Правовое регулирование финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые, специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.). Обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.
В экономической и правовой литер

Содержание

Введение 3
1. Распределение компетенций государственных органов и органов местного самоуправления в финансовой деятельности 5
2. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления 8
3. Бюджетное регулирование – основная форма деятельности государства и органов местного самоуправления .10
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Фин.право контр.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Академия  ФСИН России

Институт  подготовки государственных и муниципальных  служащих 

Форма обучения экстернат 

Специальность 030501.65 – «Юриспруденция» 
 

Контрольная работа  
 

          По дисциплине: Финансовое право  
           

          На тему: Правовое регулирование финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления 
           
           
           
           

                Выполнил:

                            С.В. Кутякин  

                Научный руководитель:

                             А.П. Слепов 
                 
                 

Рязань 2008

Содержание: 

Введение 3

1. Распределение компетенций государственных органов и органов местного самоуправления в финансовой деятельности 5

2. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления 8

3. Бюджетное регулирование – основная форма деятельности государства и органов местного самоуправления .10

Заключение 13

Список использованной литературы 15

 

      Введение 

     Финансовое  право Российской Федерации – наука и отрасль в современных условиях становления рыночной экономики, замены прежнего механизма управления экономическими процессами новыми методами хозяйствования – выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя все более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.

     Финансовые  отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые, специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.). Обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.

     В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

     1. экономических отношений возникающих  в процессе создания, распределения  и использования определенных  фондов денежных средств, необходимых  государству для выполнения своих задач и функций;

     2. фондов денежных средств, мобилизованных  государством для осуществления своих задач.

     Совокупность  звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему Российской Федерации, которую составляют следующие  институты:

     1. бюджетная система с входящими  в нее государственными и местными бюджетами;

     2. внебюджетные целевые фонды;

     3. финансы предприятий, объединений,  организаций, учреждений, отраслей  народного хозяйства;

     4. имущественное и личное страхование;

     5. кредит (государственный и банковский).

     В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные), фонды банковской системы, фонд страховых организаций, фонды общественных и региональных организаций, фонды иных юридических лиц.

     Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с ним местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Распределение компетенций государственных органов и органов местного самоуправления в финансовой деятельности. 

     «Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны».

     Характеризуя  финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

     Содержание  финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ (министерство, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

     Финансовая  деятельность государства и органов  местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее   существенные   особенности   и   целенаправленность.

     Основное  содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

     Основными из них являются, федерализм, законность, гласность, плановость.

     Принцип федерализма финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции Российской Федерации зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации).

     Принцип законности финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования  фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения правонарушителем не государственного принуждения.

     Принцип гласности при осуществлении  финансовой деятельности проявляется  в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с  помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

     Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

     «Существует система органов управления, для  которых сама финансовая деятельность – основная, определяющая содержание, их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции». Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы – бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

     В единую систему органов государственного управления финансами в РФ входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

     Особенностью  финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

     Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного,  кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

     Органы  государственного управления РФ и субъектов  РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции. 
 
 
 
 
 
 

     2. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. 

     Правовые  формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

     Итак, «финансово-правовые акты – это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию».

     Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим  свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

     По  юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные  и индивидуальные. К нормативным  относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений  и содержит общие правила поведения  их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

     По  юридической природе финансово-правовые акты делятся на: а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства; 6) подзаконные.

     Финансово-плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

     «К  финансово-плановым актам относятся.

     1) основной финансовый план государства  – федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

     2) финансовые планы государственных  и муниципальных целевых фондов;

     3) финансово-кредитные и кассовые  планы банков;

     4) финансовые планы страховых организаций;

     5) финансовые планы и сметы министерств,  ведомств, других органов государственного  управления;

     6) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

     7) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете».

     Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовое регулирование финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления