Правовое регулирование аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Аудитор – древняя профессия. Латинское слово «auditor» означает «слушатель». Так в духовных училищах первоначально называли отлично успевающего ученика, который по заданию учителя выслушивал («audiо» - он слышит, слушатель) других учащихся, проверял, как усвоены ими уроки. Отсюда и происхождение названия «аудит». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами и означает внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору.

Содержание

1 Возникновение аудита…………………………………………………………….3
2 Необходимость аудита………………………………………………………….…5
3 Понятие аудита ……………………………………………………………………6
4 Принципы проведения аудита…………………………………………………...10
4.1 Основные виды аудита…………………………………………………..…12
4.2 Организация и проведение аудиторской проверки………………………14
4.3 Аудиторское заключение как результат аудиторской проверки………..16
5 Государственное регулирование аудиторской деятельности………………....18
6 Общественное регулирование аудиторской деятельности…………………….21
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………2

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование аудиторской деятельности.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления для ее получения аудитором (учредителями аудиторской фирмы) недостоверных сведений;

б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

в) предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя экономического субъекта), за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;

е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.

Аудиторы и аудиторские фирмы, помимо проведения проверки, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также наличия профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа. По закону об аудиторской деятельности аудиторским организациям и отдельным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих услуг.

 

4 ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА

 

Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать  и использовать в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера следующие профессиональные этические принципы: независимости; объективности; полноты; конфиденциальности.

Независимость заключается в отсутствии у аудитора при формирование его мнения финансовой, имущественной или родственной заинтересованности в отношении проверяемого предприятия, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости регламентируется нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов.

Объективность заключается в обязательной непредвзятости, беспристрастности и неподвластности какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений. При этом проверяемая документация должна соответствовать действующим нормативным документам, а учетные данные проверяемого предприятия – фактическому положению дел.

Полнота характеризуется достаточным составом проверяемых документов предприятия для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности. Полнота проверки во многом зависит от аудиторской выборки. Руководителям и другим должностным лицам, проверяемого субъекта запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита.

Конфиденциальность – это обязанность аудиторов и аудиторских организаций обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) третьим лицам и не разглашать содержащиеся в низ сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта. Данные, полученные в ходе аудиторской проверки. проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда могут быть преданы гласности только с разрешения указанных органов. Конфиденциальность соблюдается и в том случае, если  разглашение информации не может нанести проверяемому субъекту материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно, независимо от продолжения или прекращения отношений с клиентом, и не имеет ограничений  по времени.

 

4.1 Основные виды аудита

 

В зависимости от субъекта, проводящего аудиторские проверки, они подразделяются на внешние, проводимые аудиторами и аудиторскими  фирмами, и внутренние, проводимые соответствующими структурами самого хозяйствующего субъекта. Внешний аудит  проводится на основании  договора между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором). При этом аудиту подлежит главным образом система учета и отчетности предприятия. Основной целью аудиторской фирмы является оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства. При проведение проверки аудиторская фирма руководствуется общепринятыми аудиторскими стандартами.

Большое значение имеет внутренний аудит, который должен оперативно проводить проверку и надзор за соблюдением требований законодательства; точности и полноты документации бухгалтерского учета; обеспечения сохранности имущества; своевременности и достоверности бухгалтерской отчетности и т.д. Основным объектом внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия. При этом организация, роль и функция внутреннего аудита определяются самим предприятием, т.е. его руководством или собственником. Основную часть функций  внутреннего аудита выполняют специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате предприятия. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1.      контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

2.      подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3.      анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

4.      оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на все экономические субъекты, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.) называется инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.

В отличие от инициативного обязательный аудит регламентируется государством. Согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты по следующей системе показателей:

1.   по критерию организационно-правовой форме – все открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала

2.   по виду деятельности: кредитные организации; страховые организации или обществом взаимного страхования; товарные или фондовые биржи; инвестиционные фонды; внебюджетные фонды, источники образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления юридических и физических лиц; фонды, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления юридических и физических лиц.

3.   по источникам формирования уставного капитала – в уставном капитале (фонде) организации имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Организации или индивидуальные предприниматели, подлежащие обязательному аудиту, обязаны к сдаче годовой бухгалтерской отчетности предоставлять аудиторское заключение в территориальный налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика. Как обязательный так и инициативный аудит проводятся на основании договора, заключенного с аудиторской фирмой и проверяемым экономическим субъектом.

По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) необходимо иметь соответствующие лицензии, выдаваемые Центральным банком и Мин. финансов РФ. Термин «государственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако, в Счетной палате Российской Федерации существует должность аудитора.

 

4.2 Организация и проведение аудиторской проверки

 

Одно из основных условий обеспечения успешного проведения аудиторской проверки это правильная организация аудиторской работы. Основными стадиями аудиторской проверки являются: планирование аудита; получение аудиторских доказательств; использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта третьими сторонами; документирование аудита; обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключение. Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности предприятия. Цель планирования – организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо  определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения, разработать общий план и программу аудита.

В ходе аудита должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемой организации. При проведении проверки может быть использована работа других лиц: ассистентов аудитора, привлеченных экспертов, внутренних аудиторов, других аудиторских организаций. Привлечение других лиц к аудиторской проверке не снимает с аудиторской организации ответственности за выражаемое мнение о бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия и не уменьшает степень этой ответственности. В ходе аудита должны документироваться основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства качественного проведения аудита. Рабочая документация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности того или иного мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На этапе подготовки заключения о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия аудиторская организация обязана обобщить и оценить выводы, сделанные на основе полученных данных. Сделанные выводы о  степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта находят свое отражение в аудиторском заключении.

 

 

 

4.3 Аудиторское заключение как результат аудиторской проверки

 

Аудиторское заключение – это акт, в котором излагаются выявленные при проверке недостатки производственной, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, приводятся факты нарушения, бесхозяйственности, злоупотребления, хищений, незаконного расходования средств, размеры причиненного ущерба и последствия допущенных нарушений, неправильное ведение бухгалтерского учета при составлении отчетности, факты неправильного исчисления прибыли и налогов, и др.

Заключение аудитора имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, судебных органов.

Аудиторское заключение состоит из 3-х частей: вводной, аналитической и итоговой. Вводная часть представляет собой сведения об аудиторской фирме. Аналитическая часть является отчетом аудиторской фирмы предприятию об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности предприятия, а также соблюдение законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Данная часть заключения включает наименование проверяемого предприятия, объект аудита, период деятельности за который проводится проверка, общие результаты проверки. Как правило, к аналитической части (отчету) прилагаются конкретные предложения по устранению выявленных в ходе аудиторской проверки нарушений законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций и внесению поправок в составленную ранее отчетность. Лишь после проверки выполнения указанных предложений аудитор (аудиторская фирма) приступает к составлению итоговой части аудиторского заключения, именуемой «Заключение аудиторской фирмы». Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мнение аудиторской фирмы или аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта. Она адресуется учредителям субъекта, если иное не установлено договором на проведение аудита.

Каждая страница заключения подписывается аттестованным аудитором (руководителем аудиторской группы), а также руководителем аудиторской фирмы и заверяется печатью фирмы.

Заключение составляется в трех экземплярах: 1-ый экземпляр – в организацию, назначившую  проверку; 2-ой экземпляр – вручают директору проверяемого предприятия; 3-ий экземпляр – остается у аудиторской фирмы.

По нарушениям и замечаниям, отраженным в аудиторском заключении на предприятии составляется план мероприятий по их устранению. На главного бухгалтера возлагается ответственность за контролем по исправлению допущенных ошибок в бухгалтерском учете.

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности