Правовое регулирование государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

В современный период, когда у Российской Федерации сохраняется значительный по объему государственный долг не вызывает сомнений, что он нуждается в организации, упорядочении, регулировании со стороны государства в целях поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания государственного долга. Необходимо отметить, что сложившаяся организационно-функциональная структура управленческого цикла в области долговой политики государства получила юридическое оформление.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 39.56 Кб (Скачать)

  Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной  стоимости. В отношениях банковского  кредита участвуют две стороны: банк -- в роли кредитора (заимодавца), юридические и физические лица -- в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.

  Если  отношения банковского кредита  имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, то результатом госкредитных операций выступает внутренний государственный  долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

  Представители финансово-правовой науки дореволюционной  России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным  и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:

  1. В отношениях по государственному  кредиту всегда имеется верховенство  государства, несмотря на то, что  государство является заемщиком  (должником), а не кредитором. При  банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой  прав по применению мер принуждения,  предоставляемых ему законом  в случае неисправности должника.

  2. Учитывая особую роль государства,  оно заключает долгосрочные займы  без обеспечения их каким-либо  залогом, тогда как при заключении  договоров долгосрочных банковских  ссуд необходимо предоставление  залога.

  3. При банковском кредите договор  банковской ссуды заключается,  как и любой гражданско-правовой  договор, на условиях равенства  сторон. Применение принципа диспозитивности,  в регулировании отношений по  банковскому кредиту абсолютно  несовместимо с элементом принуждения  при заключении кредитной сделки. При государственном же кредите  принуждение «имеет иногда место  при заключении займа».

  Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части  национального богатства. В сферу  его применения попадает часть доходов  и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства - подписка на государственные займы).

  Формирование  посредством госкредитных отношений  дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные  возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует  возврат средств с уплатой  кредиторам установленного дохода в  виде процентов. Госкредитные отношения  и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения  по возврату средств и выплате  вознаграждения также имеют перераспределительный  характер.

  Кредиторами выступают физические и юридические  лица, заемщиком - государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет  мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для  этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного  обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного  процесса государственные займы  у населения временно уменьшают  его платежеспособный спрос. Из обращения  изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

  В последнее время государство  в отношениях по госкредиту выступает  в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных  либо льготных условиях предоставляет  казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых  имеет важное значение для всего  общества в целом, либо в целях  стабилизации экономики страны.

  Итак, государственный кредит -- это совокупность экономических отношений между  государством в лице его органов  власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими  лицами, с другой, при которых  государство выступает преимущественно  в качестве заемщика, а также кредитора  и гаранта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
  1. Виды  государственного кредита

  Выделяются  следующие виды государственного кредита:

  - Государственный финансовый кредит;

  - Государственный экспортный кредит;

  Государственный финансовый кредит представляет собой  форму бюджетного кредита, при которой  РФ предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и  на условиях, предусмотренных соответствующим  соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.

  Государственный экспортный кредит представляет собой  форму бюджетного кредита, при которой  за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика -- импортера  товаров и услуг, в объеме и  на условиях, предусмотренных соответствующим  соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства  или соответствующим договором  между банком -- агентом Правительства  РФ и иностранным заемщиком -- импортером товаров и услуг или его  банком-кредитором, при наличии государственной  гарантии иностранного государства  по возврату этого кредита, платежи  в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу РФ.

  Согласно  статье, 125 БК РФ программа предоставления государственных финансовых и государственных  экспортных кредитов представляет собой  перечень государственных финансовых кредитов и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год  и плановый период с указанием  по каждому из них:

  1) наименования иностранного государства  и иностранного юридического лица получателя государственного финансового кредита и государственного экспортного кредита;

  2) наименования гаранта возврата  государственного финансового кредита  и государственного экспортного  кредита, если условиями договора  о предоставлении государственного финансового кредита и государственного экспортного кредита предусматривается наличие гарантии;

  З) целей предоставления государственного финансового кредита и государственного экспортного кредита;

  4) общей суммы государственного  финансового кредита и государственного  экспортного кредита на весь  срок использования;

  5) срока использования государственного  финансового кредита и государственного  экспортного кредита;

  6) процентной ставки по государственному  финансовому кредиту и государственному  экспортному кредиту;

  7) срока погашения государственного  финансового кредита и государственного  экспортного кредита;

  8) прогноза объема бюджетных средств  направленных на оплату товаров  и услуг для государственного  экспортного кредита;

  9) прогноза объема предоставления  денежных средств для государственного  финансового кредита.

  Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и  плановый период утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в качестве отдельного приложения к указанному закону.

  В случае не утверждения Государственной  думой очередной программы предоставления государственных финансовых и государственных  экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период действие ранее  утвержденной программы продлевается на очередной финансовый год и  плановый период. 
 
 

  
  1. Финансово-правовое регулирование государственного кредита

  Финансово-правовое регулирование государственного кредита  характеризуется усилением его  взаимосвязи с другими институтами  и подотраслями финансового права. Это очевидно в отношении бюджетного и банковского права, правового  регулирования? валютных отношений, денежного  обращения, безналичных расчетов. Одновременно усиливается взаимосвязь государственного кредита с конституционным, гражданским, международным правом. Это позволяет  сделать вывод о межотраслевом, комплексном характере правового  регулирования государственного кредита  в рамках российской системы права.11 Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. - М.: Финансы и  статистика , 2004

  Правовое  регулирование государственных  внешних ценных бумаг, выпускаемых  Российской Федерацией, во многом связано  с нормами международного частного права, а также обычаями делового оборота иностранных фондовых бирж. Вместе с тем, общего внутреннего  правового регулирования указанных  ценных бумаг на сегодняшний день нет.

  Кроме того, в связи с тем, что в  настоящее время происходит процесс  активного вовлечения еврооблигаций  в государственную долговую политику, на законодательном уровне необходимо закрепить нормы, которые позволят активно использовать облигации  внешних облигационных займов на внутреннем фондовом рынке, что, в конечном счете, будет способствовать аккумуляции  дополнительных средств в бюджет.

  Привлечение заемных средств в форме ценных бумаг способствует проведению денежно-кредитной  политики, которая в соответствии с законодательством осуществляется Центральным Банком Российской Федерации  путем проведения операций на открытом рынке. К таким операциям относятся, например, операции ломбардного кредитования, операции с обратным выкупом -- РЕПО. Единое нормативно-правовое регулирование  подобного рода сделок в настоящее  время практически отсутствует, за исключением нескольких нормативных  актов Банка России. В то же время в связи с активным использованием подобного рода операций на практике, на законодательном уровне необходимо закрепить общие принципы и механизмы их совершения.

  В целях компенсации понесенных расходов федерального бюджета по исполнению обязательства получателя государственной  гарантии в Бюджетном кодексе  Российской Федерации необходимо закрепить  норму, обязывающую гаранта (Российскую Федерацию) предъявлять регрессные требования к получателю гарантии по возмещению уплаченных сумм. Отсутствие предлагаемой нормы приводит тому, что предоставляемая* государственная  гарантия фактически является формой финансирования, целей, которые не запланированы  в расходной части соответствующего бюджета.

  В рамках государственного кредитования как отдельного института произошло  оформление двух групп отношений: отношений, ведущих к формированию внешних  долговых активов Российской Федерации, и отношений по формированию внутренних долговых активов Российской. Федерации, основными критериями, разграничения  которых являются субъект - заемщик  бюджетных средств и валюта кредита.

  В виду отсутствия в современный период легального определения понятия  «управление госдолгом» на законодательном  уровне необходимо закрепить данную основную категорию государственного кредита, конкретизировав ее применительно  к активному и пассивному, внешнему и внутреннему долгу.

  В связи с активным вовлечением  в долговую политику «новых» инструментов управления госдолгом и отсутствием  их законодательного регулирования, необходимо на уровне закона закрепить «новые»  способы управления, а также определить цели и условия их применения.

Информация о работе Правовое регулирование государственного кредита