Правовое регулирование аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Аудитор – древняя профессия. Латинское слово «auditor» означает «слушатель». Так в духовных училищах первоначально называли отлично успевающего ученика, который по заданию учителя выслушивал («audiо» - он слышит, слушатель) других учащихся, проверял, как усвоены ими уроки. Отсюда и происхождение названия «аудит». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами и означает внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору.

Содержание

1 Возникновение аудита…………………………………………………………….3
2 Необходимость аудита………………………………………………………….…5
3 Понятие аудита ……………………………………………………………………6
4 Принципы проведения аудита…………………………………………………...10
4.1 Основные виды аудита…………………………………………………..…12
4.2 Организация и проведение аудиторской проверки………………………14
4.3 Аудиторское заключение как результат аудиторской проверки………..16
5 Государственное регулирование аудиторской деятельности………………....18
6 Общественное регулирование аудиторской деятельности…………………….21
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………2

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование аудиторской деятельности.doc

— 148.50 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Возникновение аудита…………………………………………………………….3

2 Необходимость аудита………………………………………………………….…5

3 Понятие аудита ……………………………………………………………………6

4 Принципы проведения аудита…………………………………………………...10

4.1 Основные виды аудита…………………………………………………..…12

4.2 Организация и проведение аудиторской проверки………………………14

4.3 Аудиторское заключение как результат аудиторской проверки………..16

5 Государственное регулирование аудиторской деятельности………………....18

6 Общественное регулирование аудиторской деятельности…………………….21

Заключение………………………………………………………………………….24

Список литературы…………………………………………………………………25

 


1 Возникновение аудита

 

Аудитор – древняя профессия. Латинское слово «auditor» означает «слушатель». Так в духовных училищах первоначально называли отлично успевающего ученика, который по заданию учителя выслушивал («audiо» - он слышит, слушатель) других учащихся, проверял, как усвоены ими уроки. Отсюда и происхождение названия «аудит». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами и означает внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору. Эти услуги в первооснове представляли процесс проверки аудиторами правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого государственными бухгалтерами на местах.

На развитие аудита оказывало влияние множество факторов политического, социального, экономического, юридического и профессионального характера. В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.

Из-за отсутствия объективных экономических причин и общественной потребности в аудите в те годы он не стал необходимым звеном экономической жизни России. Последующие попытки внедрить аудит в нашей стране предпринимались в 1888 г. – спустя более 150 лет. К идее аудита возвращались в начале XX века (1907 – 1912 гг.) и в 1929 – 1930 гг.. Как правило, это было связано с проведением экономических реформ. Во времена существования в нашей стране плановой экономики, когда широко применялся финансовый контроль и ревизия, само понятие «аудит» в бухгалтерском обиходе отсутствовало. Формирование и развитие в России рыночных отношений, создание предприятий различных организационно – правовых форм (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д.) обусловило возникновение аудита.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная протребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности компании с тем, чтобы были получены достоверные данные, показывающие действительное финансовое положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности за определенный период. Полагаться всецело на бухгалтеров и руководителей самой фирмы было делом рискованным, так как нередко были случаи банкротства предприятий, в результате которых акционеры и пайщики или кредиторы теряли свои капиталы. Возникновение недоверия акционеров и кредиторов, с одной стороны, и налоговых органов, с другой, к достоверности бухгалтерских балансов и отчетов о доходах и было побудительным толчком, приведшим к появлению бухгалтеров-аудиторов, которые должны были изучить и проанализировать отчетность акционерного общества и лишь после этого дать квалифицированное заключение о ее достоверности. При обсуждении годового отчета общества на общем собрании акционеров заслушивалось заключение аудитора, а затем отчет утверждался (или не утверждался) и делалась оценка деятельности правления общества.

Соответствующее звание бухгалтер-аудитор получает после сдачи  трудных экзаменов по ряду учетно-аналитических, финансовых, правовых дисциплин и по автоматизированной обработке данных. Однако важнейшим условием для допуска к экзаменам является наличие соответствующего образования и необходимый стаж практической работы, в том числе не маловажным считается безупречная репутация.

 

 

 

2 НЕОБХОДИМОСТЬ АУДИТА

 

Чем же вызвана необходимость аудита в современных условиях? Рыночные отношения диктуют взаимную заинтересованность в достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов различных пользователей указанной отчетности: акционеров (собственников), инвесторов, заимодавцев, кредиторов, государственных органов в лице налоговых инспекций, органов статистики и др. Присутствуя, например, на годовом собрании акционеров, у акционера нередко возникает вопрос: а все ли данные, отраженные в бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс форма № 1, отчет о прибылях и убытках форма № 2 и др.) достоверны? Соответствуют ли они реальному положению дел? Разумно ли предприятие за прошедший период распоряжалось его деньгами и какова отдача от произведенных акционером вложений?

Совет директоров не всегда заинтересован показать свои просчеты и недостатки, поэтому полагаться на объективность разъяснений этого исключительного органа не всегда разумно. Отразить истинное положение дел на предприятии в этом случае может только независимое от руководства экономического субъекта лицо – аудитор. Инвестор, принимая ответственное решение о вложении средств в то или иное предприятие и рискуя своими деньгами, также не может полагаться только на данные этого предприятия. Инвестору нужен максимум точной и объективной информации. В этих условиях он так же вынужден обратиться к третьим лицам, аудиторам, с просьбой подтвердить качество и достоверность представленной информации.

Аудиторы, обладающие специальными знаниями и необходимым опытом для проверки, всесторонне изучив финансовое состояние экономического субъекта, выносят свое независимое суждение о достоверности либо недостоверности предоставленной информации. Кроме этого, аудиторы определяют соответствие совершенных бухгалтерией предприятия хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. 

 

3 ПОНЯТИЕ АУДИТА

 

Существует множество определений аудита – одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.

Правовую базу аудиторской деятельности составляют Гражданский кодекс РФ, федеральные законы: от 21.11.96 № 129-ФЗ (в редакции от 23.07.98 № 123-ФЗ) «О бухгалтерском учете», от 25.09.98  № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 02.12.90 № 394-ФЗ (в редакции от 26.04.95 № 65-ФЗ, от 27.12.95 № 210-ФЗ, от 27.12.95 № 214-ФЗ) «О Центральном банке Российской Федерации» другие законы, регулирующие отношения собственности, деятельность акционерных обществ, кредитных учреждений.

Непосредственной основой регулирования аудиторской деятельности являются: Федеральный закон РФ от 07.08.01 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Постановление Правительства РФ от 23.09.02 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», от 29.03.02 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности», Постановление Правительства РФ от 06.02.02 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ», от 11.02.02 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации», от 29.03.02 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.

Основной целью аудита является выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторской деятельностью в Российской Федерации имеют право заниматься физические лица (аудиторы) и юридические лица (аудиторские фирмы).

Аудиторы могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, т.е. как физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), либо в качестве штатного работника аудиторской организации, а также в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности. Аудиторская организация согласно закону об аудиторской деятельности может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Аудиторские фирмы в РФ осуществляют свою деятельность при условии, что:

–          в их уставном капитале доля, принадлежащая аттестованным аудиторам составляет не менее 51%;

–          не менее 50% кадрового состава граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ (если руководитель иностранный гражданин – не менее 75%);

–          в штате аудиторской организации состоит не менее пяти аудиторов.

Аудиторы и аудиторские фирмы могут образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Для осуществления аудиторской деятельности аудиторы должны пройти аттестацию.

Аттестация – это проверка квалификации физических лиц, изъявивших желание заниматься аудиторской деятельностью, с выдачей кандидатам, успешно сдавшим необходимые квалификационные экзамены, документа - квалификационного аттестата аудитора установленного образца. Перечень документов, требований и условий, необходимых для обмена квалификационных аттестатов аудитора установлен в Письме Минфина РФ от 25.04.02 г. № 28-01-21/871/СШ.

К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого года проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Лица, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается центральными аттестационно-лицензионными аудиторскими комиссиями (ЦАЛАК) соответственно Минфина РФ и Центробанка РФ без ограничения срока действия. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу.

Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность только после государственной регистрации и получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензирование – процедура выдачи специального разрешения (лицензии), дающего право осуществлять аудиторскую деятельность аттестованным аудиторам, а также организациям, отвечающим требованиям законодательства, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве субъектов предпринимательской деятельности.

Постановлением Правительства  РФ от 29.03.02 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» определен  порядок лицензирования аудиторской деятельности.

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов РФ (лицензирующий орган). Лицензии Министерства финансов РФ выдаются отдельно на осуществление следующих видов аудиторской деятельности:

а) банковский аудит

б) аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);

в) аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

г) общий аудит (аудит иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Поэтому, если аудитор (аудиторская фирма) имеет лицензию и квалификационный аттестат только на осуществление общего аудита, то он не имеет права проводить аудиторские проверки страховых организаций, бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов.

Лицензии выдаются по заявлению соискателя лицензии на три, два или один год, и срок их действия не продлевается. По истечении срока действия лицензии по заявлению соискателя лицензии моет быть выдана новая лицензия.

Лицензирующий орган осуществляет надлежащий надзор за соблюдением лицензионных требований и условий. При обнаружении нарушений лицензионный требований Минфин вправе аннулировать лицензию. Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы выдавшими их органами в случаях:

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности