его формирования.

Различные аспекты  правового регулирования государственных  и муниципальных финансов содержаться в нормах других традиционных отраслей права

 

2. Контрольная и распределительная  функции финансов

 

Роль финансов проявляется, прежде всего, через выполняемые ими  функции распределения и контроля. Цель их - обеспечение режима экономии. Любое игнорирование функционального назначения финансов приведет к финансовым катаклизмам и экономическим кризисам.

Распределительная функция финансов позволяет осуществить вторичное распределение (перераспределение) денежной формы национального дохода и через звенья финансово-кредитной системы аккумулировать фонды накопления и потребления, а также обеспечить условия их рационального использования.

Фонды накопления направлены на реализацию инвестиционной и инновационной политики государства, на создание условий для расширенного воспроизводства, обеспечение резервов для покрытия чрезвычайных и иных непредвиденных расходов.

Фонды потребления создают гарантии нормального функционирования экономики, социально-культурной сферы, международного сотрудничества, национальной обороны, государственного аппарата.

Контрольная функция финансов (контроль рублем) проявляется  на всех стадиях распределительного процесса. Она направлена на  объективное определение пропорций между участниками общественного производства, полноту и своевременность формирования денежных фондов. Рациональное и целевое использование денежных средств должно проходить в условиях соблюдения финансовой дисциплины и режима экономии.

Контроль рублем основан на стоимостном  выражении всех материальных ресурсов и благ, на реальном обращении денег и осуществляется посредством цены, дохода, кредита и других экономико-стоимостных категорий в хозяйственном механизме страны.

 

В результате контрольно-распределительной  функции финансов:

 

  1. осуществляется поиск наилучших вариантов бюджетных  отношений между Российской Федерацией, ее субъектами, местным самоуправлением;
  2. проводится маневрирование финансовыми ресурсами централизованного и децентрализованного  управления, общего и целевого использования;
  3. реализуются преобразования в бюджетно-налоговой системе;
  4. определяются направления инвестиционной политики государства, модернизации  производства и решение социально-экономических задач;
  5. обеспечивается  учет  движения  денежных ресурсов  в финансовой системе.

Посредством этих функций формируются организационно-правовые формы финансовых отношений в народном хозяйстве, определяется порядок  зачисления и расходования  средств бюджетов, внебюджетных,  страховых, резервных, кредитных, отраслевых фондов, а также децентрализованных  фондов предприятий и хозяйственных организаций. Через  бухгалтерский учет и отчетность, статистику  проводится анализ изменений в распределении ресурсов и поиск путей режима экономии.

  Экономика страны и ее  хозяйственный потенциал зависит от  правильного определения  пропорций между фондами потребления и накопления,  внутренней структуры  и видов  создаваемых денежных фондов, определения в них текущих и инвестиционных расходов, соотношения централизованных и децентрализованных финансов. Активная роль финансов в регулировании экономики и преодолении в ней кризисных явлений, в обеспечении политических и социальных потребностей во многом определяется объективностью процессов формирования и использования денежных фондов. Справедливость формирования отношений  бюджетно-налогового федерализма главное условие дальнейшего развития финансов России.

3. Виды финансов и финансовых  фондов в Российской Федерации

Финансы Российской Федерации и составляющие их централизованные и децентрализованные фонды денежных средств подразделяются на государственные и муниципальные уровни, соответствующие самостоятельным формам собственности.

Термин фонд обозначает обособленные по конкретному основанию денежные средства, создаваемые компетентными органами государственной власти или органами местного самоуправления и предназначенные для общего или целевого использования. 

Фондовая  форма имеет свои преимущества - позволяет теснее увязать удовлетворение потребностей с экономическими возможностями, обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях общественного производства, дает возможность сочетать различные виды интересов в обществе.

В зависимости  от форм собственности и видов  подведомственности в России функционируют  три уровня обособленных финансовых  ресурсов. Это - федеральные  фонды, фонды субъектов федерации, фонды местного самоуправления.

 Федеративное  устройство России обусловило  разграничение государственной собственности и финансов для обеспечения возложенных на них задач и функций. Что, в свою очередь, повлекло признание самостоятельности бюджетов и иных финансовых фондов субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственные финансы призваны обеспечить денежными  ресурсами государство и его  организационные структуры для  выполнения ими политических, социально-экономических и иных  задач и функций. Муниципальные финансы в основном направлены на решение вопросов местного хозяйства и находятся во владении, пользовании и распоряжении муниципальных образований. Образование местных фондов проходит при гарантиях, защите и поддержке государственных органов, а также гласности и открытости их формирования и использования перед местным населением.

Основу каждого из рассматриваемых  видов финансов составляет бюджет особый фонд денежных средств, централизованный на общие задачи и потребности общественно-территориального образования. При определении бюджета в качестве фонда денежных ресурсов  следует иметь  в виду следующие его особенности:

Во-первых,  это основной фонд денежных  средств общественно-территориального образования.

Основным он является по отношению ко всем другим видам денежных фондов  территории. В нем концентрируется большая часть всех источников доходов и из бюджета финансируются все направления расходов, направляемых на решение политических, экономических и социальных задач территории. Все другие фонды решают конкретные задачи и по отношению к бюджету несут вспомогательную нагрузку.

Во-вторых от является собственным фондом денежных  средств общественно-территориального образования Признак собственного бюджета заключается в праве каждого общественно-территориального образования формировать бюджет и распоряжаться своим основным фондом.

В-третьих он является самостоятельным фондом денежных  средств общественно-территориального образования Самостоятельность каждого уровня бюджета обусловлена конституционным законодательством и находит свою реализацию в праве на собственные источники бюджетных доходов и в праве определять направления бюджетных расходов. Принцип самостоятельности бюджетов является определяющим для формирования бюджетной системы.

В-четвёртых, в отличие от внебюджетных и децентрализованных фондов, имеющих конкретизированное использование, - этот фонд  централизован на общие нужды и потребности ОТО.

 

По  БК: статья 6.

 

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов следующих уровней:

1. федеральный  бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты  территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты,  в том числе:

- бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских  и сельских поселений.

 

Централизация бюджета, как одного из  видов централизованных фондов денежных средств, имеет свою отличительную особенность в том, что речь идет о единстве бюджетного планирования общих потребностей общественно-территориального образования в их совокупности. Вместе с тем это не исключает  создания внутри бюджета специальных (резервных, инвестиционных, межбюджетных трансфертов, отраслевых и иных) бюджетных фондов, наряду с росписью расходов по основным видам бюджетной классификации.

Каждое  общественно-территориальное образование  России имеет право на формирование децентрализованных финансовых фондов.  Децентрализованные фонды денежных ресурсов находятся в хозяйственном ведении или оперативном управлении отдельных отраслей, объединений, предприятий и иных хозяйствующих субъектов  соответствующего уровня собственности.

Статья 13 БК в старой редакци. Утратила силу, но суть определения осталась Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации за счёт источников целевого назначения и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные  фонды создаются как централизованные финансовые ресурсы на решение конкретной цели, определяемой соответствующим представительным (законодательным) органом государственной власти или местного самоуправления.  Доходы и расходы внебюджетного фонда не включаются в состав государственного или муниципального бюджета.

Повсеместное  увлечение   созданием внебюджетных фондов  на всех уровнях общественно-территориальных  образований уже к 1994 году привело к снижению доходной части государственных и муниципальных бюджетов, и повлекло увеличение объема платежей налогоплательщиков, особенно юридических лиц. Достаточно сказать, что только на федеральном уровне внебюджетные фонды этого периода превысили 90 триллионов рублей и составили 63% к доходам федерального бюджета на  1994 год. 

  В связи с этим, Указом Президента  РФ  от 22 декабря 1993 г. «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» поставлен вопрос о необходимости консолидации внебюджетных фондов в бюджете.  В федеральном бюджете должны быть консолидированы все государственные внебюджетные фонды, доходы которых формируются  за счет обязательных платежей предприятий, учреждений и организаций за исключением государственных внебюджетных фондов социальной  ориентации. 

Информация о работе Понятие и виды финансов и финансовых фондов Российской Федерации. Финансовая система