Понятие и виды финансов и финансовых фондов Российской Федерации. Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:11, курс лекций

Описание работы

Сущность финансов наиболее видна через уяснение всех сторон их проявления, отражающих не только экономическую природу, но и особенности материальной оболочки и правовых характеристик.
Финансы, рождаясь в недрах экономических отношений, несут денежную форму, которая является обязательным условием их существования. В системе денежных отношений финансы представляют собой их обособившуюся часть, имеющую особую целевую направленность. Они порождены необходимостью государства и других участников общественного воспроизводства распределять внутренний валовой продукт и национальный доход на базе их стоимостных характеристик.

Работа содержит 1 файл

1. Понятие и виды финансов и финансовых фондов (перераб 2012.09.06).doc

— 222.50 Кб (Скачать)

Принятый 31 июля 1998 года и вступивший в силу с 1 января 2000  года Бюджетный кодекс РФ (ст.13)  государственными внебюджетными фондами  называет не все ранее известные фонды денежных средств. В данном случае имеется в виду бюджеты указанных государственных внебюджетных фондов, поскольку сами фонды создаются как специализированные финансово-кредитные учреждения. А те, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Таким образом, появилось законодательные лимиты отвлечения денежных средств от бюджетной централизации. Бюджеты указанных фондов включены в бюджетную систему.

На  уровне же муниципальных образований  внебюджетных фондов Бюджетным кодексом РФ и федеральным  законом, регламентирующим финансовые основы местного самоуправления, вообще не предусмотрено, хотя иное федеральное законодательство их не исключает.

Внебюджетные  фонды создаются  для обеспечения  оперативного расходования  средств  на конкретные цели  помимо бюджета.  Вместе с тем этим достигались поиск и концентрация  внебюджетных источников доходов, привлекались дополнительные средства и расширялись возможности целевого финансирования.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов социальной ориентации, входящие ныне в бюджетную систему России, занимают по своему удельному весу и значимости одно из ведущих мест в целевом финансировании общественных нужд. На федеральном уровне  к  ним относятся три вида фондов, как специализированных учреждений, имеющих свои организационные структуры в субъектах федерации и на местах.

 

 

В бюджеты Внебюджетных фондов Российской Федерации поступают:

 

1. Неналоговые доходы (общие для всех фондов):

 

- страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование;

- недоимки, пени и штрафы по взносам во внебюджетные фонды Российской Федерации;

- доходы от размещения средств внебюджетных фондов Российской Федерации;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.

 

* Для Пенсионного фонда дополнительно:

- добровольные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии работника и работодателя в пользу работника;

- взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

 

*Для  Фонда социального страхования  дополнительно:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

2. Безвозмездные поступления:

 

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Внебюджетному фонду Российской Федерации;

- прочие поступления.

 

* Для Пенсионного фонда дополнительно:

- безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов.

 

* Для территориальных фондов обязательного медицинского страхования отдельно предусмотрены особые доходные источники:

 

- субвенции и иные трансферты из бюджета Федерального фонда ОМС;

- платежи субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы;

- платежи субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой;

  • межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях, установленных законами субъекта Российской Федерации.

 

Расходы Внебюджетных фондов.

 

Расходы Пенсионного фонда РФ

 

Поскольку Пенсионный фонд является страховым фондом, денежные средства из него выплачиваются при наступлении страхового случая. (Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации")

 

 

Страховым случаем признаются

 

-достижение  пенсионного возраста,

-наступление  инвалидности,

-потеря кормильца.

 

Обязательное  страховое обеспечение

 

1. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

- трудовые пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца;

- выплата  правопреемникам умершего застрахованного  лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части  индивидуального лицевого счета;

- единовременная  выплата средств пенсионных накоплений  лицам, не приобретшим право  на трудовую пенсию по старости  в связи с отсутствием необходимого  страхового стажа;

- социальное  пособие на погребение умерших  пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

 

Финансирование  указанных выплат осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации.

 

2. Кроме того, за счёт Пенсионного фонда выплачиваются ежемесячные социальные выплаты:

- гражданам,  подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;

- инвалидам;

- ветеранам;

- героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы;

- героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы;

- оплата стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года (для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);

- дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов;

- дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидов вследствие военной травмы;

- другие.

 

3. Кроме того, за счёт Пенсионного  фонда выплачиваются дополнительное материальное обеспечение, доплаты к пенсиям, пособия.

- дополнительное ежемесячное материальное обеспечении лиц, замещавших должности первых заместителей и заместителей министров, государственных комитетов, управляющих делами Советов Министров, заместителей председателей комитетов народного контроля СССР и РСФСР;

- доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

- предоставление материнского (семейного) капитала;

- другие.

 

Расходы Фонда социального страхования Российской Федерации.

 

Этот  фонд тоже является страховым и предназначен для выплаты следующих пособий:

 

        1. Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию;
        2. Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
        3. Пособия женщинам:

- пособия по беременности и родам;

- единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- пособия при рождении (усыновлении) ребенка;

- выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни;

- оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами.

4. Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

5. Пособия гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, а также пособия по уходу за ними и их детьми;

6. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;

7. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации;

8. Другие.

 

 

Государственный фонд занятости уже давно консолидирован в бюджет ЕГО, КАК ОТДЕЛЬНОГО ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФОНДА НЕТ!

 

Фонды ОМС

 

Обязательное медицинское страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая (заболевание, травма, иное негативное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия) гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

 

Основным (страховщиком) в системе ОМС является федеральный  фонд (в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования), а территориальные фонды:

  • осуществляют отдельные (переданные) полномочия федерального фонда ОМС в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы

- осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой.

 

Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования в основной части направляются страховым медицинским организациям на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования в соответствии с договором.

Дополнительными источниками средств страховых медицинских организаций являются:

- средства, поступившие из медицинских организаций в результате применения к ним санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи

а) средств по результатам проведения медико-экономического контроля;

б) 70 процентов  сумм, необоснованно предъявленных  к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи;

в) 70 процентов  сумм, необоснованно предъявленных  к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы;

г) 50 процентов  сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;

- средства, поступившие от юридических или физических лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц, в части сумм, затраченных на оплату медицинской помощи.

Все указанные средства являются целевыми. Их страховая медицинская организация направляет медицинским организациям на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.

 

Все названные государственные внебюджетные фонды являются специализированными финансово-кредитными учреждениями, имеющими свои органы управления и аппарат.

Финансовую основу каждого из них  составляет бюджет фонда, формируемый с 2010 г. в основном за счет обязательных страховых взносов и трансфертов из федерального бюджета.

Правовой формой каждого из этих бюджетов является  федеральный закон (для территориальных фондов закон субъекта Российской Федерации) о бюджете внебюджетного фонда на  текущий финансовый год и плановый период.

 

Специальные бюджетные фонды

 

Деление финансовых фондов различных уровней на бюджетные  и внебюджетные показывает  их отношение к бюджетной системе  соответствующей территории. Бюджетные фонды создаются не только как централизованные на общие нужды, но  и как специальные бюджетные фонды, функционирующие в общей системе каждого бюджета и наряду с ним.

Статья 17 БК в предыдущей редакции утратила силу, но суть осталась. Специальный бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете на цели, соответствующие его назначению

 

Специальные бюджетные фонды формируются в структуре бюджета.  Создаются они:

Информация о работе Понятие и виды финансов и финансовых фондов Российской Федерации. Финансовая система