Понятие и значение государственных и муниципальных контрактов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:48, контрольная работа

Описание работы

Отказ от административно-плановых методов управления экономикой, переход к рыночным отношениям вызвал потребность в новых экономических и правовых механизмах регулирования, к которым, прежде всего, относится антимонопольное регулирование, запрещающее злоупотребление доминирующим положением, ограничение конкуренции, а также правовое регулирование поставок товаров для государственных и муниципальных нужд.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________3
1. Общая характеристика государственных и муниципальных контрактов______________________________________________5
Понятие государственного (муниципального) контракта____5
Структура государственного (муниципального) контракта___7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК__________________36

Работа содержит 1 файл

Контрольная Гвоздевой Е.П..docx

— 48.21 Кб (Скачать)

Сдача-приемка  товаров, работ, услуг

В государственный  или муниципальный контракт включается обязательное условие о порядке  осуществления заказчиком приемки  поставляемых товаров, выполняемых  работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным  в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых  услуг требованиям, установленным  государственным или муниципальным  контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых  осуществляется в соответствии с  Федеральным законом № 94-ФЗ.

Гарантии

Несмотря  на то, что большинство товаров  при их продаже имеют гарантийные  вкладыши, гарантийный срок на товары, работы, услуги, объем гарантий, обязанности  продавца и покупателя в гарантийный  период и другие данные должны быть указаны непосредственно в тексте подписываемого контракта. Заказчики  этим часто пренебрегают, не отстаивают свои интересы и лишаются законно  положенных гарантий.

Правила исчисления гарантийного срока установлены  ст. 471 ГК РФ. Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором  купли-продажи. При его исчислении необходимо руководствоваться общими положениями ГК РФ об исчислении сроков, установленными гл. 11 ГК РФ. Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, течение гарантийного срока начинается со дня, следующего за днем передачи товара покупателю. Момент окончания гарантийного срока, который, как правило, обозначен периодом времени, определяется в соответствии со ст. 192 ГК РФ.

Согласно  п. 1 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц  и число последнего года срока. К  сроку, определенному в полгода, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила  для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а их отсчет ведется  с начала года (п. 2 ст. 192 ГК РФ). Срок, исчисляемый месяцами, истекает в  соответствующее число последнего месяца срока. Срок, определенный в  полмесяца, рассматривается как  срок, исчисляемый днями, и считается  равным 15 дням. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет  соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ). Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока (п. 4 ст. 192 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 471 ГК РФ если покупатель лишен  возможности использовать товар, в  отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим от продавца, то гарантийный срок не течет до устранения соответствующих обстоятельств продавцом. Если иное не предусмотрено договором, то он продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара в порядке, установленном ст. 483 ГК РФ. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с гарантийным сроком на основное изделие (п. 3 ст. 471 ГК РФ).

Описание  всех гарантийных условий возможно как в тексте контракта, так и  в отдельном приложении.

Форс-мажор

В данном пункте часто забывают указать максимальную продолжительность форс-мажорных обстоятельств  для обеих сторон. Следует помнить, что партнеры не могут долго ждать  и находиться в состоянии контрактации. Также зачастую в контракте не указывается третья сторона, которая  будет свидетельствовать о наступлении  и прекращении форс-мажора. А такая  сторона нужна партнерам на случай спора по этому вопросу.

Решение споров

Конечно, каждый заказчик и поставщик-победитель конкурса, подписывая государственный или  муниципальный контракты, надеется, что все у них пройдет гладко, без споров и конфликтов. Но жизнь сложна, споры все-таки возникают. Поэтому большой ошибкой является отсутствие в контракте оговорки об арбитраже.

Юридические адреса сторон и банковские реквизиты  сторон

Если в  ходе исполнения контракта адреса (адрес) сторон меняются, то на этот счет должно быть подписано дополнительное соглашение к контракту, фиксирующее новый  адрес.

Очень важно, чтобы в контракте для обоих  контрагентов были указаны банковские реквизиты, по которым будет исполняться  государственный (муниципальный) контракт. Это правило обязательно нужно  выполнить, если контракт подписан с  иностранным победителем торгов.

Подписи сторон

Нет необходимости  напоминать, что подписи под контрактом должны ставить люди, указанные в  преамбуле или вводной части  контракта. Эти подписи должны быть расшифрованы. Подписи распорядителей кредитов заверяются гербовой печатью  организации. Если подписант действует  по доверенности, то ее оригинал или  нотариально заверенная копия должна быть приложена к контракту, что  бывает далеко не всегда.

В конце хотелось бы подвести итог всему вышесказанному. Итак, при заключении государственного и муниципального контрактов:

- не должно  нарушаться действующее законодательство, в противном случае в результате  судебного разбирательства контракт  может быть признан ничтожным  и не исполняться сторонами.  Самый простейший пример - когда документ подписало лицо, не имевшее на то полномочий;

- в тексте  контракта не должно быть взаимоисключающих  действий, условий, событий, а  также текстовых выражений, допускающих  противоречивое толкование и,  соответственно, исполнение;

- интересы  заказчика в контракте должны  быть юридически защищены, а обязанности  контрагента строго обеспечены  его ответственностью. Весь текст  контракта, все его пункты, так  или иначе, должны отвечать  этому требованию.

Грубой ошибкой  является, если в контракт не будут  включены штрафные санкции за просрочку  в поставке товара, исполнение работ, оказание услуг. И хотя в конечном итоге сумма полученного штрафа пополнит государственный бюджет, этот пункт всегда будет хорошим рычагом, чтобы заставить контрагента  выполнить свои обязательства полностью  и в срок. Обязанность заказчика  включать пункт о штрафных санкциях предусмотрена пунктами 9 – 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ

Из п. 4. ст. 527 ГК РФ следует, что при конкурсном размещении контракта его заключение с победителем является для государственного заказчика обязательным, если выявлен  и объявлен этот победитель. О наличии  бюджетного покрытия данной сделки на момент подписания контракта ничего не говорится. Подразумевается, что  оно как бы непременно есть (или  будет на момент платежа) в полном объеме. Таким образом, проведя конкурс, выявив и объявив победителя, заказчик обязан подписать с ним государственный (муниципальный) контракт. Согласно ст. 534 ГК РФ в случае отказа заказчика (покупателя) от исполнения контракта он должен возместить поставщику убытки, причиненные этим отказом.

Приложения  к контракту

Приложением к контракту является протокол определения  победителя (протокол оценки и сопоставления  по конкурсу, протокол аукциона, протокол рассмотрения котировочных заявок либо протокол определения конкурса или  аукциона не состоявшимся и решении  о передаче контракта единственному  участнику).

Также в целях  конкретизации требований заказчика  к контракту могут быть установлены  следующие приложения:

  • Спецификация товара - документ, в котором характеризуются основные признаки той или иной вещи, передаваемой по договору. В качестве вещи может выступать имущество (в т.ч. и недвижимое), товар, тара и т.д. Спецификация - приложение к договору, имеющее юридическую силу и являющееся неотъемлемой частью договора. Вид спецификации зависит от характеристик перечисляемых объектов и определяется индивидуально в каждом конкретном случае.
  • Спецификация тары;
  • График платежей;
  • График поставок;
  • Календарный план - план работ (услуг) исполнителя (агента, подрядчика, субподрядчика, технического заказчика и т.д.), определяющий содержание, объем работ (услуг) и сроки исполнения последним своих обязательств по договору, оформленный как приложение к договору. В календарном плане стороны определяют структуру и последовательность работ (услуг), даты начала и конца выполнения этапов, стоимость выполнения этапов и т.д. Календарный план является неотъемлемой частью договора, которым должен руководствоваться исполнитель при исполнении своих обязательств по договору. Календарный план применяется на основании и в соответствии с договором, к которому прилагается; структура работ (услуг), сроки и стоимость определяются индивидуально в каждом конкретном случае.

Техническое задание - исходный документ для проектирования сооружения или промышленного комплекса, конструирования технического устройства (прибора, машины, системы управления и т. д.), разработки информационных систем, стандартов либо проведения научно-исследовательских работ (НИР), техническое задание также может использоваться в контрактах на выполнение всех разновидностей подрядных работ.

Приложение должно содержать основные технические требования, предъявляемые  к сооружению или изделию и  исходные данные для разработки; также  необходимо указывать назначение объекта, область его применения, стадии разработки конструкторской (проектной, технологической, программной и т.п.) документации, её состав, сроки исполнения и т. д., а также особые требования, обусловленные  спецификой самого объекта либо условиями его эксплуатации.

Техническое задание позволяет:

  • Обеим сторонам:
    • представить готовый продукт;
    • выполнить попунктную проверку готового продукта (приёмочное тестирование — проведение испытаний);
    • уменьшить число ошибок, связанных с изменением требований в результате их неполноты или ошибочности (на всех стадиях и этапах создания, за исключением испытаний).
  • Заказчику:
    • осознать, что именно ему нужно;
    • требовать от исполнителя соответствия продукта всем условиям, оговорённым в техническом задании.
  • Исполнителю:
    • понять суть задачи, показать заказчику «технический облик» будущего продукта;
    • спланировать выполнение проекта и работать по намеченному плану;
    • отказаться от выполнения работ, не указанных в техническом задании.
  • Перечень материалов - официальный документ, приложение к контракту, являющееся его неотъемлемой частью. Перечень представляет из себя систематический список материалов, необходимые для исполнения обязательств по договору и предоставляемые одной из сторон, в котором описываются наименование материала, единица измерения, цена, количество, стоимость, дата передачи и т.д. Перечень играет важную роль при исполнении обязательств по договору, поскольку позволяет обеспечить возможность своевременного выполнения работ, для которых требуются данные материалы.

Перечень оборудования - официальный документ, приложение к контракту, являющееся его неотъемлемой частью. Перечень представляет из себя систематический список оборудования, необходимого для исполнения обязательств по договору и предоставляемого одной из сторон, в котором описываются наименование оборудования, год выпуска, идентификационный номер, стоимость, дата передачи и т.д. Перечень играет важную роль при исполнении обязательств по договору, поскольку позволяет обеспечить возможность своевременного выполнения работ, для которых требуется данное оборудование.

Перечень технической документации - система графических и текстовых документов, используемых при конструировании, изготовлении и эксплуатации промышленных изделий (деталей, сборочных единиц, комплексов и комплектов), а также при проектировании, возведении и эксплуатации зданий и сооружений. Перечень представляет из себя систематический список технической документации, согласно которой необходимо производить работы по договору, в котором описываются наименование документации, оригинал/копия, количество экземпляров и т.д. Перечень технической документации используется в контрактах строительного подряда, оказания дизайнерских услуг, выполнения подрядных работ, как то нормативное содержание дорог и пр.

Смета - официальный документ, имеющий юридическую силу и являющийся неотъемлемой частью договора. Составляется для определения цены и ее обоснования при заключении договора. Так, ст.709 ГК РФ определяет, что цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора с момента подтверждения ее заказчиком. Смета может быть приблизительной или твердой. Приблизительная смета составляется, когда в момент заключения договора нельзя в полной мере предусмотреть все затраты. Твердая - когда есть возможность установить все затраты подрядчика. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Значение определения вида сметы  состоит в том, что твердая  смета, по общему правилу, не может быть пересмотрена, а приблизительная  может быть изменена. С точки зрения применения Федерального закона № 94-ФЗ, где в императивной форме установлено, что стоимость работ, услуг не может изменяться в ходе исполнения контракта, применение приблизительных  смет не допускается.

