Понятие, виды и особенности финансовых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

В науке финансового права содержатся различные определения финансово-правовых отношений. Это правоотношение можно определить как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. Понятие и особенности финансовых правоотношений……………...5
ГЛАВА 2. Виды финансовых правоотношений………………………………….11
2.1 Бюджетные правоотношения………………………………………11
2.2 Налоговые правоотношения………………………………………..13
2.3 Страховые правоотношения………………………………………..16
2.4 Валютные правоотношения………………………………………...19
2.5 Правоотношения в области банковской деятельности…………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..27

Работа содержит 1 файл

ФП.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     Страхование как система защиты имущественных  интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы РФ и выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

     Социальное  страхование в современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных  формах собственности, как самостоятельная  форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй – поощряется.

     Вторая  форма страхования – собственно страхование, с вязанное с непредвиденными чрезвычайными ситуациями. Т.е. правоотношения на этой почве возникают, как правило, если человек попал в какую-то непредвиденную негативную ситуацию в случае, если он надлежащим образом застрахован.

     В современном русском языке основной смысл понятия «страхование»  сохраняется. Страховать – значит предотвращать  материальные потери путём выплаты  взносов учреждению, которое берёт  на себя обязательство возместить возможный  ущерб, понесённый в специально оговариваемых случаях.

     В экономическом аспекте страхование  представляет собой систему экономических  отношений по поводу образования  централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

     С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные фонды специализированных учреждений – страховщиков, используемые для  возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определённых событий.

     Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов  в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает  позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой.

     Характерными  чертами страховых правоотношений являются:

  1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений. Т.е. понятно, что при страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая, ни размер убытков.
  2. Возвратность средств. Страховые платежи после объединения в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов на услуги страховой компании) выплате самим же страхователем.
  3. Строго очерченный характер перераспределительных отношений. Такие отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования – юридические лица – аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счёт которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц.
  4. Целевое использование создаваемого фонда. Расходование страховых ресурсов осуществляется исключительно в строго определённых случаях, обусловленных условиями договора страхования. Порядок заключения и условия закреплены и регулируются нормами ГП.

     Предупредительная функция страхования в правоотношениях  заключается в том, что страховые  компании вправе использовать временно свободные средства страхователей  на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей. Восстановительная (защитная) функция проявляется в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определённой, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесённых юридическими или физическими лицами. Контрольная функция проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определённые цели, используются в строго определённых случаях и строго определённым кругом субъектов.

     Сложный характер взаимоотношении при страховании, участие в этих отношениях государственных  органов предопределили изменения  в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частности гражданским и финансовым. ГП регулирует договорные отношения в этой области (гл. 48 ГК), финансовое – отношения, основанные на государственно-властных велениях.

     Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового права, в зависимости от их участников принято классифицировать на следующие виды:

  1. отношения между государством в лице правительства РФ и федеральными органами исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Департамент Минфина РФ) по поводу утверждения основных положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в РФ.
  2. Отношения между федеральными исполнительными органами власти по надзору за страховой деятельностью и организациями-страховщиками по поводу выдачи лицензий, установления правил формирования и размещений страховых резервов, показателей и форм отчётности страховых организаций и пр.
  3. Отношения между государством в лице федерального антимонопольного органа и организациями-страховщиками по поводу предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
  4. Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имущественных и личных интересов отдельных категорий граждан и вырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов страхователей.

     В отличие от правоотношений по обязательному  страхованию в отношениях по обязательному  государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется бесплатно – за счёт средств бюджета. Т.о. правоотношения по обязательному государственному страхованию в связи с этим в большей своей части относятся к кругу правоотношений, регулируемых финансовым правом

     Наличие специфических черт, присущих страховым  правоотношениям, свидетельствует  о том, что страхование является особым правовым институтом, регулирующим круг однородных финансовых отношений. Страхование и вытекающие из него правоотношения играют важную роль в обеспечении постоянного функционирования хозяйствующих субъектов и нормальной работы граждан-предпринимателей.  

    1. Валютные  правоотношения

     Эффективное решение задач в сфере экономики  и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определённого валютного режима.

     Различают три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной валютной политики, т.е. исключительное право  государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране; режим валютного государственного регулирования, установленный ФЗ от 10 дек. 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»; режим свободно конвертируемой валюты.

     Тип валютного режима определяет принципы осуществлений валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Анализ структуры валютного правоотношения позволяет охарактеризовать тип валютного режима РФ в современных условиях.

     ФЗ  о валютном регулировании делит  субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов.

     К резидентам относят:

     - физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства.

     - постоянно проживающие в РФ  на основании вида на жительство  иностранные граждане и лица  без гражданства

     - юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством  РФ

     - находящиеся за пределами территории  РФ филиалы, представительства  и иные подразделения резидентов.

     - дипломатические представительства  и консульские учреждения РФ

     - РФ, её субъекты, муниципальные образования.

     К нерезидентам относят:

     - физические лица, не являющиеся  резидентами

     - юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств, с местонахождением  за пределами РФ

     - организации, не являющиеся юр. лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств

     - межгосударственные и межправительственные  организации, их филиалы и постоянные  представительства в РФ.

     Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено разным объёмом предоставленных им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок.

     Под объектами валютных правоотношений понимаются:

     - валюта РФ

     - внутренние ценные бумаги

     - иностранная валюта

     - валютные ценности.

     Понятием  «Валюта РФ» охватывается:

     - денежные знаки в виде банкнот  и монеты Банка России, находящиеся  в обращении в качестве законного  средства наличного платежа на  территории РФ, а также изымаемые  либо изъятые из обращения,  но подлежащие обмену указанные  денежные средства.

     - средства на банковских счетах  и в банковских вкладах (п. 1 ст. 1 Закона)

     Понятие «внутренние ценные бумаги» охватывает:

     - эмиссионные ценные бумаги, номинальная  стоимость которых указана в  валюте РФ и выпуск которых  зарегистрирован в РФ

     - иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты, выпущенные на территории РФ ( п. 3 ст. 1 Закона)

     Под иностранной валютой понимают денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монты, находящиеся в обращении  соответствующего иностранного государства

     Т.о. содержание валютных правоотношений образуют права субъектов на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности.

     Осуществление валютного регулирования возлагается  на Правительство РФ, которое и  является органом валютного регулирования.

     Основными принципами валютного регулирования  и валютного контроля в РФ являются:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.
  3. Единство внешней и внутренней валютной политики государства
  4. Единство системы валютного регулирования и контроля.

     Законодательством предусмотрен широкий круг прав резидентов и нерезидентов на совершение различного рода валютных операций. Так, резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках только с разрешения Банка России на условиях, им устанавливаемых.

     Нерезиденты вправе иметь валютные счета, как  в России, так и за границей, а  также рублёвые счета с разным правовым режимом.

Информация о работе Понятие, виды и особенности финансовых правоотношений