Правовое регулирование государственного долга РФ (1992 – 2012 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств. Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..........….3
Глава 1. Понятие государственного долга…………………………………………….6
1.1. Внутренний государственный долг………………………………………..……..6
1.2. Внешний государственный долг…………………………………………………..8
Глава 2. Управление государственным долгом РФ…………………….………..…13
2.1. Методы и реализация управления внутренним государственным долгом......13
2.2. Методы и реализация управления внешним государственным долгом…..18
Глава 3. Обслуживание государственного долга……………………………………22
3.1. Методы и реализация обслуживания внутреннего государственного долга…23
3.2. Методы и реализация обслуживание внешнего государственного долга……23
Заключение………………………………………………………………………….….26
Список литературы…………………………………………………………..…….….28

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 59.69 Кб (Скачать)

                                                 Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..........….3

Глава 1. Понятие государственного долга…………………………………………….6

1.1. Внутренний государственный долг………………………………………..……..6

1.2. Внешний государственный долг…………………………………………………..8

Глава 2. Управление государственным долгом РФ…………………….………..…13

2.1. Методы и реализация  управления внутренним государственным  долгом......13

2.2. Методы и реализация  управления внешним государственным  долгом…..18 
Глава 3. Обслуживание государственного долга……………………………………22

3.1. Методы и реализация  обслуживания внутреннего государственного долга…23

3.2. Методы и реализация  обслуживание внешнего государственного  долга……23

Заключение………………………………………………………………………….….26

Список литературы…………………………………………………………..…….….28

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

 Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое  в те или иные периоды своей  истории не сталкивалось бы с проблемой  государственного долга. Государственный  долг является неотъемлемой частью большинства  финансовых систем государств мира. Мировая  практика свидетельствует о широком  использовании государством заемной  политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный  долг - это нормальное явление в  финансовом хозяйстве каждого цивилизованного  государства.

Государственный долг Российской Федерации представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации (ст.97 БК РФ).

Долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в  форме:

- кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени РФ как заемщика, с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями;

- государственных займов, осуществляемых путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

- договоров и соглашений  о получении Российской Федерацией  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы РФ;

- договоров о предоставлении  Российской Федерацией государственных  гарантий;

- соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени РФ, о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств РФ прошлых  лет (ст. 98 БК РФ).

Под управлением государственным  долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений  экономической политики государства, связанной с его деятельностью  в качестве заемщика.

Управление государственным долгом заключается:

- в формировании политики в  отношении государственного долга;

- в установлении границ государственной  задолженности (в том числе  в определении общего объема  бюджетного дефицита и, следовательно,  объемов заимствований, необходимых  для его финансирования);

- в установлении возможности  и целесообразности финансирования  за счет государственного долга  общегосударственных программ.

Под управлением государственным  долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных  с выпуском и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию  рынка государственных ценных бумаг.

Настоящая тема исследования остается открытой для изучения, так как существует немало работ относительно правового  регулирования государственного долга РФ. В процессе написания курсовой работы были изучены труды следующих авторов: А.Е. Воробьева, Т.В. Чекушиной,

Ю. Воронина, В. Кабашкина, Е.С. Подвинской.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы комплексно изучить особенности правового регулирования государственной долга Российской Федерации. Для этого поставлены задачи:

- раскрыть понятие внутреннего  и внешнего государственного  долга;

- проанализировать методы  управления государственным долгом;

- исследовать методы и  реализацию обслуживания государственного  долга.

Объектом исследования выступают  общественные отношения, возникающие по поводу управления государственным долгом.

Предметом исследования стали нормы финансового права Российской Федерации, закрепляющие правовое регулирование государственного долга Российской Федерации.

В своей исследовательской  работе я использовала такие методы исследования как формально-юридический  и сравнительно-правовой.

Настоящая курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Первая глава  раскрывает понятие государственного долга. Вторая глава исследует управление государственным долгом. В третьей  главе проанализировано обслуживание государственного долга.

 

 

 

Глава 1. Понятие  государственного долга.

    1. Внутренний государственный долг.

Исходя из определения  государственного долга РФ, можно  выделить два его вида: внутренний и внешний.

Согласно определению, данному  в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ, внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  перед Российской Федерацией, возникающие  в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных  кредитов (заимствований).

Долговые обязательства  РФ по внутреннему долгу могут  существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями;

- государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

- договоров о предоставлении государственных гарантий РФ;

- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов1.

В объем внутреннего государственного долга включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской  Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  Бюджетного Кодекса РФ2.

В статье 98.1 Бюджетного Кодекса  РФ предусмотрено списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к  погашению кредитором в течение  срока исковой давности, установленного законодательством РФ. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Соответственно, в случае если кредитор в течение данного  срока не предъявит к погашению  долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями  обязательства и нормативными правовыми  актами действия, то долговое обязательство  считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная  гарантия России, считается полностью  прекращенным и списывается с  государственного внутреннего долга  РФ по истечении срока данной гарантии.

Внушительный размер внутреннего  государственного долга отражает не лучшее состояние экономики России на данный момент. Чтобы эффективно справляться с такими задолженностями  необходимо соответствующее управление. Одним из методов регулирования  внутреннего государственного долга  Российской Федерации является установление верхнего предела задолженности. Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2011 год» установлен верхний предел государственного внутреннего долга  Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 4 554,5 млрд. рублей, что  на 38,1% выше, чем на 1 января 2011 года. Верхним пределом государственного внутреннего долга на 1 января 2013 года установлено 5 462,7 млрд. рублей.

Размеры и структура государственного внутреннего долга представлены в программе государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации  и муниципальных образований. Программа  входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета  на очередной финансовый год.

2.2. Внешний государственный  долг.

Согласно определению, данному  в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ, внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых  иностранных кредитов (заимствований).

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией, и обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте, в том числе по целевым  иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные  гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте.3

Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации  понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных  ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внешние  заимствования Российской Федерации  осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также  для погашения государственных  долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления государственных  внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров  о предоставлении государственных  гарантий для привлечения внешних  кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации  осуществлять внешние заимствования  может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга России утверждаются федеральным законом о Федеральном  бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств (ст. 106 БК РФ).

Предельный объем государственных  внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России.

При этом Правительство  Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год предельного  объема государственных внешних  заимствований, если при этом оно  осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая  приводит к снижению расходов на его  обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

Информация о работе Правовое регулирование государственного долга РФ (1992 – 2012 гг.)