  • Правоустанавливающие документы на земельный участок – при проведении работ по строительству, в том числе устройству наружных инженерных сетей.
  • Разрешения заказчика на проведение работ;
  • Разрешения исполнителя на проведение работ;
  • Договор поручительства, договор банковской гарантии, документ подтверждающий внесение в залог денежных средств.
  • Регламент проведения работ - приложение к договору, являющееся его неотъемлемой частью, включающий исчерпывающий свод правил, необходимый и достаточный для надлежащего выполнения работ. В регламенте описывается организация рабочего процесса: порядок ведения журнала работ, проведения оперативных совещаний и т.д. Применяется на основании и в соответствии с договором, к которому прилагается; количество экземпляров регламента и его форма определяется индивидуально в каждом конкретном случае.
  • Перечень услуг - официальный документ, приложение к договору, являющееся его неотъемлемой частью. Перечень представляет из себя систематический список услуг, в котором описываются наименование услуги, дата начала и окончания услуги, стоимость и т.д. Перечень играет важную роль, т.к. именно в нем определяются услуги, которые исполнитель обязуется оказать, а заказчик - оплатить по договору.
  • Задание - приложение к договору, являющееся его неотъемлемой частью, в котором описываются требования к выполнению работ или услуг. Задание может разрабатываться как заказчиком, так и исполнителем. В том случае, если задание разработано исполнителем, оно становится обязательным для сторон со дня утверждения заказчиком. При выполнении работ или услуг исполнитель должен соблюдать требования, изложенные в задании; утвержденному заданию должны соответствовать требования к результату работ (услуг). Отступать от требований задания исполнитель может только с согласия заказчика. Задание применяется на основании и в соответствии с договором, к которому прилагается; количество экземпляров задания и его форма определяется индивидуально в каждом конкретном случае.
  • Дополнительное соглашение – не может затрагивать существенных условий контракта. Применяются в исключительных случаях, для уточнения требований заказчика, уточнения реквизитов, передачи функций заказчика иному уполномоченному органу, для фиксации сокращения сроков выполнения работ и т.д. Должно быть подписано теми же сторонами.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге, следует заключить, что  государственный заказ – это  совокупность заключенных государственных  контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств  государственного бюджета. А муниципальный  заказ представляет собой заказ  со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных  учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных  с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.Государственный  контракт, являясь гражданско-правовой категорией, должен регулироваться в  прямом соответствии с принципами и  нормами гражданского права. Государство (а также субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) вступает в договорные отношения с иными  субъектами на основе принципа юридического равенства его правового положения  и по поводу какого-либо рода материальных благ, подлежащих денежной оценке.В  силу указанных особенностей участия  государственных и муниципальных  структур в гражданском обороте, безусловно, требуется надлежащее правовое регулирование складывающихся по этому  поводу правоотношений. Однако это  не должно нарушать единообразное правовое регулирование гражданских правоотношений, основы которого закреплены в ГК РФ.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белов,  В.Е. Правовое регулирование размещения  государственных заказов // Право  и экономика. – 2005. – № 2. – С. 44-52.

2. Борисов,  А.Н., Краев, Н.А. Комментарий (постатейный)  к Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение  работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд". – М. : Деловой двор, 2009. – 490 с.

3. Гражданский  кодекс Российской Федерации  (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в  ред. от 27.12.2009 № 352-ФЗ).// Собрание  законодательства РФ. - 05.12.1994. - №  32. - Ст. 3301; 10.05.2010. - № 19. - Ст. 2291.

4. Гражданский  кодекс Российской Федерации  (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в  ред. от 17.07.2009 № 145-ФЗ).// Собрание  законодательства РФ. - 29.01.1996. - №  5. - Ст. 410; 10.05.2010. - № 19. – Ст. 2291.

5. Гребенщикова, Я.Б. Понятие муниципального контракта,  его правовая природа // Российская  юстиция. – 2007. – № 9. – С. 38-56.


Информация о работе Понятие и значение государственных и муниципальных контрактов