Правовое регулирование финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые, специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.). Обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.
В экономической и правовой литер

Содержание

Введение 3
1. Распределение компетенций государственных органов и органов местного самоуправления в финансовой деятельности 5
2. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления 8
3. Бюджетное регулирование – основная форма деятельности государства и органов местного самоуправления .10
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Фин.право контр.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     3. Бюджетное регулирование - основная форма деятельности государства и органов местного самоуправления. 

     Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности. Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:

     1) установление и распределение  регулирующих источников доходов  бюджета;

     2) перераспределение самих бюджетных  источников;

     3) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

     4) ссуды, выделяемые одним бюджетам  из средств других бюджетов.

     Основной  метод бюджетного регулирования - установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

     «Закрепленные доходы – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет».

     Регулирующие  доходы бюджетов – это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов в виде процентных исчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.

     Если  названные методы оказались недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета ниже стоящему в форме дотации, субвенции или субсидии.

     «Дотация  – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

     Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов».

     В отличие от дотации, субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

     Субсидия  – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     Трансферт – перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов.

     В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер: 1) при утверждении бюджета устанавливается предельный уровень (размер) дефицита; 2) привлечение средств путем выпуска займов (государственных и местных) и использование кредитов; 3) при превышении уровня бюджетного дефицита вводится механизм секвестра расходов.

     Секвестр  – специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

     Решение о секвестре принимается представительным органом по предложению исполнительного  органа власти. Механизм секвестра  может вводится и в случае, если в ходе исполнения бюджета дефицит не уменьшается, результатом чего является невозможность финансирования бюджетом мероприятий.

     Секвестру не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется Государственной  Думой, высшими представительными  органами власти субъектов РФ и местными органами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

     Государственные финансы включают в себя:

     1) Бюджет – экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.

     2) Внебюджетные фонды – специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.

     Источники формирования:

     а) специальные целевые налоги, займы  и доходы от проведения денежно вещевых  лотерей;

     б) субсидии из бюджета;

     в) дополнительные доходы и сэкономленные  финансовые ресурсы;

     г) добровольные взносы и пожертвования.

     Внебюджетные  фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме, их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений.

     3) Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

     Формы государственного кредита: государственные  займы; казначейские ссуды.

     Финансовые  ресурсы – доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы являются материально-вещественным воплощением самих финансовых отношений. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.

     Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости общественного продукта, но степень участия каждого из них различна.

     Финансы воздействуют на общественное воспроизводство  в следующих направлениях:

     - финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;

     - финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

     - финансовое стимулирование экономики. 

        
 

     Список  использованной литературы: 

1. Конституция  Российской Федерации 1993 г.

2. Вострикова Л.Г. Финансовое право. М., 2005.

3. Грачева  Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое  право России. М., 1998.

4. Финансовое право/Под ред. Евстигнеева Е.Н., Викторовой Н.Г. С.-П., 2002.

5. Савин  А.Ю. Финансовое право. М., 1997.

6. Финансовое право / Под ред. Химичевой Н.И. М., 2000.

Информация о работе Правовое регулирование финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления